![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и функции финансов домохозяйств в финансовой системе
Личные финансы -совокупность экономических отношений, связанных с формированием и конечным использованием частных денежных фондов. Личные финансы располагаются на 2-х уровнях: 1) Персональные - система формирования и использования финансовых ресурсов отдельных граждан, в соответствии с их индивидуальными потребностями и целями 2) Финансы домашних хозяйств- система формирования и использования финансовых ресурсов отдельных групп лиц, проживающих в одном помещении и ведущих общее хозяйство в целях совместно потребления и накопления. Все отношения, к-е формируются при осущ-ии фин. деятельности делятся на внутренние и внешние. Внешние отношения связаны с формированием и использованием ресурсов, участвуя в этих отношениях домохозяйство контактирует со страховыми органами, коммерческими предриятиями, пенсионными фондами, гос-вом и др. К внутренним отношениям относятся отношения, связанные с формированием: 1. страхового резерва поддержки текущего уровня потребления 2. фонда накопления, использующегося для приобретения товаров длительного пользования 3. фондоинвестиции домохозяйств 4. фонды поддержки иждивенцев Функции дом. хозяйств сводятся к 2-м: 1) Распределительная 2) Контрольная Распределительная функция личных финансов является ведущей. Это связано с тем, что на уровне личных финансов определяется структура конечного распределения национального дохода государства между потреблением и сбережениями, а также между отдельными секторами промышленности, связанных с производством товаров конечного потребления. Контрольная функция в личных финансах реализуется каждым индивидуумом отдельно и состоит в контроле за порядком формирования и использования личных фондов денежных средств. Значение данной функции ослаблено тем, что очень часто формирование и использование, а также контроль за этими процессами осуществляет одно и то же лицо, в результате чего необходимость контроля отпадает, либо его качество отходит на второй план. Финансовые ресурсы домохозяйств могут формироваться под воздействием 2-х групп факторов: 1) фактор истории; 2) фактор современности К факторам истории относятся: наследство, уровень развития конкретной страны и уровень развития ее граждан; - К факторам современности относятся: уровень человеческого капитала, характеризующийся уровнем образования индивида и его профессиональными навыками; экономическая политика государства, воздействующая как на динамику национального дохода, так и на соотношение доходов в разных секторах экономики. Финансовые ресурсы домохозяйств формируются из двух источников: 1) собственные средства – средства формируемые в результате: индивидуальной трудовой деятельности (заработная плата, доход от подсобного хозяйства); индивидуальной предпринимательской деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг (прибыль от такой деятельности); инвестиционной деятельности (проценты по депозитам, купонный доход по облигациям, дивиденды по акциям); участия в формировании страховых и негосударственных пенсионных фондов (страховые выплаты, пенсии); получения наследства; получения социальных государственных выплат (пенсии, пособия, стипендии); иных причин (выигрыш в лотерее и т.п.). 2) заемные (привлеченные) средства – средства, мобилизованные на кредитном рынке. К заемным средствам относят ссуды, полученные от кредитно-финансовых учреждений, а также частных лиц.
Доходы домохозяйств можно разделять по следующим основным критериям: 1. По форме получения: доходы в денежной форме; натуральной форме. 2. По источникам поступлений: заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами; пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере. 3. По регулярности получения: регулярный доход – это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем; нерегулярным считается доход, который носит разовый, периодический, непостоянный характер. 4. По гарантированности получения: гарантированные (государственные пенсии, доходы по государственным ценным бумагам и др.); условно-гарантированные (заработная плата); негарантированные (доходы от предпринимательской деятельности, ройялти, гонорары, комиссионное вознаграждение и др.). Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения. Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов домохозяйства по всем источникам их поступления. Располагаемые доходы – доходы, остающихся в распоряжении домашних хозяйств, после уплаты налогов и иных обязательных платежей из суммы совокупных доходов. Номинальные доходы – денежная часть располагаемого дохода домашних хозяйств, измеренная в текущих ценах. Реальные доходы домашних хозяйств представляют собой денежную часть располагаемого дохода домашних хозяйств, измеренную в постоянных ценах или ценах базового периода. Расходы домохозяйств также можно классифицировать по целому ряду признаков. 1. По функциональному назначению расходов: личные потребительские расходы (покупка товаров и оплата услуг); налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения. 2. По степени регулярности: постоянные расходы (на питание, коммунальные услуга и др.); регулярные расходы (на одежду, транспорт и др.); разовые расходы (на лечение, товары длительного пользования).
Государственное участие в формировании доходов граждан может происходить по двум направлениям: прямое и косвенное участие. Под прямым участием понимается применение финансовых инструментов, связанных с непосредственными выплатами гражданам бюджетных средств либо средств внебюджетных фондов, а также инструментов удержания части таких доходов в денежной форме. К инструментам прямого регулирования доходов граждан относят: - заработную плату работников бюджетной сферы; - государственные пенсии; - государственные пособия по различным основаниям; - налоговые платежи. Посредством косвенного регулирования доходов домохозяйств и отдельных граждан государство воздействует не столько на сами доходы граждан, сколько на их поведение в качестве субъектов экономической деятельности. При этом основными инструментами косвенного регулирования доходов домохозяйств являются: - установление минимального размера оплаты труда; - налоги на имущество и косвенные налоги; - цены и тарифы на социально-значимые услуги государственных организаций и учреждений. С 1 декабря 2008 г. в России была отменена оплата труда работников бюджетной сферы по ставкам Единой тарифной сетки, которая предполагала деление всех работников на 18 разрядов и оплату их труда в соответствии с этими разрядами. Начиная с указанной даты, оклады устанавливаются для различных профессиональных квалификационных групп работников, сформированных по видам экономической деятельности. Основными элементами систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений в настоящий момент являются: - оклад (должностной оклад) работника, ставка заработной платы; - выплаты компенсационного характера; - выплаты стимулирующего характера.
Под сбережениями обычно понимается часть дохода домохозяйства или гражданина, которая не была потрачена на личное потребление. Целью формирования сбережений обычно являются: - создание страхового резерва под возможное снижение уровня доходов домохозяйства в результате объективных факторов (достижение пенсионного возраста, потеря трудоспособности в результате производственной травмы или хронического заболевания, кратковременной болезни и т.д.); - создание фондов накопления для финансирования покупки дорогостоящих активов, оплаты обучения детей, поездки в отпуск и т.д. На уровень сбережения домохозяйств могут оказывать влияние следующие факторы: - Ожидания населения, связанные с будущей конъюнктурой рынка товаров и услуг.. - Динамика процентных ставок на рынке капиталов. При этом на уровень сбережений влияют, в первую очередь, ставки по кредитам, нежели ставки по депозитам. - Налоговая политика государства.Динамика ставки налогов будут обратно пропорциональна уровню сбережений; - Жизненный цикл семьи. В настоящее время, если основываться на данных опросов Фонда общественного мнения, около 37 процентов населения делают сбережения, при этом среди них превалируют две стратегии: - целевое накопление (сбережения делаются в обязательном порядке в первую очередь), а оставшаяся часть дохода тратиться на текущее потребление (такой стратегии придерживаются около 27 процентов населения); - целевое потребление (на сбережения идет только часть дохода, оставшаяся после осуществления расходов на текущее потребление – такой стратегии придерживается 73 процента граждан).
|