Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И. А. Рыбьев. Т. И. Арефьева. Н. С. Баскаков, Е. П. Ка-зеннова. Б. Д. Коровников, Т. Г. РыбьеваСтр 1 из 43Следующая ⇒
ОБЩИЙ КУРС СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Под редакцией д-ра техн. наук, проф. заслуженного деятеля науки и техники РСФСР И. А. РЫБЬЕВА Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов строительных специальностей высших учебных заведений ws? c пег
J Москва «Высшая школа» 1987 И. А. РЫБЬЕВ. Т. И. АРЕФЬЕВА. Н. С. БАСКАКОВ, Е. П. КА-ЗЕННОВА. Б. Д. КОРОВНИКОВ, Т. Г. РЫБЬЕВА Рецензенты: кафедра «Строительные конструкции» (зав. кафедрой д-р техн. наук, проф. Ю. В. Зайцев); кафедра «Строительные материалы и изделия» (зав. кафедрой и. о. профессора, заслуженный строитель РСФСР С А. Иванов) Всесоюзного ордена Трудового Красного Знамени заочного политехнического института Общий курс строительных материалов: Учеб. посо-0-28 бие для строит, спец. вузов/И. А. Рыбьев, Т. И. Арефьева, Н. С. Баскаков и др.; Под ред. И. А. Рыбьева.- М.: Высш. шк., 1987.— 584 с; ил. В пособии впервые изложены общие научно-теоретические основы формирования структур и свойств строительных материалов. Новейшие данные включены по теории, производству и применению искусственных строительных конгломератов в строительстве. Приводятся материалы для самостоятельной работы студентов, методические указания. 3203000000(4309000000)—479 ББК 38.3 232—87 001(01)—87 6СЗ © Издательство «Высшая школа», 1987 Учебное пособие «Общий курс строительных материалов» предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по строительным специальностям, а также может быть использовано студентами-заочниками. В учебном пособии по строительным материалам впервые выделена теоретическая часть, относящаяся к совокупности всех материалов и изделий. В ней рассматриваются общие научные положения и научные принципы о материалах, основные закономерности изменения их качественных характеристик под влиянием различных, в первую очередь структурных, факторов. Вторая, большая по объему, часть учебного пособия посвящена рассмотрению конкретных разновидностей строительных материалов и изделий, но с отражением влияния общих закономерностей на специфические особенности каждого материала. О необходимости существенного расширения научно-теоретической части курса строительных материалов на основе теории искусственных строительных конгломератов отмечалось на всесоюзных совещаниях-семинарах заведующих кафедрами строительных материалов и кафедрами технологии изделий и конструкций < Киев и Днепропетровск), а также на всесоюзных конференциях но теории, производству и применению искусственных строительных конгломератов (Брест, Владимир, Ташкент). Учебное пособие предназначено, как отмечено выше, для студентов, обучающихся без отрыва от производства, поэтому в нем после каждой главы предусмотрены вопросы для самопроверки, а перед каждым разделом — краткие методические указания по изучению учебного пособия. Разделы и главы учебного пособия подготовлены: проф. И. А. Рыбьевым — введение; краткие методические указания к каждому разделу; раздел I (все главы); в разделе II: § 6.5; 6.9; 7.5; 8.4; 9.4; 9.5; 10.12; 10.13; 14.1; 15.6; 16.8; § I7.I—17.4; 18; 19; 21.1; 21.2; 21.4; и о. проф. Б. Д. Коровниковым — § 8.2; 8.3; 11; 14.2—14.5; § 15.1 — 15.5; 16.1 — 16.7; § 17.5; § 19.2; 19.4; гл. 20; доцентами Н. С. Баскаковым и Т. И. Арефьевой —§ 6.1—6.4; 6.6—6.8; § 8.1; доц. Н. С. Баскаковым —§ 9.1; 9.3; гл. 24; доц. Т. Г. Рыбьевой — гл. 7; § 9.2; доц. Е. П. Казеиновой —§ 21.3; 21.5; §22.1; 22.3—22.9; гл. 23. Авторы выражают глубокую благодарность коллективу кафедр строительных материалов и строительных конструкций Всесоюзного заочного политехнического института, коллективам профилирующих по строительным материалам кафедр Московского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева, Ленинградского инженерно-строительного института, Саратовского политехнического института, Горьковского, Ивановского, Днепропетровского, Киевского и Томского инженерно-строительных институтов, Таллинского политехнического института, Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта за ценные замечания и советы, способствовавшие улучшению содержания книги. А вторы Введение Основной задачей капитального строительства, как указано в материалах XXVII съезда КПСС, является создание и ускоренное обновление основных фондов, предназначенных для развития общественного производства. За пятилетие необходимо увеличить капитальные вложения в народное хозяйство на 18... 22% и объем подрядных работ на 16...17%. Последовательно проводить дальнейшую индустриализацию строительного производства, улучшать качество применяемых конструкций и материалов. Отрасль по производству строительных материалов и изделий относится к одной из важнейших в народном хозяйстве нашей страны, а ее продукция отличается большим многообразием по разновидности и ассортименту. Многообразие номенклатуры строительных материалов и изделий расширяется по мере разработки новых, как правило, более эффективных. Поэтому и наука о строительных материалах является в значительной мере динамичной, непрерывно развивающейся, помогая практике в решении возникающих технологических задач. Настоящее учебное пособие призвано ознакомить студентов строительных специальностей высших учебных заведений с наукой о строительных материалах на современном этапе ее развития. По окончании вуза студентам предстоит стать инженерами на производстве, в проектных организациях, в научных институтах и практически повседневно заниматься изготовлением и использованием строительных материалов и изделий. Инженер-строитель должен хорошо разбираться в обширной номенклатуре этой продукции, выбирать необходимые ее виды с учетом качественных показателей, конкретных условий и стоимости, владеть некоторым минимумом знаний в области технологии производства различных строительных материалов и изделий, сущности операций и процессов, под влиянием которых осуществляется переработка сырья, причем почти полностью безотходная и при минимальном расходе топливно-энергетических ресурсов. Предлагаемое вниманию студентов учебное пособие «Общий курс строительных материалов» структурно разделено на два самостоятельных и взаимосвязанных раздела. Первый раздел, меньший по объему, посвящен изложению основных теоретических положений науки о строительных материалах, принципов и закономерностей, действующих в этой науке, качественных характеристик, методов определения качества материалов и их эффективности и других вопросов, относящихся ко всем материалам или изделиям. Второй раздел книги содержит научные и практические сведения о каждой конкретной разновидности строительных материалов и изделий, сгруппированных в соответствии с классификацией, изложенной в первом разделе учебного пособия. Изложение необходимых сведений об отдельных материалах базируется на общих теоретических положениях первого раздела. Вместе с тем во втором разделе имеется немало примеров, как знание конкретных строительных материалов (природных, искусственных) обогащает общую науку и ее теоретическую часть. Следовательно, оба раздела учебного пособия тесно взаимосвязаны и составляют описание целостной науки о материалах. Полезными формами изучения курса строительных материалов являются экскурсии на заводы по производству различных материалов и изделий, посещение строительных объектов и строительных выставок. Они существенно дополняют теоретические и практические сведения, получаемые при изучении настоящего учебного пособия, прослушивании лекций по курсу, выполнении контрольных работ (студентами-заочниками), а также при проведении лабораторных занятий. Общий курс строительных материалов в теоретических положениях и при изложении в нем технологических вопросов опирается на знания студентов, полученные по химии, физике, математике и другим учебным дисциплинам. Поэтому желательно систематически возвращаться к фундаментальным положениям этих наук при изучении настоящего учебного пособия — новой для студента науки о строительных материалах. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРВОГО РАЗДЕЛА Приступая к изучению первого раздела учебного пособия, студенту следует иметь в виду, что в нем приводятся общие сведения, относящиеся ко всем материалам без указания, как правило, даже конкретных примеров. В самом начале изучения данного курса важно уяснить, что многообразные строительные материалы и изделия не являются обособленными продуктами заводского производства или природного происхождения, изолированными друг от друга. Несмотря на большие различия в их составе, технологии изготовле- яия производственном назначении, исходном сырье, все строительные* материалы остаются еще в большей мере сходными между собой а при так называемой оптимальной структуре — подобными друг другу. Их качество в значительной степени обусловлено характером оптимальной структуры, оно закономерно изменяется с изменением этой структуры при одинаковом составе материалов. В первом разделе учебного пособия показана общность строительных материалов, что проявляется: в однотипности многих технологических операций при переработке сырья; в процессах формирования структуры с одинаковым характером отвердевания отформованных изделий; в основных свойствах и их взаимосвязи, особенно при оптимальных структурах; в наличии общих законов. согласно которым строго определенно изменяются качественные характеристики различных материалов, и т. п. Общность всех материалов в первом приближении может объясняться тем, что все они сложены из атомов разной величины и с разной прочностью и направленностью связей между ними. В зависимости от размеров атомов и природы связей между ними образуются разные материалы, но сходные по своим основным закономерностям изменения свойств, или качественных характеристик. Знание общих научных положений, излагаемых в первом разделе учебного пособия, позволяет более осмысленно воспринимать специфические особенности, которыми обладают различные конкретные строительные материалы, изучаемые во втором разделе учебного пособия. Комплекс этих знаний позволит на практике обеспечивать качество материалов на заданном уровне, прогнозировать надежность и долговечность материалов в конструкциях, разрабатывать новые материалы с помощью общего метода, оптимизировать технологию производства различных материалов со снижением их стоимости и т. п. После каждой главы даны вопросы для самопроверки. КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ВТОРОГО РАЗДЕЛА Приступая к изучению второго раздела учебника, следует учитывать особую последовательность его изложения. Главы 6и7 посвящены природным материалам — древесным и горным породам. В начале раздела они описаны, во-первых, потому, что являются наиболее доступными для их применения в строительстве после сравнительно несложной механической обработки. Во-вторых, эти природные материалы позволяют раскрыть важнейшие объективные закономерности, которые при оптимальных структурах распространяются на большинство материалов, получаемых искусственным способом, как правило, с помощью заводской технологии. В частности, к таким объективным законам относятся закон створа и закон обязательного соответствия свойств
(см. § 5.1). Необходимо обратить внимание на анализ этих закономерностей при изучении гл. 6 и 7. Последующие главы второго раздела учебника, начиная с гл. 8 и до гл. 24, посвящены описанию научных положений и технологических вопросов в отношении искусственных строительных материалов. Подавляющая часть последних составляет класс искусственных строительных конгломератов. Для них характерными признаками являются: гетерогенная система; наличие четырех главных структурных элементов в макроструктуре—вяжущего вещества, заполнителя (или наполнителя), капилляров и пор, контактной зоны по поверхностям раздела компонентов и фаз; подобие при оптимальных структурах, общность закономерностей. Как известно, искусственные строительные конгломераты условно разделяются на безобжиговые и обжиговые. Безобжиговые получают на основе неорганических и органических вяжущих, а обжиговые — на основе расплавов («высокотемпературных цементов»). Поэтому вполне логично, что изучение безобжиговых ИСК и других сходных с ними материалов целесообразно начинать с вяжущих веществ как главных структурных компонентов, а затем продолжить изучение заполнителей и наполнителей, как объемно формирующих структуру ИСК. Именно так располагается материал в гл. 8 и 9, относящихся соответственно к вяжущим веществам и заполнителям. За этими двумя главами следуют другие, в которых рассмотрены различные разновидности искусственных строительных материалов. Методически важно, что студент, хорошо изучив их основные компоненты, особенно вяжущие и заполнители, а также общие научные принципы формирования структуры и свойств ИСК, может самостоятельно анализировать новые сведения при изучении различных видов ИСК или сходных с ними материалов. Несомненно, что ему полезно в ходе анализа дополнительно возвращаться к отдельным видам вяжущих и заполняющих материалов, владея, однако, знаниями об их общем сортаменте. Различным видам безобжиговых материалов посвящены гл. 10 и 20. В них раскрываются сведения об объемах производства данного материала, его значении в строительстве, о сырье и резервах, способах переработки сырья с получением готового материала или изделия, свойствах материала и техническом контроле качества данной продукции. Обжиговые материалы изложены в гл. 21—24 примерно в той же последовательности, что и безобжиговые. Но имеются и некоторые особенности в изложении, связанные с отвердеванием их при охлаждении расплавов.
ОБЩАЯ НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ О СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ Г л а в а 1
|