Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Маржинальный анализ финансовых результатов.
Для проведения маржинального анализа необходимо разделить все затраты на постоянные и переменные. Основой маржинального анализа является показатель маржинального дохода (МД): МД = Выручка от продаж – Переменная себестоимость продаж или МД = Постоянные расходы + Прибыль. Основная проблема: разделение условно-постоянных (условно-переменных) затрат на постоянную и переменную части и приведение их к уравнению совокупных затрат, отражающему колебания общих затрат от изменения объема производства: Y=a+bX, где Y – общая сумма расходов, X – объем реализации в натуральном выражении. Экономическое содержание маржинального дохода – покрытие постоянных расходов, кот. предприятие несет в любом случае, даже если N=0. Исходное уравнение для анализа – взаимосвязь между выручкой, себестоимостью и прибылью: N=S+P. Если предприятие работает с прибылью, то P 0, если – с убытком, то P 0. Момент перехода из одного состояния в другое, т.е. при P=0 (выручка от реализации равна затратам) – критическая точка безубыточности. Для расчета критической точки: S=SПЕР+SПОСТ=SЕД.ПЕР q+SПОСТ, где SЕД.ПЕР – переменные расходы на единицу продукции, q – количество единиц продукции. Тогда N=SЕД.ПЕР q+SПОСТ+P, или N=ЦЕД q, где P – прибыль, ЦЕД – цена единицы продукции. Так как P=N–S, то P=ЦЕД q–(SЕД.ПЕР q+SПОСТ)=q(ЦЕД–SЕД.ПЕР)–SПОСТ, отсюда q=(SПОСТ+P)/(ЦЕД.ПРОД–SЕД.ПЕР), так как P=0 в критической точке, то qКР=SПОСТ/(ЦЕД.ПРОД–SЕД.ПЕР). Метод удельного маржинального дохода: критическая точка – частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции (при расчете в натуральном выражении) или с 1руб. продукции (в стоимостном выражении). Анализ " объем – затраты – прибыль" позволяет определить запас финансовой прочности (кромку безопасности), которая показывает насколько может сократиться объем реализации, прежде чем предприятие начнет нести убытки: Запас финансовой прочности, % = (Планируемая выручка от продаж – Выручка в точке безубыточности) / Планируемая выручка от продаж 100% – отвечает на вопрос: • какой объем продаж необходим для достижения безубыточности; • какой объем продаж позволит достичь ожидаемого объема прибыли; • какую прибыль можно получить при заданном уровне увеличения объема продаж; • какое влияние на сумму прибыли окажет изменение в цене продукции, переменных и постоянных затрат, в объеме производства; • какова должна быть минимальная критическая цена продукции, которая обеспечит безубыточность. Один из приемов маржинального анализа расчет операционного рычага (левериджа) – соотношение маржинального дохода и прибыли. Эффект операционного рычага говорит о возможности снижения себестоимости за счет постоянных расходов, а значит, и о повышении прибыли при увеличении объема продаж. Начиная с точки безубыточности рост объема продаж приводит к значительному увеличению прибыли, т.к. оно начинается с нулевого уровня. Последующий рост продаж увеличивает прибыль в меньшей степени по сравнению с предыдущим уровнем. Эффект рычага снижается по мере того, как объем продаж увеличивается по сравнению с критической точкой, т.к. база, с которой сравнивается увеличение прибыли, постепенно становится больше. Операционный рычаг действует в обоих направлениях, как при увеличении, так и при снижении объема продаж. Чем ближе ожидаемые продажи к равновесному состоянию, тем чувствительнее к изменению объемов реализации прибыль. Предпринимательская деятельность сопровождается при этом повышением рентабельности производства и одновременно – предпринимательских рисков. Следовательно, предприятие может управлять рисками, влияя на размер ожидаемых продаж, а также контролируя структуру постоянных и переменных затрат.
25. Рейтинговый метод комплексной оценки финансового состояния организации. Упорядоченный рейтинг – ранжирование участников по убыванию или возрастанию какого-либо конкретного показателя (или группы показателей). Классификационный (неупорядоченный) рейтинг – позиция участника на определенной рейтинговой шкале. Подходы к построению рейтинговой оценки: 1 Бухгалтерский подход –используют данные финансовой отчетности, рассчитывают необходимые показатели, используя методы статистической обработки, вычисляют комплексный рейтинг исследуемой организации либо производят ранжирование объектов. 2. Экспертный подход – используют данные, полученные в ходе опроса экспертов, которым предлагается оценить исследуемое предприятие на основе опыта, квалификации, и анализа количественной и качественной информации, имеющейся в их распоряжении. На практике часто совмещают оба подхода. Два типа алгоритмов получения рейтинговой оценки: 1. Рейтинговое число определяют по формуле =, где – рейтинговое число предприятия j; – показатель i предприятия j; i – порядковый номер показателя; m – число показателей для оценки состояния каждого предприятия; – весовой коэффициент показателя i, который назначается путем экспертной оценки; n – показатель степени усреднения, который назначается также путем экспертной оценки, обычно n=1, 00 или 2, 00; i=l+m – суммирование по всем показателям. При таком алгоритме оценки наивысший ранг в рейтинге получает предприятие, имеющее наибольшее рейтинговое число. 2. Рейтинговое число определяют по формуле =, где – минимальное нормативное значение показателя i. При таком алгоритме оценки наивысший ранг также получает предприятие, имеющее наибольшее рейтинговое число. Кроме того, предприятия, рейтинговое число которых менее 1, 00, относятся к имеющим неудовлетворительное финансовое состояние. Методика сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния организаций: • сбор и аналитическая обработка исходной информации за оцениваемый период; • обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния организаций, и их классификация; • расчет итогового показателя рейтинговой оценки; • классификация (ранжирование) организации по рейтингу. Итоговая рейтинговая оценка учитывает важнейшие параметры (показатели) финансовой деятельности организации – данные о производственном потенциале, рентабельности продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и др. Система показателей должна базироваться на данных публичной отчетности организации, что позволяет всем участникам экономического процесса контролировать изменения в финансовом состоянии организации, дает возможность оценить результативность и объективность самой методики комплексной оценки. Итоговый показатель рейтинговой оценки рассчитывается путем сравнения каждого показателя организации с такими же показателями условной эталонной организации, имеющей наилучшие результаты по всем сравниваемым параметрам. Эта методика может применяться для сравнения организаций на дату составления баланса (по данным на конец периода или в среднем за период) или в динамике. Во втором случае исходные показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста; данные на конец периода делятся на значение соответствующего показателя на начало периода, либо среднее значение показателя отчетного периода делится на среднее значение соответствующего показателя предыдущего периода. Таким образом, получают оценку не только текущего финансового состояния организации на определенную дату, но и ее усилий и способности по изменению этого состояния в динамике, на перспективу.
26. Анализ структуры и движения финансовых вложений организации. Инвестиции по целевому назначению: • формирование, пополнение и обновление имеющейся материально-технической базы предприятия; • наращивание производственной мощности; • затраты на освоение новых видов услуг и технологий; • строительство объектов жилищного фонда и фондов социально-культурного и бытового назначения; • расходы на экологию; • долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий, в совместные предприятия и проекты; • формирование, пополнение и обновление нематериальных активов. Задачи комплексного анализа инвестиционной деятельности: 1. Оценка структуры и динамики инвестиций. 2. Оценка эффективности инвестиций, выбор наиболее оптимального источника финансирования, использование полученных результатов в процессе принятия управленческих решений. 3. Выявление резервов увеличения объемов инвестирования. Оценку структуры и динамики инвестиций проводят исследуя: объем валовых инвестиций – это объем всех видов и форм инвестиций в отчетном периоде; объем чистых инвестиций – отличаются от валовых на сумму амортизационных отчислений в отчетном периоде. Если сумма чистых инвестиций положительна, или если в сумме валовых инвестиций чистые занимают значительный удельный вес, то это свидетельствует о повышении экономического потенциала предприятия; если – отрицательна – снижение производственного потенциала, " съедающего" помимо прибыли и часть амортизационного фонда; при нулевом значении – инвестирование осуществляется только за счет амортизационных отчислений и экономический рост отсутствует. Определение цены различных источников финансирования необходимо, так как привлечение источника связано для предприятия с расходами (определяют наиболее выгодные источники финансирования инвестиций). Относительно дешевым источником финансирования является реинвестированная прибыль, но она ограничена в размерах. Кредиты банков не ограничены, но это наиболее дорогой и менее доступный источник финансирования. При проведении расчетов по определению целесообразности производственных финансовых вложений вместо норматива рентабельности используют величину среднего ссудного банковского процента, решение считается эффективным, если рентабельность финансовых вложений выше, чем этот процент. Иначе средства лучше хранить на банковских депозитах. Критерии оценки эффективности инвестиций: 1) срок окупаемости; 2) отдача инвестиций; 3) рентабельность (доходность) инвестиций. Срок окупаемости (соответствует тому периоду, при котором сумма рассчитываемого прироста прибыли равна сумме инвестиций) – отношение общей суммы инвестиций к величине прибыли или прироста прибыли (при неравномерном получении прибыли): ТОК = Инв / Р. Дополнительный объем реализации услуг на 1 руб. инвестиций – отношение прироста объема реализации продукции, полученного в результате дополнительных инвестиций к общей сумме инвестиций: ЭИ = N / Инв (эффективность инвестиций). Оценка рентабельности инвестиций – сопоставление дохода от данного вида инвестиций с величиной инвестиций. Общая экономическая эффективность инвестиций – отношение прироста прибыли к общей сумме инвестиций, вызвавших этот прирост. Доход на вложенный капитал – отношение общей суммы прибыли к общей сумме инвестиций. Соответственно доходность каждого вида инвестиций можно рассчитать как обратный показатель – произведение дохода на вложенный капитал на соответствующие инвестиции. Это позволяет при наличии альтернативных вариантов долгосрочных финансовых вложений выбрать более выгодный вариант.
|