Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первичное наблюдение объектов учета
Ι Ι. Текущая группировка данных объектов учета: Ι Ι Ι. Стоимостное измерение объектов учета: Ι V. Периодическое обобщение хозяйственной деятельности: Ι. Первичное наблюдение объектов учета: 1. ДОКУМЕНТАЦИЯ – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Документ должен быть заполнен с соблюдением определённых требований, придающих ему юридическую силу, и соответственно формам унифицированных первичных документов. Это начало и основа учетного процесса, без которого бухгалтерский учет невозможен. Право совершения операций подтверждается в первичных документах подписями ответственных лиц. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции. А если это не представляется возможным – непосредственно по окончании операции. Некоторые операции нельзя оформить первичными документами в момент их совершения. К таким операциям относятся, например, естественная убыль запасов, усушка готовой продукции. Вскрыть такие операции и оформить на них первичную документацию помогает такой элемент бухгалтерского учета как инвентаризация. 2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – проверка в натуральном выражении материальных ценностей, денежных средств, финансовых обязательств, в результате которой выявляется их фактическое состояние. Производится путем описания, подсчета, измерения, взвешивания и оценки всех остатков средств и средств в натуре, выявление фактического наличия и состояния остатков имущества предприятия и сопоставления их с данными бухгалтерского учета. Это метод контроля наличия и движения имущества, задолженности, работы материально-ответственных лиц. Инвентаризации необходимы для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемый при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Ι Ι. Текущая группировка данных объектов учета: 3. Объекты бухгалтерского учета группируются с помощью еще одного элемента метода – системы счетов – так, чтобы можно было получить необходимые для текущего наблюдения и контроля показателей. СЧЕТА – систематизированный шифр, присвоенный каждому объекту бухгалтерского учета. 4. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ НА СЧЕТАХ – отражение суммы хозяйственной операции дважды (по двум счетам) по текущему состоянию счетов регулярно делается балансовое обобщение хозяйственной деятельности организации. Т.е. подведение общей суммы по видам имущества организации и источникам ее образования. Ι Ι Ι. Стоимостное измерение объектов учета: 5. КАЛЬКУЛЯЦИЯ – способ исчисления затрат на изготовление одной единицы изделия. С помощью этого элемента организация сначала планирует, а затем фактически исчисляет все затраты, связанные с производством и сбытом конкретных видов производимой продукции, Калькуляция себестоимости продукции позволяет: · установить цены на конкретные виды продукции; · выявить рентабельные и нерентабельные производства; · проанализировать плановые и фактические затраты; · выявить резервы снижения себестоимости и роста прибыли. 6. ОЦЕНКА – способ, с помощью которого хозяйственные средства получают денежное выражение. В настоящее время в бухгалтерском учете чаще всего применяется так называемая «историческая» стоимость, когда оценка хозяйственных средств базируется на фактической их себестоимости, т.е. понесенных организацией затратах. Например, в бухгалтерском учете основные средства отражают, как правило, по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость – фактические затраты организации по созданию или приобретению объектов основных средств, включая расходы по доставке, монтажу, установке. Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости накопленной суммы амортизации основных средств. С течением времени первоначальная стоимость основных средств может отклоняться от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или создаваемых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять их восстановительную стоимость. Восстановительная стоимость – это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях (при современных ценах, современной технике и других достижениях научно-технического прогресса). В настоящее время в РФ переоценка основных средств проводится организацией самостоятельно в добровольном порядке. Т.е. не носит обязательного характера. Если организация осуществляет валютные операции, то записи в бухгалтерском учете производятся в валюте расчетов и платежей. Одновременно указанные записи по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операции. Ι V. Периодическое обобщение хозяйственной деятельности: 7. БАЛАНС – способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников в денежном выражении на определенную дату. При этом равенство (в денежном измерителе) хозяйственных средств (имущества) и их источников должно всегда сохраняться независимо от того, сколько и каких операций осуществила организация за отчетный период. Тем самым соблюдается баланс, т.е. равновесие активов и пассивов организации. Это обеспечивается использованием способа двойной записи при разноске операций по бухгалтерским счетам. Последний из рассматриваемых нами элементов метода бухгалтерского учета – отчетность. 8. ОТЧЕТНОСТЬ – совокупность показателей, характеризующих все стороны деятельности предприятия на конец отчетного периода. На практике перечисленные элементы метода бухгалтерского учета используются в следующей последовательности: ü оформляются первичными документами все хозяйственные операции; ü проводится оценка данных первичных документов в денежном измерителе; ü данные первичных документов группируются на соответствующих счетах бухгалтерского учета; ü группировка данных проводится способом двойной записи, т.е. одновременно задействуются, как правило, два бухгалтерских счета; ü реальность записей проверяется при помощи инвентаризации; ü с помощью калькуляции исчисляется себестоимость конкретных объектов (различных видов производимой продукции), что необходимо для выявления финансового результата; ü после выявления финансового результата работы организации в целом за отчетный период (прибыли или убытка) составляется балансовое обобщение – баланс (форма №1); ü заполняются другие формы отчетности об основных показателях, характеризующих работу организации за отчетный период.
|