Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задания для подготовки к семинару
Задание 1. В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Этот процесс в узком смысле можно считать обменом информацией. Однако специфика человеческой коммуникации заключается в том, что в условиях межличностного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В материалах для индивидуальной работы представлен текст Семиной Л.И., раскрывающий особенность коммуникации между педагогом и обучающимся, и ответьте на следующие вопросы (подготовьтесь обсуждать данное задание устно в группах): · Что собой представляет коммуникация как процесс, какова его структура? Что собой представляют процессы говорения и слушания? В каких ситуациях целесообразно применять активное, пассивное слушание педагогом? Приведите конкретные примеры. · С какой целью, почему люди кодируют свои сообщения? Как обнаружить «код» сообщения? В чем он заключался? · Какие субъективные каналы восприятия и передачи информации наиболее востребованы современным школьным обучением? Обоснуйте свой ответ. · (письменно) Выделяют ряд приемов слушания, не умелое использование, которых, делают обратную связь взрослого неискренней, покровительственно-снисходительной, манипулирующей, и даже внешне «правильное» слушание будет выглядеть механическим, неестественным. Какими принципами педагоги должны руководствоваться, чтобы слушание было эффективным? Подготовьте текст выступления на педагогическом совете о выстраивании эффективной коммуникации учителя и ребенка в процессе учебного взаимодействия.
Задание 2. В педагогическом процессе большая часть времени расходуется педагогом и обучающимся на межличностную коммуникацию. Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров. Не умение человеком «читать» их и устранять приводят к неэффективной коммуникации, а зачастую к конфликтным взаимодействиям. В материалах для индивидуальной работы представлен отрывок из повести В.Крапивина «Журавленок и молнии». · Проанализируйте данный текст и найдите проявление в нем коммуникативных барьеров, определите их вид и причины возникновения. Подготовьтесь обсуждать данное задание устно в группах. Задание 3. (письменно) Проанализируйте учебный текст рекомендуемой литературы (Славина Л.С. «Возникновение смыслового барьера и способы его преодоления» в хрестоматии «Педагогическая психология» под ред. Карандашева В.Н.) и на основе полученной информации ответьте на вопросы: · Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения? · Опишите приемы, которые могут способствовать преодолению коммуникативных барьеров при взаимодействии: а) родителей с детьми; б) учителя с учениками. Как могут меняться данные приемы, если субъект меняет позицию коммуникатора на реципиента и наоборот?
|