Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документация аудитора 5 страница






Основные задачи аудита расчетных операций:

• проверка документального подтверждения расчетных операций;

• контроль документов с использованием методов инспектирования, пересчета, экономического анализа;

• проверка организации аналитического учета расчетных операций по каждому работнику, по каждой сумме, выданной под отчет;

• сверка данных аналитического и синтетического учета по счетам расчетов;

• проверка организации синтетического учета в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета и рабочим планом счетов;

• сверка оборотов и сальдо по счетам в регистрах синтетического учета, Главной книге и бухгалтерском балансе;

• проверка соблюдения расчетной дисциплины, дебиторской и кредиторской задолженности;

• проверка инвентаризационной работы, подтверждение достоверности остатков по счетам расчетов.

• В качестве аудиторских доказательств используется следующая информационная база:

• нормативно-правовые документы, регулирующие расчеты организации с подотчетными лицами и работниками, в том числе:

• Трудовой кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 30.12.01 г. № 197-ФЗ;

• Постановление Правительства РФ от 08.02.02 г. № 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольст-вия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связан-ным с производством и реализацией»;

• Постановление Госкомстата России от 01.08.01 г. № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»;

• Постановление Госкомстата России от 05.01.04 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и др.;

• локальные нормативные документы организации, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работниками, порядок организации бухгалтерского учета расчетных операций: коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика;

• учетные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: авансовый отчет (форма № АО-1), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1), личная карточка работника (форма № Т-2), штатное расписание (форма № T-3), табель учета рабочего времени (форма № Т-13), лицевой счет (форма № Т-54), расчетная ведомость (форма № Т-51), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), платежная ве-домость (форма № Т-53), приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9), командировочное удостоверение (форма № Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) и др.;

• учетные регистры аналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи по расчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы-ордера, анализы счетов, обороты по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.;

• бухгалтерская отчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;

• прочие документы, отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения) руководителя, соглашения, трудовые догово-ры, договоры возмездного оказания услуг, подряда и пр.

• Проверка расчетных операций может иметь сплошной или выборочный характер.

 

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками:

1. Проверка обоснованности возникновения кредиторской и дебиторской задолженности – правильности оформления первичных документов по при-обретению ТМЦ и получению услуг, по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг.

2. Подтверждение своевременности погашения и правильности отражения в учете кредиторской и дебиторской задолженности.

3. Оценка правильности отражения в учете предъявленных претензий. Аудитор проверяет:

• состояние и контроль расчетов;

• наличие и правильность оформления договоров;

• надлежащее ведение учета (достоверность аналитического учета, проведение инвентаризации расчетов, документальное оформление операций, со-ответствие данных в счетах данным учета, правильность выделения и уплаты НДС, корреспонденция счетов, отсутствие счетных ошибок, оприходова-ние ТМЦ, правильность ценообразования, использования наценок, взаимозачетов, векселей);

• своевременность и правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, причины неплатежей;

• правильность отражения в учете выданных и полученных авансов;

• формирование и расходование резервов по сомнительным долгам и др.

При проверке расчетов с прочими дебиторами и кредиторами необходимо установить:

• правомерность использования счета 76 (вместо 60 и 62);

• обоснованность и своевременность перечисления удержаний по исполнительным листам;

• правильность отражения в учете депонирования зарплаты, расчетов с работниками по коммунальным услугам, выданным ссудам, кредитам;

• правильность составления проводок, ведения аналитического учета по счетам 73, 76;

• обоснованность расчетов по претензиям.

При проверке расчетов с подотчетными

При проверке расчетов с подотчетными лицами необходимо установить:

• соблюдение порядка выдачи подотчетных сумм;

• целесообразность расходов, произведенных подотчетными лицами;

• правильность ведения аналитического и синтетического учета (по счету 71);

• оформление приказов о направлении в командировку;

• учет командировочных расходов в пределах норм и сверх норм, соблюдение порядка налогообложения при их оформлении;

• правильное выведение остатков на конец периода;

• соответствие записей в авансовых отчетах и других регистрах;

• наличие оправдательных документов при списании расходов на ГСМ, запчасти и т.п. на себестоимость;

• и др.

Аудит расчетов с персоналом:

1. Подтверждение достоверности производимых начислений и выплат по всем основаниям и отражения их в учете.

2. Установление законности и полноты удержаний из зарплаты и др. выплат в пользу предприятия, бюджета, Пенсионного фонда, и др.

3. Проверка аналитического и синтетического учета расчетов с персоналом.

4. Оценка мер по своевременному взысканию задолженности с работников (по подотчетным суммам, недостачам и порче ценностей, возврату ссуд и др.).

5. Проверка соблюдения организацией законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда, по расчетам с внебюджетными фон-дами, по социальному страхованию и обеспечению.

Цель аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечис-ления налогов, сборов и платежей. В ходе проверки аудитор должен по каждому налогу, сбору и платежу (НДФЛ, ЕСН, НДС, налог на прибыль, на имущество и др.) проверить:

• правильность исчисления налогооблагаемой базы;

• правильное использование принципов бухучета, законодательных актов и инструкций при расчете налогов; • применение налоговых ставок;

• применение льгот;

• начисление платежей;

• полноту и своевременность перечисления;

• аналитический и синтетический учет по счетам 68, 69;

• учет пеней и штрафов; • составление налоговой отчетности;

• отсутствие искажений или сокрытия данных.

В ходе аудита кредитов и займов необходимо установить:

• реальность и правильность оформления кредитов и займов, операций по ним;

• целевое использование займов;

• полноту и своевременность погашения; • оценку остатков по непогашенным кредитам и займам и уплату % по ним, списание за счет соответствую-щих источников; • правильность ведения си

• правильность ведения синтетического и аналитического учета по счетам 66, 67, соответствие записей Главной книге и отчетности.

 

26. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ВНЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

Аудит основных средств (ОС):

1. Изучение условий хранения и эксплуатации ОС, их состава и структуры.

2. Подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций с ОС.

3. Подтверждение расчетов начисленной амортизации по ОС и достоверности ее отражения в учете.

4. Установление объемов выполненных ремонтов ОС и правомерности их отражения в учете в зависимости от выбранного метода.

5. Подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС.

6. Оценка качества инвентаризации ОС, проведенной перед составлением отчетности. Аудитор выясняет:

• выполняются ли требования ПБУ 6/01 (ОС используются в производстве продукции либо для управленческих нужд, в течение срока свыше 12 ме-сяцев, не предполагается перепродажа, способны приносить экономические выгоды);

• обеспечивается ли контроль за наличием и сохранностью ОС (правильность классификации, оценки и переоценки ОС; вопросы организации анали-тического учета, инвентаризации и материальной ответственности за ОС; соответствие данных отчетности, аналитического и синтетического учета; своевременность оприходования, правильность определения первоначальной стоимости);

• обоснованность способов начисления амортизации, точность в определении сроков начала и окончания ее начисления, соблюдение принципа вре-менной определенности при начислении;

• правильно ли оформляются операции по движению ОС (использование унифицированных форм первичной документации; отражение поступления и выбытия ОС в регистрах учета, налогообложение этих операций; соблюдение графика документооборота);

• правильно ли отражается в учете восстановление ОС – ремонт, модернизация, реконструкция (правомерность отнесения затрат на себестоимость);

• соблюдение порядка оформления имущества (прохождение госрегистрации; перевод на консервацию; оприходование остающихся материальных ценностей после ликвидации ОС) и др.

Аудит нематериальных активов (НМА):

1. Изучение состава и структуры НМА по данным регистров бухучета.

2. Подтверждение права собственности на объекты НМА.

3. Установление правомерности отражения в учете операций с НМА.

4. Подтверждение достоверности начисления и отражения в учете амортизации по НМА.

5. Оценка качества инвентаризации НМА.

Аудитор выясняет:

• выполняются ли требования ПБУ 14/2000 (обоснованность отнесения объекта к НМА (исключительное право на изобретение, промышленный обра-зец, полезную модель, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товара, селекционные достижения); отсутствие материально-вещественной структуры; возможность идентификации; использова-ние НМА в производстве продукции либо для управленческих нужд, в течение срока свыше 12 месяцев, не предполагается перепродажа, способны приносить экономические выгоды; документальное подтверждение существования актива и права собственности на него);

• правильно ли юридически оформлены договора на создание НМА;

• обеспечивается ли контроль за наличием и сохранностью НМА (правильность классификации; вопросы организации аналитического и синтетиче-ского учета, соответствия данных Главной книге; вопросы инвентаризации; своевременность оприходования, правильность формирования первона-чальной стоимости, определения срока полезного использования; утверждение организацией форм первичных документов для учета НМА, документо-оборота);

• обоснованность способов начисления амортизации, достоверность отражения ее на счетах бухучета, обоснованность отнесения начисленных сумм амортизации на себестоимость;

• правильно ли оформляются операции по выбытию НМА, исчисляется при этом НДС;

• производится ли удержание НДФЛ при приобретении НМА у физических лиц;

• соблюдаются ли условия для налоговых вычетов по НДС по приобретенным объектам НМА (наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры, принятие к учету объекта, который будет использоваться в производственных целях).

 

27. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

Аудит материально-производственных запасов (МПЗ):

1. Изучение положения учетной политики по направлениям проверки МПЗ.

2. Изучение состава МПЗ.

3. Реальность наличия и существования МПЗ.

4. Ознакомление с условиями их хранения.

5. Подтверждение правильности оценки МПЗ.

6. Изучение порядка отражения в учете операций по поступлению, использованию и реализации МПЗ.

7. Оценка качества проводимых инвентаризаций МПЗ. Аудитор проверяет:

• сохранность и использование МПЗ (состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; наличие графика документооборота; обоснованность организационных, методических и технических аспектов учета МПЗ; наличие схем отражения в учете операций с МПЗ; методы внутреннего контроля; соблюдение сроков проведения инвентаризации и порядок оформления результатов);

• неотфактурованные поставки МПЗ (соблюдение порядка составления приемных актов; правильность и полноту оприходования, установления цен, корректировок при поступлении встречных документов от поставщика);

• организацию учета МПЗ (полнота оприходования, правильность классификации и оценки, обоснованность списания, документальное оформление, правильность арифметических расчетов, соответствие законодательству);

• обоснованность вычетов по НДС по приобретенным МПЗ.

Аудит кассовых операций:

1. Инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств.

2. Проверка правильности документального оформления операций.

3. Проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, правильности списания денег в расход.

4. Проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины.

5. Проверка правильности отражения операций в учете.

6. Оформление результатов проверки.

Аудитор проверяет:

• эффективность внутреннего контроля;

• обеспечение сохранности денег, наличие сейфа, страховки кассы, соблюдение правил хранения ключей;

• применение унифицированных форм первичной документации (четкое оформление – наличие подписей (подлинность), штампов погашения, даты, отсутствие подчисток, законность выплат, заполнение реквизитов);

• соблюдение установленного лимита хранения денег;

• полноту оприходования денежных средств, расходование наличных из кассы, корректное оформление операций в учете;

• соблюдение порядка применения контрольно-кассовых машин.

Аудит расчетных, валютных и других счетов в банках:

1. Установление количества открытых счетов в банках.

2. Проверка законности совершения операций по каждому счету.

3. Определение обоснованности операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов.

4. Проверка правильности отражения в учете расчетных операций.

5. Оценка состояния платежно-расчетной дисциплины.

Аудитор проверяет:

• соответствие записей остатков и оборотов по каждому счету в банковских выписках и регистрах синтетического учета Главной книге;

• правильность оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

• соответствие операций законодательству, записям по счетам 51, 55, 57, 50, 90, 91, 62, 76 и их корреспонденции;

• своевременность выделения НДС;

• соблюдение правового режима валютных операций (легальное происхождение средств);

• правильность отражения в учете курсовых разниц по валютным счетам;

• полноту и своевременность расчетов предприятий-экспортеров по платежам в бюджет;

• построение аналитического учета на счете 55 (аккредитивы, чековые книжки, депозитные счета, др.), движение средств по видам целевого назначе-ния.

Аудит финансовых вложений (в ценные бумаги, в займы, в уставные капиталы других организаций, в совместную деятельность):

• изучение состава финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров;

• оценка системы внутреннего контроля и бухучета вложений;

• подтверждение правильности документального оформления вложений, отражения в учете операций с финансовыми вложениями;

• подтверждение достоверности поступления и отражения в учете доход

 

28. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОБЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА

Аудит учредительных документов:

1. Подтверждение юридических оснований на право функционирования.

2. Проверка наличия и формы учредительных документов, их соответствия требованиям законодательных актов.

3. Проверка законности видов деятельности, соответствия размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ.

Аудитор определяет:

• организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и т.п.), форму собственности (государственная, частная и т.д.), принадлежность (российская, иностранная, с участием иностранного капитала и т.д.), юридический статус (дочернее, зависимое, холдинг, МП и т.д.);

• территорию функционирования (территория РФ, свободные экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования);

• полноту и своевременность оформления документов;

• соответствие осуществляемых видов деятельности учредительным документам;

• виды деятельности, подлежащие лицензированию (наличие лицензий, сроки действия);

• собственников организации – ознакомление с учредительным договором (условия передачи имущества, участия в деятельности, распределения прибыли и убытков, управления деятельностью, выхода учредителей из состава и др.), ознакомление с уставом (фирменное наименование, местонахож-дение, размер уставного капитала и распределение долей, цели и виды деятельности, состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, наличие представительств и филиалов, порядок распределения дивидендов и др.);

• соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству (реальность внесения), обоснованность изменения его величины;

• юридические основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других экономических субъектов;

• наличие свидетельства о госрегистрации;

• наличие свидетельства о перерегистрации, если в учредительные документы вносились изменения.

Аудит общей документации также подразумевает оценку: процесса сбора учетной информации; построения системы бухучета, контроля и внутрен-него аудита; формирования внутренней управленческой и внешней финансовой отчетности, правильности выбора объектов учета, формы документов и регистров, порядка их составления и обработки, организации документооборота, влияния структуры аппарата управления на эти процессы – для чего используют приказы, распоряжения, внутренние положения, планы развития, аналитические обзоры, Положения о структурных подразделениях, долж-ностные инструкции, бухгалтерскую отчетность, Положения об учетной политике, о бухгалтерии, рабочий план счетов, график документооборота, Положение об инвентаризациях, и другие документы, отражающие финансовую, инвестиционную, техническую, социальную политику предприятия.

Аудитор устанавливает:

• объем учетной работы (состав задач; количество, разнообразие и сложность операций; уровень компьютеризации и др.);

• соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухучета условиям функционирования и управления предприятия;

• характер системы документооборота и документации, соблюдение графика документооборота;

• эффективность постановки системы бухучета (укомплектованность, соблюдение штатной дисциплины, правильность распределения обязанностей, профессион. подготовку работников учета и др.);

• организацию первичного учета (соблюдение требований оформления первичных документов, наличие перечня и образцов документов с указанием порядка их заполнения, нормативных, инструктивных и справочных материалов);

• особенности учетной политики и порядок ее соблюдения;

• обоснованность выбора и оптимизации учетной политики (варианты погашения стоимости ОС и НМА; оценка МПЗ, незавершенного производства, товаров, готовой продукции; отражение операций по заготовлению и приобретению ТМЦ; варианты учета затрат на производство продукции, распре-деления косвенных расходов между объектами калькуляции; правила учета процесса реализации и определения выручки; порядок признания, учета и распределения

 

29. ЭКСПРЕСС АУДИТ

Экспресс аудит бухгалтерской отчетности - это проведение оперативной проверки бухгалтерской отчетности предприятия с документальным под-тверждением проверяемой отчетности по определенной аудитором выборке документов.

Экспресс аудит охватывает проверку соответствия выполнения налоговых обязательств, оценку возможных последствий, анализ правильности фор-мирования бухгалтерией налогооблагаемой базы организации, проверку налоговых расчетов.

Экспресс аудит в отличии от обязательного и инициативного аудита (ссылки) проводится специалистами нашей аудиторской компании в кратчай-шие сроки, обычно это до 5 дней.

Результаты экспресс аудита позволят руководству организаций и заинтересованным лицам, в кратчайшие сроки и с минимальными затратами полу-чить достоверные сведения о действительном состоянии бухгалтерского, управленческого либо финансового или налогового учета в вашей организа-ции, подтвердить или, наоборот, опровергнуть целесообразность крупной сделки (например по покупке бизнеса), минимизировать риски и затраты, оценить достоверность предоставленной информации..

• Все проблемы или нарушения, выявленные в процессе проверки, обсуждаются с представителями бухгалтерии со стороны клиента непосредственно на месте.

• Для подтверждения выдаваемого аудиторского заключения, аудиторы проводят выборочный сбор подтверждающей документации в обоснование выводов, сделанных в аудиторском заключении и отчете.

Сокращение сроков аудиторских проверок не снимает ответственности за их качество со стороны нашей аудиторской компании.

Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (Экспресс-аудит)

Обзорная проверка не является аудитом, а является услугой, сопутствующей аудиту.

Обзорная проверка в отличие от аудита позволяет в кратчайшие сроки и с небольшими затратами оценить состояние бухгалтерского и налогового учета в организации.

Целью обзорной проверки является обобщенное оперативное получение информации о положении дел в организации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности и преодоление негативных внешних и внутренних факторов.

Как правило оперативная оценка состояния учета и отчетности необходима в следующих ситуациях: при смене директора или бухгалтера; при подго-товке к налоговой проверке или сдаче годового баланса; при планировании привлечения инвестиции для расширения бизнеса; при совершении нети-пичных сделок и появлении новых видов деятельности и т.п.

Обзорная проверка может проводиться как в отношении бухгалтерской отчетности, так и в отношении финансовой или иной информации.

В процессе экспресс-аудита специалисты нашей компании подвергают анализу только существенную информацию об отдельных активах, обязатель-ствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, с целью оперативного выявления наличия или отсутствия искажений, способных привести к зна-чительным финансовым потерям.

В этой связи, уровень уверенности, выраженный в Заключении по обзорной проверке, ниже уровня, предоставляемого в аудиторском заключении.

То есть, в Заключении по обзорной проверке выражается, так называемая, негативная уверенность в достоверности отчетности, то есть констатирует-ся факт того, что оснований для признания отчетности (либо информации) недостоверной не обнаружено.

Экспресс - аудит проводится в случаях, когда собственникам или руководителям требуется в сроки до 5-и рабочих дней получить объективный и не-предвзятый анализ деятельности предприятия.

Особенностью экспресс-аудита является ограниченность во времени и небольшое количество документов, с которыми приходится работать. Экс-пресс-аудит представляет собой оперативную проверку, оценку налоговых рисков, дает понимание об общем состоянии бухгалтерского и нало-гового учета на предприятии и проводится за любой период деятельности организации.

При проведении экспресс-аудита проводятся следующие процедуры:

первичное обследование хозяйственной деятельности организации

анализ учредительных документов; анализ учетной политики

анализ основных до

При проведении экспресс-аудита проводятся следующие процедуры:

первичное обследование хозяйственной деятельности организации

анализ учредительных документов; анализ учетной политики

анализ основных договоров, заключаемых клиентом

анализ основных применяемых методов и способов внутрифирменного контроля

изучение применяемых в организации программных средств, используемых для управленческого, бухгалтерского и налогового учета

выявление и анализ типичных нарушений, допускаемых организацией

оценка возможных налоговых рисков организации

выборочный анализ первичных документов

анализ порядка составления бухгалтерской и налоговой отчетности

проведение аудиторских процедур по хозяйственным операциям.

По результатам экспресс-аудита составляется краткий письменный отчет, который позволит оценить общий уровень учета в организации и принять соответствующее управленческое решение. А также, в случае необходимости, позволит сформировать конкретное предложение по прове-дению дальнейших работ.

 

Достаточно часто компании прибегают к такой услуге как экспресс-аудит или обзорная проверка. По сути это " быстрый аудит" финансовой отчетности.

Эта форма проверки предполагает оперативное выявление Аудитором грубых нарушений в бухгалтерском учете и налогообложении фирмы, соз-дающих значительные налоговые риски. В ходе экспресс-проверки аудиторы используют методы и приемы, основанные на накопленных ими знаниях о традиционно " слабых местах" учета. Ведь стоящая перед Аудитором задача - выявить максимальное количество существенных недостатков в кратчай-шие сроки. Также Аудитор может выполнить обзорную проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности. По результатам проверки по " сокращенной" программе компании будет выдано официальное заключение, как и в случае " полного" аудита. Однако в нем Аудитор не выразит мнения о достоверно-сти отчетности, а лишь сообщит о необнаружении или, наоборот, о выявлении им фактов, свидетельствующих о недостоверности отчетных форм.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал