Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документация аудитора 3 страница






По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.

Ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответствен-ность за содержание отчетов несет руководство проверяемого предприятия.

18. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРОВ И ПРОВЕРЯЕМЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

Согласно ст. 13 Федерального закона об аудиторской деятельности №307-ФЗ:

Аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1. Определять формы и методы проведения аудита, состав аудиторской группы.

2. Исследовать документацию аудируемого лица, проверять фактическое наличие имущества.

3. Получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения по возникшим в ходе аудита вопросам.

4. Получать от лиц, выступающих в качестве связанных сторон, сведения, достаточные для формирования аудиторских доказательств в правильности отражения операций в учете и отчетности.

5. Требовать от госорганов, по поручению которых проводится проверка, надлежащих условий для ее проведения.

6. Совершать с рабочей документацией любые действия, не противоречащие законодательству и профэтике, не нарушающие права и интересы ауди-руемых и др. лиц.

7. Не предоставлять рабочую документацию никому, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

8. Требовать устранения выявленных нарушений.

9. Получать вознаграждение за оказание услуг.

10. Обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата в суде.

11. Отказаться от проведения аудита или от выражения мнения о достоверности отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления необходимой документации;

б) выявления обстоятельств, существенно влияющих на мнение о достоверности отчетности и др.

Обязаны:

1. Соблюдать требования законодательных и нормативных актов РФ, стандартов аудита.

2. Предоставлять аудируемому лицу обоснования замечаний и выводов, информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов.

3. Передавать в срок, установленный договором, аудиторское заключение аудируемому лицу.

4. Обеспечивать хранение документов, получаемых и составляемых в ходе аудита, в течение не менее пяти лет.

5. Исполнять иные обязанности, которые предполагают, что: аудиторы проходят аттестацию и ежегодно повышают свою квалификацию; квалифици-рованно оказывают услуги; своевременно сообщают о невозможности своего участия в аудиторской проверке вследствие обстоятельств, вызванных конфликтом интересов или ставящих под угрозу независимость аудиторов от проверяемых лиц, безопасность их и членов их семей; о необходимости привлечения к проверке других аудиторов или специалистов. Аудитор несет ответственность за формулирование и выражение мнения о достоверности отчетности.

Согласно ст.14 Федерального закона об аудиторской деятельности №307-ФЗ:

Экономические субъекты вправе:

1. Требовать и получать от аудиторской организации обоснования замечаний и выводов, информацию о членстве в саморегулируемой организации аудиторов.

2. Получать аудиторское заключение в срок, установленный договором.

3. Осуществлять иные права, вытекающие из договора, среди которых: право самостоятельно выбирать аудиторскую организацию; при наличии структурных подразделений и филиалов поручить проведение аудита их отчетности разным аудиторским организациям; право быть осведомленными о привлечении сторонних специалистов и др.

Обязаны:

1. Содействовать проведению аудита, создавать условия, предоставлять информацию и документацию, давать исчерпывающие разъяснения и под-тверждения, запрашивать необходимые сведения у третьих лиц.

2. Не предпринимать действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению, на сокрытие (ограничение доступа) запрашивае-мых информации и документации (наличие в них коммерческой тайны, не является основанием для отказа в предоставлении).

 

3. Оперативно устранять выявленные нарушения.

4. Своевременно оплачивать аудиторские услуги в соответствии с договором, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией субъекта.

5. Исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг. Экономический субъект несет ответственность за: подготовку и содержание бухгалтерской отчетности; уклонение от проведения обязательного ежегодного аудита; непредоставление аудиторского заключения заин-тересованным лицам.

19. ПРАВОВАЯ ОСНОВА АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Нормативно-правовая основа – пятиуровневая система: Первый уровень: Федеральный закон " Об аудиторской деятельности" №307-ФЗ от 30.12.2008; Федеральный закон от 1.12.2007 N 315-ФЗ " О саморегулируемых организациях"; Федеральный закон " Об аудиторской деятельности" №119-ФЗ, в ре-дакции от 30.12.2008 в связи со вступлением в силу нового закона (утрачивает силу с 2011г.), федеральные законы, регулирующие деятельность органи-заций, имеющих различную организационно-правовую форму; ГК РФ; другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними иные нор-мативные правовые акты. Второй уровень: законодательные и подзаконные акты, определяющие общие вопросы регулирования аудиторс. деятельно-сти, обязательные для исполнения всеми субъектами рынка, в том числе вопросы квалификационной аттестации аудиторов. Третий уровень: Правила (стандарты) аудиторской деятельности, принятые Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696 с последующ. изменениями, Кодекс этики аудиторов России, принятый 31.05.2007. Четвертый уровень: Правила (стандарты) регулирования специальных видов аудиторской деятельности, напр., банковский аудит, аудит страховых организаций и др.; нормативные акты министерств и ведомств. Пятый уровень: Внутрифирменные аудиторские стандарты, разработанные и утвержденнные аудиторскими фирмами. Отсутствие внутрифирменных стандартов, методик и инструкций, и как следст-вие, непрохождение контроля качества на соответствие аудиторской компании установленным требованиям будет служить основанием для ее исключе-ния из состава саморегулируемого общественного объединения.

Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.2008 регламентирует такие понятия, как: аудиторская деятельность; аудиторская организация; аудитор; ауди-торское заключение; обязательный аудит; стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов; независимость аудиторов; аудиторская тайна; квалификационный аттестат аудитора и порядок его аннулирования; права и обязанности аудиторов, экономических субъектов; совет по аудиторской деятельности; саморегулируемая организация аудиторов, требования к членству в ней; контроль качества работы аудиторов; меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов; ведение реестра аудиторов и организаций аудиторов; государственное регулирование и кон-троль аудиторской деятельности.

Российские стандарты аудиторской деятельности (для обеспечения единых подходов) разработаны на базе международных стандартов аудита, кото-рые выпускает Международная федерация бухгалтеров. Значение стандартов: обеспечивают высокое качество аудита; содействуют внедрению в ауди-торскую практику новых научных достижений; помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки; создают общественный имидж про-фессии; устраняют контроль со стороны государства; помогают аудитору вести переговоры с клиентом; обеспечивают связь отдельных элементов ауди-торского процесса. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители профессии независимо от условий, в которых проводится ау-дит. Аудитор, допускающий в практике отступление от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности. На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься ауди-торской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры от-ветственности аудиторов.

Профессиональные аудиторские объединения вправе устанавливать для своих членов стандарты аудиторской деятельности, которые не могут проти-воречить федеральным стандартам аудиторской деятельности, и требования которых не могут быть ниже требований федеральных ст

19. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень – Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”, Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

Второй уровень – Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты государственного регулирования аудиторской деятельности, мини-стерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступатель-ное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень – правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируе-мыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень – методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно с кон-кретными отраслями, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

Пятый уровень – внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудитор-ской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приёмов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в дан-ной аудиторской организации. При изучении данной темы следует ознакомиться с правилами, обязанностями и ответственностью аудиторских органи-заций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц.

 

20. АУДИТ РЕЗЕРВОВ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Целью аудиторской проверки резервов предстоящих расходов является формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих суммы недостач и потерь.

Выполняя процедуру проверки резервов предстоящих расходов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

• Бухгалтерский учет резервов предстоящих расходов соответствует положениям нормативных актов?

• Данные аналитического и синтетического учета по счету 96 " Резервы предстоящих расходов" соответствуют данным главной книги и балан-са?

• Корреспонденция счетов по счету 96 " Резервы предстоящих расходов" составлена в соответствии с положениями нормативных актов?

Порядок проведения аудита резервов предстоящих расходов, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов:

Сверка данных аналитического учета резервов предстоящих расходов с оборотами и остатками синтетического учета

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 96 синтетического учета резервов предстоящих расходов.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 96 учета резервов предстоящих расходов.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Сверка данных бухгалтерского учета резервов предстоящих расходов с данными бухгалтерской отчетности

Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

• конечные сальдо по счету синтетического учета резервов предстоящих расходов (96) предыдущего отчетного периода соответствующим об-разом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

• соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров син-тетического и аналитического учета резервов предстоящих расходов;

• проверка правильности создания резервов предстоящих расходов.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке создания резервов предстоящих расходов.

Согласно Инструкции по применению плана счетов, для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равно-мерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу, предназначен счет 96 " Резервы предстоящих расходов". В частности, на этом счете могут быть отражены суммы:

• предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;

• на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

• производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства

• на ремонт основных средств;

• предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

• на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Создавать резервы или нет организация решает сама. Решение о создании резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в учетной политике.

Величину резервируемых на те или иные цели сумм организация рассчитывает самостоятельно.

Суммы резервов предстоящих расходов относятся на те счета бухгалтерского учета, на которых должны учитываться резервируемые затраты.

Согласно ст. 324 НК РФ, если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ре-монта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налого-вого периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения. Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогопла-тельщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первона-чальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образу-ется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить пре-дельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих ви-дов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих рас-ходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответст-вующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах ука-занные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Проверка правильности использования резервов предстоящих расходов

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке использования резервов предстоящих расходов.

Если организация в течение года понесет расходы, под которые создавался тот или иной резерв, делаются записи в дебет счета 96:

Дебет 96 Кредит 23 (69, 70, 76,...) - отражены фактические затраты, для которых ранее был образован резерв.

В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Проверка правильности корректировки резерва

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке корректировки резервов предстоящих расходов.

В конце года проводится инвентаризация резервов предстоящих расходов. При этом излишне начисленные суммы резерва сторнируются.

В некоторых случаях излишне зарезервированные суммы в конце года можно не сторнировать. Например, если:

• ремонтные работы рассчитаны на несколько лет;

• выплата вознаграждений за выслугу лет и вознаграждений по итогам работы за год производится в следующем году (например, в январе).

В этих случаях излишне начисленные суммы резервов сторнируются после окончания ремонта или после выплаты соответствующих вознагражде-ний.

Согласно ст. 324.1 НК ТРФ, расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на опла-ту труда соответствующих категорий работников. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резер-ва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налого-плательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату от-пусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, средне-дневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений еди-ного социального налога.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фак-тический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, опреде-ленная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв пред-стоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за вы-слугу лет и по итогам работы за год.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности создания и использования резервов предстоящих расходов.

21. АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Аудит учета движения денежных средств на расчетном счете

Целью аудита учета движения денежных средств на расчетном счете является установление законности, достоверности и целесообразности соверше-ния операций с денежными средствами, правильности их отражения в учете. Для этой цели аудиторам необходимо решить следующие задачи:

• установить правильность перечисления авансов и платежей по бестоварным счетам и другим незаконным операциям;

• определить правильность и своевременность использования банковских ссуд, достоверность предоставляемых на их получение документов;

установить точность отражения в учете и законность использования полученных из банка чековых книжек, наличие расписок при выдаче их подот-четному лицу, отчетов об использовании чековых книжек; проверить соответствие оборотов и сальдо по авансовым счетам подотчетных лиц, оборотам и сальдо банка; определить реальность сумм, числящихся в бухгалтерском учете на счете 57 “Переводы в пути”; установить законность операций по открываемым на ряде предприятий текущих счетов уполномоченным лицам для выплаты на месте заработной платы и других целевых расходов.

При аудите движения денежных средств на расчетном счете следует руководствоваться следующими нормативными документами:

Положением о безналичных расчетах в РФ, утв. ЦБ РФ 12.04.2001 № 2 –П; < Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 №№49; Письмом МНС РФ от 15.12.2001 № ФС-6-10/909 “О новых правилах указания информации в полях “Плательщик”, “Получатель” и “назначение платежа, расчетных документов при перечислении налогов и сборов”.

Аудиторам следует знать о злоупотреблениях и нарушениях по учету денежных средств на расчетном счете, которые можно классифицировать сле-дующим образом:

• отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операции или оформление их ненадлежащим образом;

присвоение наличных денег, полученных в банке; неполное отражение в учете операций по расчетному счету для сокрытия и присвоения поступив-ших денег; неправильный подсчет итогов в учетных регистрах; перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительного оформления догово-ров и по другим сомнительным операциям; перевод кредиторской задолженности подотчетным лицам с расчетного счета через отделение свя-зи; несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;

оплата с расчетного счета непроизводственных расходов.

При проверке операций на расчетном счете необходимо изучить первичные документы: кассовую книгу, выписки из банка, платежные поручения, заявления об отказе от акцепта, чековые книжки, приходные и расходные кассовые ордера, счета-фактуры поставщиков, накладные на получение то-варно-материальных ценностей, журналы-ордера 1, 2, Главную книгу, а также учетные регистры по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Основные подходы к проверке финансовых вложений

Проверка должна начинаться с оценки системы внутреннего контроля, имеющейся у проверяемой организации, что необходимо для разработки со-от-ветствующих подходов к проверке финансовых вложений (выбора видов и объ-ема аудиторских процедур).

Для оценки системы внутреннего контроля необходимо получить инфор-мацию о характере операций с финансовыми вложениями и применяемых про-цедурах контроля. Для того чтобы определить эффективность этих процедур, нужно:

- во-первых, выяснить порядок принятия решений в отношении опе-раций с финансовыми вложениями и, в частности, кто вправе санкционировать операции с ними и кто в действительности делает это. Если операции с финан-совыми вложениями санкционируют не те лица, которые на это уполно-мочены, или такие операции вообще не санкционируются либо санкционируются зад-ним числом, это свидетельствует о недостатках системы внутрен-него контроля;

- во-вторых, изучить организацию передачи информации о приобре-тении и выбытии (продаже, погашении) финансовых вложений, получении (на-числении) доходов по ним между отделом ценных бумаг (другого аналогичного отдела) и бухгалтерией организации. Для этого нужно установить в какие сроки данные о финансовых вложениях из отдела ценных бумаг передаются в бухгал-терию. Расхождения в данных бухгалтерского и оператив-ного (отдела ценных бумаг) учета, факты несвоевременной передачи информации свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля;

- в-третьих, выяснить условия хранения ценных бумаг, находящихся в собственности организации.

Ценные бумаги могут храниться как в самой организации, так и вне ее, в частности, в депозитариях или у финансовых агентов организации. Если цен-ные бумаги хранятся в самой организации, следует знать как оборудовано ме-сто их хранения (сейф, хранилище);

- в-четвертых, изучить порядок принятия и выдачи ценных бумаг, в частности, выяснить, кто имеет доступ к ценным бумагам, принадлежащим ор-ганизации;

- в-пятых, исследовать порядок инвентаризации финансовых вложе-ний. Прежде всего, следует установить, существует ли практика таких инвента-ризаций и как они проводятся и оформляются и в какие сроки;

- в-шестых, установить соответствие финансовых вложений критери-ям признания активов, а также наличие финансовых вложений, доходы по ко-торым в течение отчетного периода не начислялись. Наличие существенных финансовых вложений, длительное время не приносящих доходов органи-зации, может свидетельствовать о недостаточно эффективном внутреннем контроле за целесообразностью и эффективностью финансовых вложений.

Для планирования аудиторских процедур нужно получить от аудируемой организации перечень операций с финансовыми вложениями, проведен-ных за проверяемый период, и реестр финансовых вложений на конец отчетного пе-риода. На основании этих данных следует определить подлежащие проверке сальдо по счетам и операции с финансовыми вложениями, исходя из их стои-мостной оценки.

Объем выборки для проверки сальдо по счетам учета финансовых вложе-ний и операций с ними определяется на основе оценки системы внутрен-него контроля и аудиторских рисков, выполняемой на стадии планирования. При уточнении оценки системы внутреннего контроля объем выборки может быть изменен. Как правило, в организациях, для которых финансовые вложения не являются предметом основной деятельности, количество и виды ценных бумаг и количество операций с ними невелики. Поэтому при проверке используются нестатистические методы выборки.

При проведении проверки финансовых вложений необходимо также об-ратить внимание на:

- нетипичные операции;

- операции, произошедшие в конце отчетного периода и после отчет-ной даты;

- операции с аффилированными лицами.

К нетипичным могут, в частности, относиться:

- операции, предусматривающие необычные условия (нестандартные цены, порядок расчетов и т. п.);

- операции, осуществленные без видимой логической причины;

- операции, обработанные необычным образом;

- другие операции, которые отличаются от обычно проводимых ор-ганизацией операций с ценными бумагами. Необходимо убедиться в реально-сти, законности и правильности оценки всех таких операций с финансовыми вложениями.

Проверка операций, произошедших в конце отчетного периода и после отчетной даты, необходима, чтобы убедиться в реальности показателя ос-татка финансовых вложений в отчетности организации. Возможны случаи завышения стоимости активов на конец отчетного периода с целью улучше-ния структуры баланса. Затем, в начале следующего отчетного периода, осуществляется про-дажа финансовых вложений, как правило, той же органи-зации, у которой они были приобретены. Следует убедиться в отсутствии подобных фактов, а при их выявлении определить, каким образом они могут повлиять на достоверность финансовой отчётности проверяемой организации.

Операции с аффилированными лицами необходимо проанализировать с точки зрения полноты их учета и адекватности раскрытия информации о них в Финансовой отчетности проверяемой

Операции с аффилированными лицами необходимо проанализировать с точки зрения полноты их учета и адекватности раскрытия информации о -кументами, либо в противоположном направлении, т. е. от документов к реги-страм бухгалтерского учета: выбираются первичные документы (ценные бума-ги или договоры на приобретение долей в уставном капитале), а затем аудитор убеждается, что соответствующая операция правильно и свое-временно отраже-на в регистрах бухгалтерского учета. Последний прием используется, напри-мер, для проверки полноты учета объектов.

 

Инвестиционный аудит

Аудит финансовых вложений необходим для выяснения точной информации о юридическом лице при решении вопроса об инвестировании, приоб-ретении предприятия, обосновании целесообразности выдачи заемных средств. Аудит инвестиций позволит выявить потенциальные убытки инвестора и предотвратить невыгодную сделку.

Этапы аудита:

1. экспертиза учредительных документов, уставного капитала и состава собственников;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал