Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория символического интеракционизма ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
1. Сущность и истоки символического интеракционизма 2. Мид как основоположник символического интеракционизма 3. Основные понятия символического интеракционизма 4. Драматургический подход Гофмана 5. Ролевые теории Символический интеракционизм - теоретическая ориентация, в которой общество рассматривается из символов, используемых людьми для установления значений, наделения значениями всего мира и осуществление на их основе коммуникации и взаимодействия между собой. Истоки данного подхода достаточно глубокие и выводятся из работ шотландских философов-моралистов. На американской почве предшественниками являются прагматисты У.Джеймс, Дж.Дьюи, исследующие опыт и использование символов в опыте. Также использовалось психологическое направление Ч.Кули, Дж. Болдуин – они являются непосредственными предшественниками, однако они исходили от приоритета личности, однако в теории символического интеракционизма рассматривает символические схемы на уровне личности во взаимодействии и взаимозависимости с обществом. Весь мир конструируется в процессе деятельности.
Дж.Мид (1863-1931), основоположник идеи символического интеракционизма «Разум, я и общество» (1934) Разум имеет уникальную способность использовать символы для обозначения объектов. Вторая заслуга разума – он дает человеку возможность простраивать альтернативные действия для познания объектов. Третья заслуга – разум дает возможность продумывать будущие действия - «репетиция в воображении». Разум развивается в процессе общения, так как разум направлен на внешние объекты. Человеческое Я (self) cостоит из 2 частей: первая – постоянно общается и реагирует на внешний мир (me) и вторая – внутренняя, импульсивная, творческое начало (I). Три стадии в развитии «Я»: 1) play – игра начальная (принятие роли, на которой возникают образы собственного «я»), 2) game – на этой стадии коллективной игры, субъект уже вырос, он способен сотрудничать с группой и воспринимает ряд людей с различными «я» - образами, 3) индивид примеряет образы другой и у него формируется образ обобщенного другого, и по отношению к этому обобщенного другому индивид воспринимает определенные ценности, установки. На этой стадии возникает общество. Общество – организованные, оформленные взаимодействия различных индивидов, но такие взаимодействия, которые могут организовываться и на уровне институтов. Общество будет зависеть и от разума, и от способностей «Я» - способностей оценить себя с точки зрения оценить себя с помощью обобщенного другого. Общество существует и сохраняется только благодаря тому что у людей есть разум, позволяющие наделять объекты символами и значениями, и способностями «я» развиваться. Так как и разум, и «я» не имеет остановок в развитии, то и общество, которое зависит от первых двух, то общество также постоянно развивается, и находится в процессе становления. Общество является вторичным феноменом, и может быть реконструировано разумом либо «Я». Сам человек – основа себя и общества, и это достаточно противоречиво, так как само взаимодействие и коммуникация, осуществляемая посредством символом, и социальность – является основой общества.
Ярким представителем является Блумер (1900-1987), который продолжил работу своего учителя и в своей статье «Социальная психология» (1937) предложил понятие «символический интеракционизм». Блумер обобщил идеи Мид и представил их в концептуальном виде. В 1952 году Блумера пригласили в университет Беркли, Калифорния, где ему пригласили заведовать кафедрой. «Символический интеракционизм» (1969), «Коллективное поведение» (1951). Стимул и реакция опосредованы символом. · Символы лежат в основе «Я»-концепции · Через символы подчеркивается качественная разница между животным и человеческим миром. Без символов в человеческом мире лишается значение ситуации. · Человеческие институты без символов не существуют
Непосредственно к символическому интеракционизму примыкали ролевые теории: как развивается личность в обществе, чем она руководствуется в выборе действий и т.д. Дж.Марено – социометрия как метод – человек проигрывает определенные роли, основываясь на восприятие роли другими. Марено выделял 3 типа ролей: психосоматические (связанные с удовлетворением потребностями, опосредованными культурой), психо-драматические роли (рассчитанные на коммуникацию с внешней средой), социальные роли (выполняются в соответствии с ожиданиями общности к данному индивиду). Взгляды Мида оказали влияние на феноменологическую концепцию, на экзистенциалистов (Сартра), идеи были также использованы Парсонсом. Критика символического интеракционизма касается трудности перенести результаты и интерпретации отношений с микрогрупп на макроуровень.
|