Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Документация аудитора 5 страница
Основные задачи аудита расчетных операций: • проверка документального подтверждения расчетных операций; • контроль документов с использованием методов инспектирования, пересчета, экономического анализа; • проверка организации аналитического учета расчетных операций по каждому работнику, по каждой сумме, выданной под отчет; • сверка данных аналитического и синтетического учета по счетам расчетов; • проверка организации синтетического учета в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета и рабочим планом счетов; • сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге и бухгалтерском балансе; • проверка соблюдения расчетной дисциплины, дебиторской и кредиторской задолженности; • проверка инвентаризационной работы, подтверждение достоверности остатков по счетам расчетов. • В качестве аудиторских доказательств используется следующая информационная база: • нормативно-правовые документы, регулирующие расчеты организации с подотчетными лицами и работниками, в том числе: • Трудовой кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 г. № 197-ФЗ; • Постановление Правительства РФ от 08.02.02 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольст-вия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связан-ным с производством и реализацией»; • Постановление Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»; • Постановление Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и др.; • локальные нормативные документы организации, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работниками, порядок организации бухгалтерского учета расчетных операций: коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика; • учетные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: авансовый отчет (форма № АО-1), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1), личная карточка работника (форма № Т-2), штатное расписание (форма № T-3), табель учета рабочего времени (форма № Т-13), лицевой счет (форма № Т-54), расчетная ведомость (форма № Т-51), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), платежная ве-домость (форма № Т-53), приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9), командировочное удостоверение (форма № Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) и др.; • учетные регистры аналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи по расчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы-ордера, анализы счетов, обороты по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.; • бухгалтерская отчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; • прочие документы, отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения) руководителя, соглашения, трудовые догово-ры, договоры возмездного оказания услуг, подряда и пр. • Проверка расчетных операций может иметь сплошной или выборочный характер.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками: 1. Проверка обоснованности возникновения кредиторской и дебиторской задолженности – правильности оформления первичных документов по при-обретению ТМЦ и получению услуг, по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. 2. Подтверждение своевременности погашения и правильности отражения в учете кредиторской и дебиторской задолженности. 3. Оценка правильности отражения в учете предъявленных претензий. Аудитор проверяет: • состояние и контроль расчетов; • наличие и правильность оформления договоров; • надлежащее ведение учета (достоверность аналитического учета, проведение инвентаризации расчетов, документальное оформление операций, со-ответствие данных в счетах данным учета, правильность выделения и уплаты НДС, корреспонденция счетов, отсутствие счетных ошибок, оприходова-ние ТМЦ, правильность ценообразования, использования наценок, взаимозачетов, векселей); • своевременность и правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, причины неплатежей; • правильность отражения в учете выданных и полученных авансов; • формирование и расходование резервов по сомнительным долгам и др. При проверке расчетов с прочими дебиторами и кредиторами необходимо установить: • правомерность использования счета 76 (вместо 60 и 62); • обоснованность и своевременность перечисления удержаний по исполнительным листам; • правильность отражения в учете депонирования зарплаты, расчетов с работниками по коммунальным услугам, выданным ссудам, кредитам; • правильность составления проводок, ведения аналитического учета по счетам 73, 76; • обоснованность расчетов по претензиям. При проверке расчетов с подотчетными При проверке расчетов с подотчетными лицами необходимо установить: • соблюдение порядка выдачи подотчетных сумм; • целесообразность расходов, произведенных подотчетными лицами; • правильность ведения аналитического и синтетического учета (по счету 71); • оформление приказов о направлении в командировку; • учет командировочных расходов в пределах норм и сверх норм, соблюдение порядка налогообложения при их оформлении; • правильное выведение остатков на конец периода; • соответствие записей в авансовых отчетах и других регистрах; • наличие оправдательных документов при списании расходов на ГСМ, запчасти и т.п. на себестоимость; • и др. Аудит расчетов с персоналом: 1. Подтверждение достоверности производимых начислений и выплат по всем основаниям и отражения их в учете. 2. Установление законности и полноты удержаний из зарплаты и др. выплат в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда, и др. 3. Проверка аналитического и синтетического учета расчетов с персоналом. 4. Оценка мер по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчетным суммам, недостачам и порче ценностей, возврату ссуд и др.). 5. Проверка соблюдения организацией законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда, по расчетам с внебюджетными фон-дами, по социальному страхованию и обеспечению. Цель аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечис-ления налогов, сборов и платежей. В ходе проверки аудитор должен по каждому налогу, сбору и платежу (НДФЛ, ЕСН, НДС, налог на прибыль, на имущество и др.) проверить: • правильность исчисления налогооблагаемой базы; • правильное использование принципов бухучета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов; • применение налоговых ставок; • применение льгот; • начисление платежей; • полноту и своевременность перечисления; • аналитический и синтетический учет по счетам 68, 69; • учет пеней и штрафов; • составление налоговой отчетности; • отсутствие искажений или сокрытия данных. В ходе аудита кредитов и займов необходимо установить: • реальность и правильность оформления кредитов и займов, операций по ним; • целевое использование займов; • полноту и своевременность погашения; • оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату % по ним, списание за счет соответствую-щих источников; • правильность ведения си • правильность ведения синтетического и аналитического учета по счетам 66, 67, соответствие записей Главной книге и отчетности.
26. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ Аудит основных средств (ОС): 1. Изучение условий хранения и эксплуатации ОС, их состава и структуры. 2. Подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций с ОС. 3. Подтверждение расчетов начисленной амортизации по ОС и достоверности ее отражения в учете. 4. Установление объемов выполненных ремонтов ОС и правомерности их отражения в учете в зависимости от выбранного метода. 5. Подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС. 6. Оценка качества инвентаризации ОС, проведенной перед составлением отчетности. Аудитор выясняет: • выполняются ли требования ПБУ 6/01 (ОС используются в производстве продукции либо для управленческих нужд, в течение срока свыше 12 ме-сяцев, не предполагается перепродажа, способны приносить экономические выгоды); • обеспечивается ли контроль за наличием и сохранностью ОС (правильность классификации, оценки и переоценки ОС; вопросы организации анали-тического учета, инвентаризации и материальной ответственности за ОС; соответствие данных отчетности, аналитического и синтетического учета; своевременность оприходования, правильность определения первоначальной стоимости); • обоснованность способов начисления амортизации, точность в определении сроков начала и окончания ее начисления, соблюдение принципа вре-менной определенности при начислении; • правильно ли оформляются операции по движению ОС (использование унифицированных форм первичной документации; отражение поступления и выбытия ОС в регистрах учета, налогообложение этих операций; соблюдение графика документооборота); • правильно ли отражается в учете восстановление ОС – ремонт, модернизация, реконструкция (правомерность отнесения затрат на себестоимость); • соблюдение порядка оформления имущества (прохождение госрегистрации; перевод на консервацию; оприходование остающихся материальных ценностей после ликвидации ОС) и др. Аудит нематериальных активов (НМА): 1. Изучение состава и структуры НМА по данным регистров бухучета. 2. Подтверждение права собственности на объекты НМА. 3. Установление правомерности отражения в учете операций с НМА. 4. Подтверждение достоверности начисления и отражения в учете амортизации по НМА. 5. Оценка качества инвентаризации НМА. Аудитор выясняет: • выполняются ли требования ПБУ 14/2000 (обоснованность отнесения объекта к НМА (исключительное право на изобретение, промышленный обра-зец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, селекционные достижения); отсутствие материально-вещественной структуры; возможность идентификации; использова-ние НМА в производстве продукции либо для управленческих нужд, в течение срока свыше 12 месяцев, не предполагается перепродажа, способны приносить экономические выгоды; документальное подтверждение существования актива и права собственности на него); • правильно ли юридически оформлены договора на создание НМА; • обеспечивается ли контроль за наличием и сохранностью НМА (правильность классификации; вопросы организации аналитического и синтетиче-ского учета, соответствия данных Главной книге; вопросы инвентаризации; своевременность оприходования, правильность формирования первона-чальной стоимости, определения срока полезного использования; утверждение организацией форм первичных документов для учета НМА, документо-оборота); • обоснованность способов начисления амортизации, достоверность отражения ее на счетах бухучета, обоснованность отнесения начисленных сумм амортизации на себестоимость; • правильно ли оформляются операции по выбытию НМА, исчисляется при этом НДС; • производится ли удержание НДФЛ при приобретении НМА у физических лиц; • соблюдаются ли условия для налоговых вычетов по НДС по приобретенным объектам НМА (наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры, принятие к учету объекта, который будет использоваться в производственных целях).
27. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ Аудит материально-производственных запасов (МПЗ): 1. Изучение положения учетной политики по направлениям проверки МПЗ. 2. Изучение состава МПЗ. 3. Реальность наличия и существования МПЗ. 4. Ознакомление с условиями их хранения. 5. Подтверждение правильности оценки МПЗ. 6. Изучение порядка отражения в учете операций по поступлению, использованию и реализации МПЗ. 7. Оценка качества проводимых инвентаризаций МПЗ. Аудитор проверяет: • сохранность и использование МПЗ (состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; наличие графика документооборота; обоснованность организационных, методических и технических аспектов учета МПЗ; наличие схем отражения в учете операций с МПЗ; методы внутреннего контроля; соблюдение сроков проведения инвентаризации и порядок оформления результатов); • неотфактурованные поставки МПЗ (соблюдение порядка составления приемных актов; правильность и полноту оприходования, установления цен, корректировок при поступлении встречных документов от поставщика); • организацию учета МПЗ (полнота оприходования, правильность классификации и оценки, обоснованность списания, документальное оформление, правильность арифметических расчетов, соответствие законодательству); • обоснованность вычетов по НДС по приобретенным МПЗ. Аудит кассовых операций: 1. Инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств. 2. Проверка правильности документального оформления операций. 3. Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, правильности списания денег в расход. 4. Проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины. 5. Проверка правильности отражения операций в учете. 6. Оформление результатов проверки. Аудитор проверяет: • эффективность внутреннего контроля; • обеспечение сохранности денег, наличие сейфа, страховки кассы, соблюдение правил хранения ключей; • применение унифицированных форм первичной документации (четкое оформление – наличие подписей (подлинность), штампов погашения, даты, отсутствие подчисток, законность выплат, заполнение реквизитов); • соблюдение установленного лимита хранения денег; • полноту оприходования денежных средств, расходование наличных из кассы, корректное оформление операций в учете; • соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин. Аудит расчетных, валютных и других счетов в банках: 1. Установление количества открытых счетов в банках. 2. Проверка законности совершения операций по каждому счету. 3. Определение обоснованности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов. 4. Проверка правильности отражения в учете расчетных операций. 5. Оценка состояния платежно-расчетной дисциплины. Аудитор проверяет: • соответствие записей остатков и оборотов по каждому счету в банковских выписках и регистрах синтетического учета Главной книге; • правильность оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции; • соответствие операций законодательству, записям по счетам 51, 55, 57, 50, 90, 91, 62, 76 и их корреспонденции; • своевременность выделения НДС; • соблюдение правового режима валютных операций (легальное происхождение средств); • правильность отражения в учете курсовых разниц по валютным счетам; • полноту и своевременность расчетов предприятий-экспортеров по платежам в бюджет; • построение аналитического учета на счете 55 (аккредитивы, чековые книжки, депозитные счета, др.), движение средств по видам целевого назначе-ния. Аудит финансовых вложений (в ценные бумаги, в займы, в уставные капиталы других организаций, в совместную деятельность): • изучение состава финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров; • оценка системы внутреннего контроля и бухучета вложений; • подтверждение правильности документального оформления вложений, отражения в учете операций с финансовыми вложениями; • подтверждение достоверности поступления и отражения в учете доход
28. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОБЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА Аудит учредительных документов: 1. Подтверждение юридических оснований на право функционирования. 2. Проверка наличия и формы учредительных документов, их соответствия требованиям законодательных актов. 3. Проверка законности видов деятельности, соответствия размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ. Аудитор определяет: • организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и т.п.), форму собственности (государственная, частная и т.д.), принадлежность (российская, иностранная, с участием иностранного капитала и т.д.), юридический статус (дочернее, зависимое, холдинг, МП и т.д.); • территорию функционирования (территория РФ, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования); • полноту и своевременность оформления документов; • соответствие осуществляемых видов деятельности учредительным документам; • виды деятельности, подлежащие лицензированию (наличие лицензий, сроки действия); • собственников организации – ознакомление с учредительным договором (условия передачи имущества, участия в деятельности, распределения прибыли и убытков, управления деятельностью, выхода учредителей из состава и др.), ознакомление с уставом (фирменное наименование, местонахож-дение, размер уставного капитала и распределение долей, цели и виды деятельности, состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, наличие представительств и филиалов, порядок распределения дивидендов и др.); • соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству (реальность внесения), обоснованность изменения его величины; • юридические основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других экономических субъектов; • наличие свидетельства о госрегистрации; • наличие свидетельства о перерегистрации, если в учредительные документы вносились изменения. Аудит общей документации также подразумевает оценку: процесса сбора учетной информации; построения системы бухучета, контроля и внутрен-него аудита; формирования внутренней управленческой и внешней финансовой отчетности, правильности выбора объектов учета, формы документов и регистров, порядка их составления и обработки, организации документооборота, влияния структуры аппарата управления на эти процессы – для чего используют приказы, распоряжения, внутренние положения, планы развития, аналитические обзоры, Положения о структурных подразделениях, долж-ностные инструкции, бухгалтерскую отчетность, Положения об учетной политике, о бухгалтерии, рабочий план счетов, график документооборота, Положение об инвентаризациях, и другие документы, отражающие финансовую, инвестиционную, техническую, социальную политику предприятия. Аудитор устанавливает: • объем учетной работы (состав задач; количество, разнообразие и сложность операций; уровень компьютеризации и др.); • соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухучета условиям функционирования и управления предприятия; • характер системы документооборота и документации, соблюдение графика документооборота; • эффективность постановки системы бухучета (укомплектованность, соблюдение штатной дисциплины, правильность распределения обязанностей, профессион. подготовку работников учета и др.); • организацию первичного учета (соблюдение требований оформления первичных документов, наличие перечня и образцов документов с указанием порядка их заполнения, нормативных, инструктивных и справочных материалов); • особенности учетной политики и порядок ее соблюдения; • обоснованность выбора и оптимизации учетной политики (варианты погашения стоимости ОС и НМА; оценка МПЗ, незавершенного производства, товаров, готовой продукции; отражение операций по заготовлению и приобретению ТМЦ; варианты учета затрат на производство продукции, распре-деления косвенных расходов между объектами калькуляции; правила учета процесса реализации и определения выручки; порядок признания, учета и распределения
29. ЭКСПРЕСС АУДИТ Экспресс аудит бухгалтерской отчетности - это проведение оперативной проверки бухгалтерской отчетности предприятия с документальным под-тверждением проверяемой отчетности по определенной аудитором выборке документов. Экспресс аудит охватывает проверку соответствия выполнения налоговых обязательств, оценку возможных последствий, анализ правильности фор-мирования бухгалтерией налогооблагаемой базы организации, проверку налоговых расчетов. Экспресс аудит в отличии от обязательного и инициативного аудита (ссылки) проводится специалистами нашей аудиторской компании в кратчай-шие сроки, обычно это до 5 дней. Результаты экспресс аудита позволят руководству организаций и заинтересованным лицам, в кратчайшие сроки и с минимальными затратами полу-чить достоверные сведения о действительном состоянии бухгалтерского, управленческого либо финансового или налогового учета в вашей организа-ции, подтвердить или, наоборот, опровергнуть целесообразность крупной сделки (например по покупке бизнеса), минимизировать риски и затраты, оценить достоверность предоставленной информации.. • Все проблемы или нарушения, выявленные в процессе проверки, обсуждаются с представителями бухгалтерии со стороны клиента непосредственно на месте. • Для подтверждения выдаваемого аудиторского заключения, аудиторы проводят выборочный сбор подтверждающей документации в обоснование выводов, сделанных в аудиторском заключении и отчете. Сокращение сроков аудиторских проверок не снимает ответственности за их качество со стороны нашей аудиторской компании. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (Экспресс-аудит) Обзорная проверка не является аудитом, а является услугой, сопутствующей аудиту. Обзорная проверка в отличие от аудита позволяет в кратчайшие сроки и с небольшими затратами оценить состояние бухгалтерского и налогового учета в организации. Целью обзорной проверки является обобщенное оперативное получение информации о положении дел в организации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности и преодоление негативных внешних и внутренних факторов. Как правило оперативная оценка состояния учета и отчетности необходима в следующих ситуациях: при смене директора или бухгалтера; при подго-товке к налоговой проверке или сдаче годового баланса; при планировании привлечения инвестиции для расширения бизнеса; при совершении нети-пичных сделок и появлении новых видов деятельности и т.п. Обзорная проверка может проводиться как в отношении бухгалтерской отчетности, так и в отношении финансовой или иной информации. В процессе экспресс-аудита специалисты нашей компании подвергают анализу только существенную информацию об отдельных активах, обязатель-ствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, с целью оперативного выявления наличия или отсутствия искажений, способных привести к зна-чительным финансовым потерям. В этой связи, уровень уверенности, выраженный в Заключении по обзорной проверке, ниже уровня, предоставляемого в аудиторском заключении. То есть, в Заключении по обзорной проверке выражается, так называемая, негативная уверенность в достоверности отчетности, то есть констатирует-ся факт того, что оснований для признания отчетности (либо информации) недостоверной не обнаружено. Экспресс - аудит проводится в случаях, когда собственникам или руководителям требуется в сроки до 5-и рабочих дней получить объективный и не-предвзятый анализ деятельности предприятия. Особенностью экспресс-аудита является ограниченность во времени и небольшое количество документов, с которыми приходится работать. Экс-пресс-аудит представляет собой оперативную проверку, оценку налоговых рисков, дает понимание об общем состоянии бухгалтерского и нало-гового учета на предприятии и проводится за любой период деятельности организации. При проведении экспресс-аудита проводятся следующие процедуры: первичное обследование хозяйственной деятельности организации анализ учредительных документов; анализ учетной политики анализ основных до При проведении экспресс-аудита проводятся следующие процедуры: первичное обследование хозяйственной деятельности организации анализ учредительных документов; анализ учетной политики анализ основных договоров, заключаемых клиентом анализ основных применяемых методов и способов внутрифирменного контроля изучение применяемых в организации программных средств, используемых для управленческого, бухгалтерского и налогового учета выявление и анализ типичных нарушений, допускаемых организацией оценка возможных налоговых рисков организации выборочный анализ первичных документов анализ порядка составления бухгалтерской и налоговой отчетности проведение аудиторских процедур по хозяйственным операциям. По результатам экспресс-аудита составляется краткий письменный отчет, который позволит оценить общий уровень учета в организации и принять соответствующее управленческое решение. А также, в случае необходимости, позволит сформировать конкретное предложение по прове-дению дальнейших работ.
Достаточно часто компании прибегают к такой услуге как экспресс-аудит или обзорная проверка. По сути это " быстрый аудит" финансовой отчетности. Эта форма проверки предполагает оперативное выявление Аудитором грубых нарушений в бухгалтерском учете и налогообложении фирмы, соз-дающих значительные налоговые риски. В ходе экспресс-проверки аудиторы используют методы и приемы, основанные на накопленных ими знаниях о традиционно " слабых местах" учета. Ведь стоящая перед Аудитором задача - выявить максимальное количество существенных недостатков в кратчай-шие сроки. Также Аудитор может выполнить обзорную проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности. По результатам проверки по " сокращенной" программе компании будет выдано официальное заключение, как и в случае " полного" аудита. Однако в нем Аудитор не выразит мнения о достоверно-сти отчетности, а лишь сообщит о необнаружении или, наоборот, о выявлении им фактов, свидетельствующих о недостоверности отчетных форм.
|