Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и свойства асфальтобетона
Структурообразование асфальтобетона начинается в основном при взаимодействии жидкой фазы (битума) с минеральным материалом в смесительном аппарате и заканчивается при уплотнении и отвердевании асфальтобетонного покрытия на месте укладки массы. По структурным признакам асфальтобетон как искусственный строительный конгломерат состоит из каменной смеси (щебень или гравий и песок), сцепленной в монолит асфальтовяжу- Рис. 15.2. Макроструктура асфальтового бе- Щим веществом, И би- тона нарной системы, в ко- торой жидкая фаза — битум перемешана с тонкодисперсным минеральным порошком. Сформировавшаяся микроструктура асфальтовяжущего вещества в виде пространственной сетки (каркаса) является основой или: матрицей конгломератной макроструктуры асфальтобетона. В зависимости от соотношения составляющих материалов асфальтобетон может иметь порфировую, контактную или законтак-тную макроструктуру (рис. 15.2), каждая из которых может быть оптимальной или неоптимальной. В исследованиях И. А. Рыбьева и других показано, что оптимальным структурам асфальтовяжущего вещества и асфальтобетона соответствует комплекс наилучших качественных показателей (закон створа). Поэтому необходимо осуществлять технологический процесс приготовления, укладки и уплотнения асфальтобетонной массы так, чтобы придать конгломерату оптимальную структуру.
Образование оптимальной структуры асфальтобетона зависит и Технические свойства асфальтобетона тания асфальтобетонных значительно изменяются в зависимости от образцов на растяжение температуры. При обычной температуре (20...25°С) он имеет упругопластичные свойства, при повышенных— вязкопластичные, а при пониженных температурах становится хрупким. Для асфальтобетона большое значение имеют прочностные свойства, т. е. способность при разных температурах сопротивляться внутренним напряжениям без нарушения структуры. Механическую прочность асфальтобетона условно характеризуют пределом прочности при сжатии стандартных образцов, испытанных при заданных температуре и скорости приложения нагрузки. При одноосном сжатии предел прочности асфальтобетона определяют на цилиндрических образцах размерами — по диаметру и высоте 50, 5 или 71, 4 мм (в зависимости от крупности минерального заполнителя). Испытания проводят при температурах 20, 50, 0°С и при скорости приложения нагрузки, равной 3 мм/мин. При температуре 20°С предел прочности при сжатии асфальтобетона составляет около 2, 5 МПа, а при растяжении — в 6... 8 раз меньше. С понижением температуры сопротивление сжатию резко возрастает (до 15, 0...20, 0 МПа при —15°С), а с повышением, наоборот, падает до 1, 0... 1, 2 МПа (при 50°С). Важной характеристикой свойств асфальтобетона является сопротивление его растягивающим усилиям. В связи с этим цилиндрические образцы испытывают на сжатие по образующей. При таком расположении образца в процессе сжатия асфальтобетон испытывает растягивающие напряжения (рис. 15.3). Предел прочности при растяжении RA в этом случае определяют по формуле RA = aF/dh, где F — разруша-
ющая нагрузка, Н; а — коэффициент (для асфальтобетона равен 1; d — диаметр цилиндрического образца, м; А —высота (образующая), м. Прочность асфальтобетона в соответствии с формулой (5.4) в условных или инвариантных показателях зависит от качества и количества асфальтового вяжущего вещества, качества и количества минеральной смеси, технологии уплотнения, температуры, скорости деформирования. Ее определяют по формуле Яп> =-т-^гили обоб- щенному уравнению Г/? *, г, =#*.л №А" f-p-Y (73-)" ] прочности. Отличительной особенностью асфальтового бетона является его способность к вязкому сопротивлению ударным воздействиям и износу. Износ асфальтобетонного покрытия дорожных конструкций происходит в основном в результате сил трения от колес проходящего транспорта. Поэтому износостойкость асфальтобетона будет тем выше, чем более твердые-минеральные материалы были использованы для его приготовления и чем лучше они сцепляются с битумом. Износостойкость характеризуют потерей в массе асфальтобетона с 1 см2 поверхности истирания и определяют по разнице масс образца до и после истирания. Более высокую износостойкость проявляют образцы с минеральными материалами (щебень и песок) из прочных и твердых пород. Горячий асфальтовый бетон в период его эксплуатации в условиях движения городского транспорта изнашивается в пределах от 0, 2... 1, 5 мм в год. Водостойкость асфальтобетона зависит главным образом от минерального состава компонентов. Вода, являясь полярной жидкостью, хорошо смачивает гидрофильные поверхности зерен, стремится смещать с них пленку битума, что снижает водостойкость асфальтобетона. При гидрофобных минеральных материалах, обладающих большим энергетическим сродством с битумом, асфальтобетоны становятся достаточно водостойкими. Водостойкость характеризуют величиной набухания и специальным коэффициентом водостойкости. Этот коэффициент определяют как отношение пределов прочности образца асфальтобетона, испытанного при сжатии в водонасыщенном и такого же образца в сухом состояниях при 20°С. Он должен находиться в пределах 0, 6...0, 9. Технические свойства асфальтобетона регламентируют требованиями Государственного общесоюзного стандарта. Так, например, в соответствии с ГОСТом предел прочности при сжатии горячего асфальтобетона для дорожных покрытий должен быть не менее 2, 5 МПа при 20°С, а при 50°С —0, 9 МПа; коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении — не менее 0, 6...0, 9; набухание образцов в '% по объему не более 0, 5. 15.6. Разновидности асфальтовых бетонов Теплый асфальтобетон получают укладкой и уплотнением при температуре 70... 80°С рационально запроектированной массы, состоящей из тех же компонентов, что и горячий асфальтобетон, но с битумом пониженной вязкости. Применение жидких битумов или битумов, разжиженных мазутом, керосином или лигроином, придают некоторые особенности структурообразованию и свойствам готового асфальтобетона — более продолжительное уплотнение и более длительный период формирования структуры. Применение теплых асфальтовых бетонов в строительстве позволяет производить работы по их укладке и уплотнению в осенний период. Покрытия из теплого асфальтобетона устраивают на дорогах I—III категорий, а также на городских улицах и площадях. Холодный асфальтовый бетон (схолодный асфальт») представляет собой строительный материал, получаемый при затвердевании уплотненной в холодком состоянии смеси, изготовленной из рационально подобранных минеральных материалов (мелкий щебень, песок и минеральный тонкодисперсный порошок) с жидким битумом или медленно распадающейся эмульсией. Асфальтобетонные смеси (массы) на жидких битумах приготавливают в горячем состоянии, а укладывают и уплотняют при нормальной температуре окружающего воздуха. Массы, в которых используют битумные эмульсии, приготавливают, укладывают и уплотняют в холодном состоянии. Отличительной особенностью холодного асфальтобетона является способность оставаться длительное время после приготовления в рыхлом состоянии. Приготовленные холодные массы при транспортировании и хранении в течение до 12 мес не слеживаются, не ком куются и остаются рыхлыми. Поэтому их можно изготовлять на заводе зимой, а укладывать в весенне-летний период. Литой асфальтобетон отличается от обычного горячего асфальтобетона большим содержанием минерального порошка, битума и |, методом укладки. Он почти не требует затраты энергии на уплотнение и вследствие отсутствия пор является практически водонепроницаемым. К недостаткам литого асфальтобетона следует отнести возможность трещинообразований на покрытиях при отрицательных температурах. Цветной асфальтовый бетон — строительный материал, состоящий из мелкого щебня (5...7 мм), песка, минерального порошка, связующего, пластификатора и пигмента. В качестве щебня применяют измельченные отходы белого мрамора и известняка. Пески должны быть чистые, светлые; минеральный порошок приготовля- - ют из тонкоизмельченного белого мрамора. В качестве вяжущего /материала применяют кумароновые, глифталевые полимеры, а так- ),: же полиэтилен, пол и винл хлорид, поливинил ацетатную эмуль- %•' сию и др. >.' 379 Из пигментов наиболее цветостойкими являются железный сурик, крон желтый, оксид хрома и др. Цветной асфальтобетон должен обладать необходимой пластичностью, прочностью, невыцве-таемостью и легко очищаться в случае загрязнения. Его применяют для устройства островков безопасности пешеходных переходов,. обозначения стоянок автомобилей, остановок городского транспорта, а также для парковых дорожек, оформления площадей и скверов, площадок перед выставочными павильонами и др. Дегтебетон — строительный материал, аналогичный асфальтовому бетону, в котором в качестве вяжущего материала используется каменноугольный деготь. Для дегтебетонов применяются те же минеральные материалы, что и для асфальтовых бетонов. В качестве вяжущего используются главным образом дегти марок Д-5, Д-6. При изготовлении дегтебетона для горячей укладки следует строго соблюдать температурный режим, поскольку деготь чувствителен к изменению температуры. Нагрев минеральных материалов производится до 100... 130°С, дегтя —от 80... 100°С. По техническим свойствам дегтебетоны значительно уступают асфальтовым бетонам. Они имеют меньшую водостойкость износостойкость, теплостойкость и больше подвержены старению. Вследствие меньшей пластичности дегтебетоны хрупко деформируются при пониженных температурах. Дегтебетон применяется для уст-ройства дорог, в том числе в- районах добычи каменного угля- 15.6. Деструкция асфальтового бетона при эксплуатации покрытий Ярким проявлением деструктивных процессов, протекающих в асфальтовом бетоне, особенно в поверхностных слоях покрытий, являются постепенное выкрашивание и вырывание минеральных частиц. Это указывает на понижение адгезионных связей по границам контактирования минеральных и органических материалов. Асфальтовый -бетон чувствителен к колебаниям температуры внешней среды, что является источником непрекращающихся структурных изменений. Последние связаны то с повышением концентрации твердой фазы (при снижении температуры) за счет спонтанного выделения из гетерогенной среды новых центров струк-турообразования, их размножения и обрастания, то с понижением концентрации твердой фазы (при повышении температуры) за счет усиления теплового молекулярного движения с разрушением структурной мицеллярной сетки в вяжущем веществе. Под влиянием этих явлений практически непрерывно изменяется пластичность асфальтобетона и его вяжущей части, что в сочетании с напряженным состоянием от механических усилий приводит к нарушению структуры, к потере деформационной устойчивости. Тепловые флуктуации молекул в сочетании с механическими напряжениями не- редко служат самой непосредственной причиной разрушения этого материала. В асфальтовом бетоне могут возникать остаточные деформации, развиваемые до значительных размеров в дорожных и аэродромных покрытиях, с появлением наплывов, сдвигов, волн, складок, смешений, например, в кровельных и гидроизоляционных коврах. Этим деформациям необратимого характера способствует повышенная температура и для повышения теплоустойчивости важно обеспечить оптимальный состав и оптимальную структуру асфальтового бетона применительно к данным, конкретным условиям. При отрицательных температурах, особенно при резких колебаниях температуры, возникают тепловые напряжения и возможны хрупкие микро- и макроразрывы, нарушение сплошности асфальтобетонных покрытий (рис. 15.4).
Асфальтобетон чувствителен не только к тепловому фактору, но и к водной среде. Разрушение структуры под влиянием водного фактора происходит в результате нарушения сцепления битумных пленок с минеральными частицами, причем тем быстрее, чем интенсивнее протекает диффузия и больше воды продиффундировало в монолитный материал. Этот процесс можно затормозить, например, уплотнением,. очисткой покрытия от пылевых наносов и др., однако нельзя его полностью приостановить, особенно при длительном контакте покрытий, например дорожных, с водой в осенний и весенний периоды в средней климатической полосе страны. Проникновение воды начинается с гидрофилизации поверхности за счет «застревания» в ней молекул воды, поверхностной сорбции, чему способствует тепловое движение (энтропийный фактор). Диффузии воды способствуют также уменьшенное количество асфальтенов в битуме, увеличенное содержание асфальтогеновых кислот, водорастворимых соединений типа фенолов (например, в дегтях), повышенная гидрофильность минеральных наполнителей. Вода как сильно полярная жидкость способна вначале оттеснять с поверхности минералов менее полярные молекулы, ранее адсорбировавшиеся из битума, а затем сильно обводнять систему, создавая эффект на-
бухания. В соответствии с электрохимической теорией набухания интенсивная аккумуляция воды на поверхности минеральных частиц растет с повышением плотности заряда и, следовательно, с уменьшением диаметра этих частиц. Набухание обусловлено прониканием молекул воды или иной среды в объем тела как диффузионным путем, так и по механизму капиллярного потока, поскольку в структуре тела практически всегда имеются микропоры, субмикротрещины различных размеров и форм. Наиболее уязвимой структурной частью асфальтового бетона является асфальтовое вяжущее вещество, а от его стойкости к водной среде и колебаниям температуры зависят согласно закону конгруэнции качественные показатели асфальтового бетона, его прочность, теплостойкость, долговечность и т. д. При тепловых перепадах через 0°С происходит разуплотнение асфальтобетона вследствие циклического замерзания воды в порах покрытия. Разуплотнение связано с увеличением пористости и с возрастанием притока воздуха внутрь покрытия, что сопряжено с активизацией процесса окисления органического вяжущего вещества. И хотя вода сама по себе является слабым окислителем битума или дегтя, но она благоприятствует интенсивному их окислению вследствие повышения пористости и доступа воздуха в монолит. Воздействие воздуха основано на окислении и полимеризации углеводородов, в частности, непредельного ряда, изменения группового химического состава и свойств битума или дегтя. Окислительный процесс ускоряется под комплексным воздействием воздуха, теплоты, солнечного света, особенно его ультрафиолетовых лучей. При ветровом воздействии происходит быстрое вымораживание воды, что в конечном счете приводит к росту хрупкости и количества микропор и трещин в асфальтобетонных покрытиях. С увеличением в битуме кислородсодержащих, азотистых и сернистых соединений стабильность битума уменьшается. К этому же нежелательному эффекту приводит увеличение пористости асфальтобетона после деструкции под влиянием диффузии воды. Из числа спонтанно развивающихся явлений старения битума кроме упомянутых окисления и полимеризации следует еще выделить синерезис и эмульгирование. Синерезис — самоуплотнение вследствие молекулярного сцепления, а также под влиянием сил тяжести или внешних сил. Из битума постепенно выделяется жидкостная среда (масла и смолы), которая в дальнейшем либо сорбируется минеральными компонентами, либо под внешним давлением выдавливается наружу, выступая в виде «жирных» пятен. В первом случае возрастает концентрация асфальтенов в битуме и асфальтовом вяжущем веществе с упрочнением' структуры и повышением жесткости материала. Во втором случае расслабляются структурные связи при высоких температурах и появляются пластические деформации в верхних сло--ях покрытий. Эмульгирование битума может быть вызвано присутствием в '382 окружающей среде или в компонентах смеси, например в песке,. эмульгирующих веществ — глинистых примесей» извести, поверхностно-активных веществ и др. Вынужденный частичный перевод битума в эмульгированное состояние приводит к снижению адгезионных свойств, некоторой потере связности в монолите. Если изменения в структуре под влиянием температурных факторов нередко являются временными и носят обратимый характер, то синерезис и эмульсификация могут завершиться необратимыми явлениями ухудшения качества асфальтобетона. К старению битума и дегтя может приводить еще длительный контакт с некоторыми материалами, содержащими полуторные оксиды железа и алюминия. Независимо от причин старения битума и асфальтобетона всегда происходит количественное н качественное изменение их состава. Интенсивность изменения группового химического состава битума нередко служит достаточной характеристикой старения материала. Более точно старение битума можно определять по кинетике роста вязкости во времени. По формуле т|=»Ае**, где < р— фактор старения; т — продолжительность старения; А — постоянная, можно найти величину т долговечности до критического значения т)кр. Для этих целей в лабораторных условиях моделируюг эксплуатационные условия. Вместо вязкости пользуются также некоторыми другими характеристиками качества, чувствительными к старению битума, например величиной сдвигоустой-чивости. Для торможения деструкции асфальтового бетона применяются на стадии технологии и в эксплуатационный период различные меры. Важно обеспечивать высокую плотность структуры и поддерживать ее на этом уровне, вносить компоненты, повышающие де-формативность монолита (не выходя за допустимые пределы) г увеличивать гидрофобность асфальтобетона; снижать время релаксации напряжений (в допустимых пределах); своевременно восстанавливать поверхностные слои и надежнее изолировать их от внешней агрессивной среды; безусловно использовать только оптимальные составы; вносить в составы стабилизаторы структуры, энергетически связывающие проникшую воду, и т. п. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1. Дайте определение, что такое асфальтовый бетон? 2. Воспроизведите-классификацию асфальтовых бетонов по ГОСТу. 3. Сущность работ ученых в области асфальтовых материалов. 4. В чем существенное отличие общего метода проектирования оптимального состава асфальтобетона, предложенного в теории ИСК по сравнению с другими существующими методами? 5. Как подбирается состав асфальтобетона по ГОСТу? 6. Какова структура асфальтобетона в дорожных покрытиях? 7. Напишите обобщенные уравнения прочности асфальтового бетона. 8. Перечислите важнейшие технические свойства асфальтобетона по ГОСТу. Как распространяется закон створа на асфальтовые бетоны? 9. В чем заключается деструкция асфальтового бетона? 10. Каковы основные способы повышения прочности и долговечности асфальтобетона в дорожных покрытиях? 1 ? 83 * Гл ава 16
|