Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аудиторская выборка.
Аудиторская выборка (выборочная проверка) – применение аудиторских процедур менее чем ко всем элементам одной статьи отчетности или группы однотипных операций, с целью на основе изучения отобранных элементов сделать вывод обо всей совокупности. Объем и порядок построения аудиторской выборки определяется в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности №16 " Аудиторская выборка" (МСА 530). Выборка может быть нестатистической (произвольной) (если совокупность неоднородна, разный уровень эффективности внутреннего контроля в подразделениях, небольшое количество хозяйствен. операций, имеющих высокий уровень существенности) или статистической (для обнаруж. повторяющихся ошибок). Методы нестатистической выборки – блочный отбор (выбор первого элемента определяет все остальные элементы проверяемого блока), беспорядочный отбор, оценочные методы. Методы статистической выборки – возвратная выборка (не исключаются из процесса отбора ранее проверенные элементы); безвозвратная выборка (исключаются ранее проверенные элементы); механическая выборка (предварительное ранжирование единиц проверяемой совокупности); серийная выборка (отбор элементов осуществляется сериями) и др. Выборка должна быть репрезентативной – все элементы изучаемой совокупности должны иметь равную вероятность быть отобранными в выборку, для обеспечения чего используют методы: 1. Случайный отбор (может проводиться по таблице случайных чисел). 2. Систематический отбор (элементы отбирают через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа). 3. Комбинированный отбор (комбинация различных методов случайного и систематического отбора). При определении объема выборки необходимо установить риск выборки, допустимую и ожидаемую ошибки. Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по определенному вопросу, составленное на основе выборочных данных, может отличаться от мнения по тому же вопросу, составленного на основе изучения всей совокупности. Различают риски 1-го и 2-го рода для тестов системы контроля и проверки верности оборотов и сальдо по счетам. При тестировании средств контроля: риск 1-го рода – риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о ненадежности системы контроля, в то время как в действительности система надежна; риск 2-го рода – риск принять неверную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует о надежности системы, а система контроля не надежна. При проведении проверки верности отражения в бухучете оборотов и сальдо по счетам: риск 1-го рода – риск отклонить верную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует, что совокупность содержит ошибку, в то время как совокупность свободна от такой ошибки; риск 2-го рода – риск принять неверную гипотезу, когда результат выборки свидетельствует что совокупность не содержит существенной ошибки, а совокупность содержит существенную ошибку. Размер выборки определяется величиной ошибки, которая считается допустимой – чем ниже ее величина, тем больше необходимый размер выборки. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования аудита в соответствии с выбранным уровнем существенности – чем меньше ее размер, тем больше объем выборки. При тестировании средств системы контроля допустимая ошибка – максимальная степень отклонения от установленных экономическим субъектом процедур контроля, которую аудиторская организация определила на стадии планирования. При проверке верности оборотов и сальдо по счетам допустимая ошибка – максимальная ошибка в сальдо или в определенном классе проводок, которую аудиторская организация согласна допустить, чтобы совокупное влияние таких ошибок на весь процесс аудита позволило ей утверждать с достаточной степенью достоверности, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных ошибок.
3. Аудиторские доказательства. Виды и методы их получения. Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа этой информации, на которой основывается мнение аудитора. Единые требования к количеству и качеству аудиторских доказательств, а также к процедурам, выполняемым в целях получения доказательств, устанавливают ФПСАД №5 " Аудиторские доказательства", №17 " Порядок получения доказательств в конкретных случаях", №18 " Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников", №20 " Аналитические процедуры". К аудиторским доказательствам относятся: • первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности; • письменные разъяснения сотрудников аудируемого лица; • информация, полученная из различных источников (от третьих лиц). Виды аудиторских доказательств: 1. Внутренние доказательства – информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде. Внешние – информация, полученная от третьей стороны в письменном виде. Смешанные - информация, полученная от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде. 2. Прямые доказательства – непосредственно подтверждающие истинность сделанного предположения. Обратные доказательства – подтверждающие истинность сделанного предположения путем опровержения противоположного предположения. 3. Аудиторские доказательства могут быть личными (объяснения) и вещественными. 4. Устные и письменные доказательства. Методы получения аудиторских доказательств: Тесты средств внутреннего контроля – проверки, проводящиеся с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухучета и внутреннего контроля. Процедуры проверки по существу – проводят с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в бухгалтерской отчетности в следующих формах: • детальные тесты, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухучета; • аналитические процедуры. Аудиторские процедуры проверки по существу: 1. Инспектирование – проверка записей, документов или материальных активов. 2. Наблюдение – отслеживание процесса или процедуры, выполняемой др. лицами. 3. Запрос – поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. 4. Подтверждение – ответ на запрос об информации, содержащейся в бух. записях. 5. Пересчет – проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бух. записях. 6. Аналитические процедуры – анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей аудируемого лица с целью выявления необычных или неправильно отраженных в учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений. Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности – сделанные руководством аудируемого лица в явной или неявной форме утверждения, отраженные в отчетности: • существование; • права и обязанности; • возникновение; • полнота; • стоимостная оценка; • точное измерение; • представление и раскрытие. Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки бухг. отчетности. Аудиторские доказательства, относящиеся к одной предпосылке, не могут компенсировать отсутствие доказательств относительно другой предпосылки. Характер, временные рамки, объем процедур проверки по существу зависят от проверяемой предпосылки. Аудиторские доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. При наличии серьезных сомнений относительно достоверности отражения хозяйственных операций в отчетности аудитор должен попытаться получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для устранения такого сомнения. В случае невозможности этого он должен выразить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения.
4. Международные стандарты аудита (МСА), их значение. В основе российских стандартов аудита лежат МСА. Разработкой профессиональных требований на международн. уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977г. IFAC является неправительственной профессиональной организацией, объединяющей более 155 профессиональных бухгалтерских и аудиторских объединений из 118 стран, которые представляют более 2, 5 млн. бухгалтеров и аудиторов. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC). Система международных стандартов включает не только стандарты аудита, но и международные положения по аудиторской практике (ПМАП), которые имеют менее обязательный характер для применения и обычно детализируют положения МСА. Международные стандарты проведения аудита (IAG) преследуют двоякую цель: 1) способствовать развитию профессии в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового; 2) унифицировать подход к аудиту в международном масштабе. МСА представляют собой унифицированные регулирующие правила, в соответствии с которыми следует организовать и осуществлять независимый сбор аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой бухг. отчетности, составленной в соответствии с МСФО, и сформулировать профессиональное суждение относительно степени ее достоверности (более 45 стандартов). МСА базируются на следующих основополагающих принципах: • аудит может проводится только лицом, имеющим аттестат аудитора, т.е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены; • аудитор должен быть независим от клиента; • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики; • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухг. отчетности клиента. МСА состоят из: 1. Основные постулаты – это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности; служат аудиторам в качестве схемы для формирования мнений и составления отчетов. 2. Общие стандарты – это качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним. К общим стандартам относят: цель и общие принципы аудита финансовой отчетности; условия договоренностей об аудите и др. 3. Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита, напр., планирование; рассмотрение работы внутреннего аудитора; документация; аналитические процедуры; аудиторские доказательства и др. 4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения – правила, касающиеся формы, содержания, размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки. МСА не превалируют над национальными стандартами, в разных странах их применяют по-разному, т.к. стандарты по возможности их практического применения делятся на группы: • первая группа стандартов – это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью; • вторая группа – это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями; • третья группа – стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующей экономической, политической и др. условий для их введения; • четвертая группа – это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией. Существует несколько направлений использования МСА: • в некоторых странах (Кипр, Малайзия, Нигерия, Шри-Ланка) IAG принимаются в качестве национальных; • в странах, имеющих собственные национальные системы стандартов (США, Великобритания, Франция), МСА принимаются аудиторами к сведению; • в ряде стран (Австралия, Россия, Индия, Бразилия, Голландия) МСА используются в качестве базы для создания собственных национальных стандартов аудита.
|