Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2 Предмет и метод бухгалтерского учёта






Тема №6 Предмет и методы бухгалтерского учёта

План:

1.Предмет бухгалтерского учета. Хозяйственные процессы

2. Объекты бухгалтерского учета, их классификация

3. Метод бухгалтерского учета. Первичное наблюдение и текущая группировка данных объектов учета. Стоимостное измерение объектов учета.

1. Предмет бухгалтерского учета. Хозяйственные процессы

Предметом бухгалтерского учета выступает хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.

В ходе работы экономического субъекта финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств.

Хозяйственный процесс – это снабжение (заготовление), производство, продажа, дополняющие друг друга и также являющиеся объектами бухгалтерского учета.

ПРОЦЕСС ЗАГОТОВЛЕНИЯ (СНАБЖЕНИЯ)– приобретение товарно-материальных ценностей различного вида, необходимых для осуществления производственных и хозяйственных нужд. В этом процессе формируется первоначальная стоимость приобретенных ресурсов. В бухгалтерском учете определяется себестоимость приобретенных запасов, отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками и др.

ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВА – процесс изготовления продукции, оказания услуг, выполнения работ. Организация несет затраты на производство готовой продукции, в результате чего формируется себестоимость продукции и калькулирование ее себестоимости.

ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ – осуществление договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, в результате которых поступает выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг на расчетный счет (или другие денежные счета) предприятия.

В процессе продажи определяются расходы, связанные со сбытом, и полная себестоимость проданной продукции, рассчитывается финансовый результат от продаж, отражаются расчеты с покупателями, заказчиками, бюджетом. В результате реализации готовой продукции организация получает денежные средства – выручку. Разница между выручкой и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат.

Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. По основным средствам – из суммы выручки вычитается остаточная стоимость и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам – результат определяется как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов с их продажей.

В бухгалтерском учете отражаются завершенные хозяйственные операции и совершившиеся (прошлые) события (факты хозяйственной деятельности). Это означает, что первичной единицей бухгалтерского наблюдения выступает хозяйственная операция и лишь в тех случаях, когда она приводит к изменению активов организации источников их формирования, - к изменению и прекращению хозяйственно-правовых отношений.

В процессе работы предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств.

Хозяйственные средства организации - товарно-материальные ценности и денежные средства, как принадлежащие организации, так и временно или постоянно находящиеся вне ее собственности.

 

2. Объекты бухгалтерского учета, их классификация

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта (составляющие части предмета) являются:

1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами (ст. 5. Закона " О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ)

Согласно статье 3 Закона 2011 года, «факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение.

В соответствии с Концепцией активами нужно считать хозяйственные средства, контроль над которыми экономический субъект получил в результате свершивших­ся фактов его хозяйственной деятельности и которые должны принести ему экономи­ческие выгоды в будущем.

А будущие экономические выгоды – это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку де­нежных средств в организацию. Считается, что актив принесет в будущем экономиче­ские выгоды организации, когда он может быть:

- использован обособленно или в соче­тании с другим активом в процессе произ­водства продукции, работ, услуг, предна­значенных для продажи;

- обменен на другой актив;

- использован для погашения обязатель­ства;

- распределен между собственниками организации.

Материально-вещественная форма акти­ва и юридические условия его использова­ния не являются существенными критерия­ми отнесения их к активам.

Как видно, главные условия признания актива:

- возможность контроля над ним;

- способность порождать приток денеж­ных средств.

Обязательством нужно считать суще­ствующую на отчетную дату задолженность экономического субъекта, которая является следствием свершившихся проек­тов его хозяйственной деятельности и, рас­четы по которой должны привести к отто­ку активов. Обязательство может возник­нуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

В целом обязательства влекут отток де­нежных средств, то есть создают эффект, противоположный действию активов.

Под источниками финансирования деятельности здесь понимаются все источники, за исключением обязательств, которые поименованы как отдельный объект бухгалтерского учета (п.3 ст.5 Закона N 402-ФЗ). Это объясняется тем, что новый закон распространяется на множество различных экономических субъектов, а не только на коммерческие организации. Поэтому и источники финансирования деятельности экономических субъектов могут быть различными.

Что касается определений доходов и рас­ходов, то они приведены в соответствующих ПБУ (п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Активы, обязательства и источники фи­нансирования деятельности являются эле­ментами бухгалтерского баланса. Доходы и расходы – это элементы отчета о финансо­вом положении. Денежные потоки – элемен­ты отчета о движении денежных средств.

Таким образом, объектом бухгалтерского учета в настоящее время выступает не весь процесс расширенного воспроизводства, а лишь отдельная единичная организация (хозяйствующий субъект), а предметом бухгалтерского учета – ее хозяйственная деятельность, которая состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

1) ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА (имущество) И ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (капитал и обязательства) – объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия.

2) ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ – объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия.

Для целей бухгалтерского учета, анализа и аудита активы могут быть сгруппированы по ряду признаков, в частности:

Классификация активов по видам:
1. Внеоборотные активы:
  • основные средства,
  • нематериальные активы,
  • оборудование к установке,
  • вложения во внеоборотные активы.
2. Оборотные активы: · материальные оборотные средства, · денежные средства, · краткосрочные финансовые вложения, · средства в текущих расчетах.
Классификация хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению:
1. Собственные источники (собственный капитал): ü уставный капитал (складочный, уставной фонд) (счет 80) – сумма средств, которая фиксируется в учредительных документах на момент создания организации как совокупность вкладов учредителей (стоимостная оценка вкладов всех учредителей); ü собственные акции (доли) (81)–это стоимостьакций, выкупленных акционерным обществом у своих акционеров для их последующей перепродажи или аннулирования; ü резервный капитал (счет 82) – собственный капитал организации, создаваемый из прибыли организации используемый для покрытия непроизводственных потерь, убытков, выплаты дивидендов при недостаточности прибыли и др. ü переоценка внеоборотных активов. Коммерческая организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости; ü добавочный капитал(счет 83) – собственный капитал организации, складывается из следующих составляющих: -эмиссионного дохода, -курсовой разницы, связанной с расчетами с учредителями по вкладам в уставный капитал, выраженным в иностранной валюте; - суммы НДС, восстановленного учредителем при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал и переданного учреждаемой организации; ü нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (счет 84) – часть чистой прибыли, нераспределенная между учредителями организации и использованная на накопление имущества предприятия. 2. Заемные источники (созданные за счет обязательств) состоят из долгосрочных и краткосрочных обязательств:
долгосрочные обязательства: краткосрочные обязательства:
ü кредиты и займы– непогашенные долги и займы организации более 12 месяцев; ü отложенное налоговое обязательство (ОНО) – часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или последующих отчетных периодах; ü отложенный налоговый актив (ОНА) –часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах; ü оценочные обязательства –это обязательства, взятые на себя компанией, по которым нельзя точно определить срок исполнения или величину; ü прочие обязательства. ü заемные средства - кредиторская задолженность перед банками другими юридическими и физическими лицами по полученным от них на возвратной основе средствам (67) на срок менее 12 месяцев; ü кредиторская задолженность -долг нашего предприятия в пользу других предприятий и лиц: -поставщикам (счет 60), -покупателям – по полученным от них авансам (62); -кредиторам, которым предприятие должно по нетоварным операциям, – прочим кредиторам (счет 76); - подотчетным лицам по перерасходу по подотчетным суммам (счет 71), - учредителям организации – по оплате им дивидендов (счет 75); ü обязательства по распределению: - перед персоналом по оплате труда (начисленная, но не выплаченная зарплата) – (счет 70), - платежи в государственные внебюджетные фонды (ФСС, ПФ, ФОМС), – (счет 69), - перед бюджетом по налогам и сборам – (счет 68); ü доходы будущих периодов - средства, полученные авансом, погашение задолженности по которым ожидается в следующих отчетных периодах (98); ü оценочные обязательства– это сумы оценочных обязательств, предполагаемый срок исполнения которых превышает 12 месяцев; ü прочие обязательства - обязательства организации, не рассмотренные нами выше, срок погашения которых не превышает 12 месяцев.
       

 

Хозяйственные средства являются активом организации и классифицируются по составу и размещению (характеру использования) на внеоборотные и оборотные активы:

Внеоборотные активы включают в себя нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы.

Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на изобретения, промышленный образец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы данных, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, на селекционные достижения и др.), а также деловая репутация (гудвилл). Как и основные средства, нематериальные активы переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно, по мере амортизации.

Основные средства – это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в течение более одного года. Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму. Их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями, по мере амортизации. В балансе они отражаются по остаточной стоимости (первоначальная за минусом амортизации).

Незавершенное строительство – это затраты организации на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря; расходы на проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и др.).

Доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование с целью получения дохода.

Долгосрочные финансовые вложения – все виды финансовых вложений организации на срок более одного года: инвестиции в дочерние и зависимые общества, в уставные (складочные) капиталы других организаций, в государственные ценные бумаги, а также в займы, предоставленные другим организациям.

Отложенные налоговые активы – та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает.

Оборотные активы (оборотный капитал) состоят из материальных оборотных средств, денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и средств в расчетах.

Материальные оборотные средства – это сырье и материалы, специальная одежда, топливо, тара, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, незавершенное производство, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные покупателям.

Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах в банках.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр. Оборотные активы отражаются во втором разделе актива баланса.

 

Имущество организации и источники его образования находятся в непрерывном движении, во взаимосвязи. Между отдельными видами имущества и источниками его образования взаимосвязь осуществляется посредством хозяйственных операций.

В бухгалтерском учете существует правило: сумма всего имущества организации в денежном выражении на определенную дату равна сумме источников образования имущества на эту же дату. Сумма активов не может быть больше или меньше суммы пассивов. ОНИ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ РАВНЫ.

Как отмечал в своем трактате «О счетах и записях» Лука Пачоли: «К аждому должно быть известно, что никто не может расходовать того, чего у него нет, и не может отдавать того, чего он не получал».

 

3. Метод бухгалтерского учета. Первичное наблюдение и текущая группировка данных объектов учета. Стоимостное измерение объектов учета.

Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия.

Он дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия.

Основные элементы метода бухгалтерского учета можно подразделить на следующие группы:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал