![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чикагская школа / 06.02.2012
Школа: Связь институциональная Связь по объекту исследования Связь по методологии 1. причины эмпиризации социологии и этапы развития собственно эмпирической социологии 2. методологические основы эмпирических исследований 3. основные направления исследований эмпирической социологии (Чикагской школы) 4. роль Чикагской школы в развитии социологии
Причины: 1. Америка обладала ресурсами 2. Американское общество, не требовавшее восстановления, развивалось по пути урбанизации 3. Чикаго предоставлял достаточно богатый материал для изучения для улучшения (социально-реформаторская школа, мелиоризм)
Руководителем школы был А.Смолл и её возникновение связано именно с его уровнем. Данный подготовительный этап охватывает 1892-1914 года. В 1892г. Смолл как руководитель кафедры сделал её как выпускающую, в 1894 Смолл выпустил свой учебник по социологии, в 1895г. Смолл был инициатором возникновения первого в США социологического журнала AJS (American Journal of Sociology). В 1905 году была организована Американская Социологическая Ассоциации и данный журнал стал её рупор. В 1949г. Была создана Международная Социологическая Ассоциации. Поэтому Чикагская школа становится исследовательским центром, когда социология институализируется. Методологические основы: Разработка специальных социологических теорий для проведения и объяснения эмпирических исследований. Единой методологической основы у них не было, но, тем не менее было 2 популярных направления, которые вписывались и давали результаты на микро-уровне. Первое направление – психологизм, акцент на отдельного человека и его роль в малой группе. Ученые Чикагской школе изучали причины безработицы через личные причины, индивидуальные особенности. Изучали девиантное поведение – проституцию, пьянство. В этих исследованиях преобладало описание либо функциональное объяснение. Позже в 30-х годах стал развиваться символический интеракционизм. Психологизм позволял изучать типы характеров, индустриальная психология. 2. неопозитивизм в социологии – продолжение классического позитивизма (Конт, Спенсер, Милль) и акцент на логический позитивизм Принципы: 1. изучение природу и общества как объективные вещи 2. сциентизм 3. бихевиоризм 4.операционализм (все научные понятия должны раскладываться на индикаторы) 5. квантификация (все изучаемые процессы и явления должны быть выражены количественно) 6. методологический объективизм – общество такой же объект познания, как и объекты естественных наук Ученые Чикагской школы называли себя последователя естественнонаучного направления (Плантерберг, Чендлер). Направления исследований связаны с городом, «социологической лабораторией». Изучая город, они развивали эмпирическую социологию, методологию и методику исследования: · Социология города · Индустриальная социология · Социология СМИ · Социология общественного мнения · Социология малого города · Социология девиации («шайка», «гетто», проституция)
Периодизация: 1. Подготовительный /1892-1914/ (Большая 4ка: Смолл, Томас, Хендерсон, Винсент) – соединяли теорию с эмпирией, показали необходимость гипотез в исследований, методологический плюрализм, реформистская ориентация). Прагматизм (Дьюи). 2. В 1914 Парк получает место в Чикагском университете, экологическая направленность. Вместе с Берджессом они издали книжку «Введение в социологию». При Парке произошел расцвет символического интеракционизм. В 1925 с Берджессом и и Маккейнли выпустили книгу «Город», в которой изучается город Чикаго. 3. С 1935, после ухода Парка – упадок Чикагской школы (У.Обберн). И доминирующую позицию занимает Гарвардская школа (П.Сорокин, Т.Парсонс), возникшая в 30-х годах. У.Обберн выпустил книгу о социальных изменениям и был приверженцем позитивизм и свел все исследования к количественным методам.
Значение: 1. Чикагская школа совместила теоретические знания с эмпирическими исследованиями. 2. В рамках Чикагской школы был создан научный аппарат исследований 3. Социологами были выявлены очень важные закономерности (У.Томас: если люди определяют ситуацию как реальную, то последствия этой ситуации реальные) 4. Введение новых тем – изучение «дна» 5. Институализация социологии в США и воспитание профессиональных социологов 6. В рамках школ были разработаны первые специальные теории 7. Были разработаны методы социологических исследований (комбинированные методы)
Парк (доклад) Концепция «ткани жизни» - все находится во взаимодействии и взаимозависимости – биотический порядок, отвечающий за численность населения и равновесие между частями. Составляющие: · Популяция · Территория (среда, ресурсы) · Взаимные зависимости частей В людских взаимодействиях биотический порядок (экология) – это субстрат. А над обществом существует суперстрат, представленный технологией и нематериальной культурой. Основные социальные процессы: конкуренция (у людей она опосредована суперстратом; чем больше конкуренции, тем меньше в обществе солидарности), - экономическое равновесие конфликт, - политический порядок аккомодация, - социальная организация ассимиляция. – личность и культурное наследние
Теория концентрации зон Парка, Берджесса: Выделено 75 естественных зон, 3 тысячи локальных сообществ Чикаго, с население более миллиона – районы были также исследованы по уровню криминальности
Жилье рабочего класса
обеспеченные жилищные Рестораны, районы, Этнические группы гостиницы
Самые богатые жилищные Районы
|