![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные теоретические парадигмы 20 века /6.02.2012Стр 1 из 10Следующая ⇒
1. понятие теории и понятие парадигмы 2. характеристика 3х основных парадигм 3. классификация парадигм и этапов развития социологии 20го века
Теория – система знаний, которая признана описать, объяснить, возможно, интерпретировать и желательно предвидеть; (не может быть совершенной, всеобъясняющей теории, так как социальная реальность противоречива и динамична) Парадигма – совокупность научных достижений и научных положений, по образцу которых происходит постановка проблемы и поиска их решений.
Три основные парадигмы:
1. позитивистская (объективистская) идет от Конта, Спенсера и далее Парсонса: ПРИНЦИПЫ: Методологический объективизм – общество Рассматривается как независимое от субъекта познания, развивающееся по собственным объективным законам, но эти законы познаваемы и социолог может эти законы познать. Общество – главный объект познания. Человек (субъект) познания – абсолютно независим от Объекта, стоит над объектом и не втянуть в изучение своего объекта, так как эта модель познания была скопирована с естественнонаучных дисциплин. Основная цель – объяснить, как существует мир, общество и законы. Основные методы тоже были взяты из естествознания – наблюдение, анализ документа, эксперимент + использование количественных методов – статистических и математических. Категории – общество, система, структура и другие макрокатегории.
2. субъективистская (антипозитивистская) связана с Тардом и психологическим направлением, Фрейдом и фрейдизмом, а также с феменологичими и интеракционистскими теориями. Методологический субъективизм – общество существует как сконструированное субъектом, функционирующее по законам собственного разума. Субъект познания всегда ангажирован, т.е. познавая мир, он выражает свой интерес, познание идеологически окрашено, а социолог – активен. Цель познания – понимание, интерпретация. Методы – не могут быть взяты из естествознания, так как естествознание берет мир как данность, а в данном случае мир – это есть конструкция, поэтому качественные методы – вживание, переживание. Категории – субъект, личность, взаимодействие (категории микроуровня).
3. диалектическая идет от марксизма, неомарксизма. Данная парадигма является оппонентом позитивизму, так как не воспринимает мир как данное и применение естественнонаучных методов, активности субъекта. Социологи данного мира изучают мир, чтобы его изменить, то есть, ориентированы на предвидение и перестройки мира. Общество представляется как будто оно объективно данное, но на самом деле оно сконструировано. Субъект – теоретический гуманизм, активный, творческий субъект. Методы – диалектика, для того чтобы познать и преобразовать действительность. Социолог ангажирован, и должен стать на стороны класса, готового на преобразование. Категории – действие, активность, диалектика, трансформация, изменение.
Классификация Осипова, Ритцера Этапы развития: 1. 19 век – становление (классический) 2. 1910-ые – неклассический 3. к. 60-х - постнеклассический этап
20-е годы 20 века – современный (неклассический) этап и он охватывает полвека. На этом этапе возродился интерес эмпиризация социологии, так как центр социологии переносится из Европы в Америку. В конце 60-х – начало нового этапа, т.к. в этот период наступает кризис социологии. На этом этапе возродился интерес к теориям интегрального толка, общесоциологические теории развиваются в Европы.
|