![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Р. Мертон
1. Р. Мертон и его вклад в развитие структурно-функционального подхода 2. Неофункционализм 3. Структурный функционализм в социологии
Р. Мертон (1910-2003) «Наука, технология и общество в Англии 17 ст» (1938) «Массовые убеждения» (1946) «Социальная структура и аномия», «Социология преступности» (1949) «Социальные теории и социальные структуры» (! 959) «Подходы к изучению социальной структуры» (1975) Мертон вводит понятие «дисфункции». Он определяет задачи исследовательской деятельности: ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтвержденных общественных явлений – как изменяющиеся типы культур и структур влияют на человека. Предмет работ Мертона – социальная структура – организационный контекст социальный отношений, в который вовлечены члены общества/группы. 4 аспекта изучения социальной структуры - генетический аспект, функциональный аспект (влияние), статистический (состояние), динамический (развитие). Особенности теории: · Сложность и многомерность различных типов систем и компонентов · Акцент на асимметричные отношения – все аспекты переплетаются и порождают социальные конфликты · Центральная идея – рассмотрение индивида, имеющий определенный социальный статус. Социальный статус – признаваемая позиция в социальной системе за предназначенными индивидами. Мертон рассматривал социальный статус в 3 аспектах: а) набор социальный экспектаций (ожиданий), б) набор шансов - вероятностный (ресурсов, доступных индивиду согласно его социальному статусу), в) идеальный аспект – набор смоделированных убеждений.
Мертон выделяет аналогичную индивиду структуры «социальной структуры». Культурная (нормативная) структура – система норм, ценностей, ролей. Социальная структура включает помимо культурной структуры вероятностную структуры – шансы, условия, имущественные интересы индивида, и идеальная структура – состояние общественного мнения и преобладающее мировоззрение. Три положения функционального анализа, разработанные Малиновским: 1. постулат функционального единства общества 2. постулат универсального функционализма – все стандартизированные формы выполняют позитивные функции 3. постулат необходимости – все стандартизированные аспекты общества представляют необходимые элементы функционирования всего общества
Критика постулатов Мертоном: 1) распространяется только на неразвитые общества, для того чтобы он был актуальный общество должен иметь достаточную степень интеграции общества – гордость семьи в общине 2) социальная структура может выполнять как позитивные, так и негативные функции – «дисфункция» - рост национализма 3) существуют элементы, без которых функционирование общество также возможно – наличие насилия над меньшинствами
Весомую роль занимает рассмотрение функции/института относительно другой. Функция – те наблюдаемые последствия, способствующие адаптации или приспособлению данной системы. Как структуры могут способствовать сохранению элементов системы, так и иметь негативные для элементов последствия. Иная функция – последствия, которые не относятся к рассматриваемой системы (они существовали ранее, однако сейчас уже не существуют) Концепция чистого баланса. Польза данной концепции заключается в её относительном характере. Мертон говорит о существовании баланса функционального анализа – можно анализировать и организацию, и институт, и группу. Мертон выделяет понятие явных и латентных функций. Явные функции носят намеренный характер. Латентные функции носят ненаправленный характер (Хортонский эксперимент, Мэйо). Мертон вводит концепцию непредвиденных последствий и латентные функции – это не одно и то же. Непредвиденные последствия – это латентные функции, не относящие к системе нон-функциональные последствия. Теория среднего уровня. Одной из центральных идей – соединение теоретического и эмпирического знания. ТСУ носит двойственный характер: она была ориентирована на более абстрактный уровень, но он пытается связать их с теория более узких направленностей. По Мертону, существует 3 уровня социологического знания: · Широкий уровень · Теории среднего ранга · Малые рабочие гипотезы, возникающие в изобилии повседневных исследований – низший уровень ТСУ – посредники между теоретическими обобщениями и эмпирическими исследованиями. Теория социальной аномии. Культура – совокупность нормативных ценностей; социальная структура – совокупность социальных отношений, в которых по-разному взаимодействуют члены группы. Аномия – рассогласование между нормами в культурной среде и социальными отношениями в социальной структуре. Результатом аномии является девиантное поведение человека. Цель социологии – роль массива достоверного социологического знания. Чтобы достигнуть этой цели, Мертон выдвигает 4 императива научного этоса: 1. универсализм научного этоса (внеличностный характер научного знания) 2. коллективизм (сообщение о своих открытиях, достижений без предпочтений и свободно) 3. бескорыстие (кроме постижения истины нет никаких интересов) 4. организованный скептицизм
|