ИМК
| Краткое описание
|
|
Калькуляция затрат по функциям
| Система калькуляции затрат, в которой воедино сводятся стоимостные данные по выполняемым
|
|
(ABC)- activity – based costing
| функциям, и где впоследствии используются стоимостные факторы для распределения затрат на продукцию или прочие базы, такие как потребители, рынки, проекты.
|
|
Функционально ориентированное
| Система управления, где используется система учета в качестве определяющего фактора для распределения затрат на продукцию на основе ресурсов, используемых для
|
|
управление (АВМ)
| выпуска продукции.
|
|
Перспективное планирование
| Метод разработки плана обеспечения качества продукции, который будет поддерживать разработку
|
|
качества продукции (APQP)-
advanced product quality planning
| продукции или услуги с главной целью обеспечения удовлетворенности потребителей. Этапы включают составление плана и формирование программы, проверку проектирования и разработки продукции, проверку технологической подготовки производства, а также аттестацию продукции и технологического процесса.
|
|
Оценка
| Операция, основанная на рассмотрении восприятия эффективности, с целью выявления возможностей улучшения и возможных сильных областей для распространения потенциальной передовой практики в масштабах организации.
|
|
Аудиты
| Систематический, независимый и документированный процесс получения аудиторских доказательств (учетные документы, отчеты о положении дел и прочая информация, допускающая проверку) и объективной их оценки для определения степени выполнения аудиторских критериев (набор принципов, методик или требований). Это может включать аудиты системы, процесса или продукции. (См. ISO 19011.)
|
|
Матрица полномочий
| Матрица, содержащая одну или несколько следующих позиций: перечень операций, лицо, которому делегируются полномочия, дата делегирования, примечания/ограничения/указания, предельные полномочия на расходование ассигнований и ответственность за использование ресурсов.
|
|
Система сбалансированных
| Управляющий инструмент, где используются четыре области (финансовая, потребители, внутренние
|
|
показателей
| бизнес-процессы, обучение и рост) прошлых и будущих показателей с целью создания основы для стратегических измерений и управления. Существуют и другие системы показателей (например, с использованием категории результатов из моделей превосходства в бизнесе в качестве четырех областей). Применяются иерархические уровни.
|
|
Эталонный анализ
| Метод сравнения процессов и характеристик продукции и услуг организации с признанными параметрами лидеров для выявления возможностей улучшения.
|
|
Решение узких мест
| Метод выявления мер для решения узких мест операции, процесса или системы с минимальными возможностями относительно спроса, тем самым контролируя скорость деятельности всей системы/организации. См. также «Теория ограничений».
|
|
Мозговая атака
| Операция, направленная на стимулирование открытого, свободного и творческого мышления в группе. Зачастую используется в качестве способа планирования и решения проблем.
|
|
Доски объявлений
| Система (электронная, бумажная или иной носитель), позволяющая пользователям отправлять или читать сообщения, файлы и прочие данные, которые имеют общий характер и не адресуются ни одному конкретному лицу.
|
|
Планирование непрерывности бизнеса
| Планирование, используемое для нейтрализации нарушений деловой активности, защиты важнейших бизнес-процессов от воздействия катастроф (природных или антропогенных) и обеспечения своевременного восстановления деловой активности.
|
Модели превосходства в бизнесе
| В качестве примера можно привести Национальную премию качества М. Бэлдриджа (MBNQA).
|
Телефонные информационные центры
| Центры, в которых агенты обслуживания потребителей (телефонные операторы) звонят или получают звонки в соответствии с целями организации.
|
Анализ возможностей
| Исследование, которое проводится для определения статистического показателя изменчивости естественного процесса с принятым набором характеристик (Ср, Срк, Ррс).
|
Планирование повышения и аттестации квалификации
| Планирование, используемое для оценки знаний работников и определения порядка оказания им помощи в повышении квалификации. Часто связано с регулярными оценками работников и наделением полномочий работников.
|
Матрица квалификации
| Матрица, содержащая одну или несколько следующих позиций: рабочее задание; минимальный или максимальный уровень квалификации; допустимая квалификация; определенные категории квалификации.
|
Планирование на случай чрезвычайных обстоятельств
| Планирование мероприятий, предназначенных для управления в непредвиденных обстоятельствах или случаях.
|
Контроль несоответствий
| Процесс принятия мер в случае невыполнения установленных требований/законов/стандартов/правил.
|
Корректирующее действие
| Процесс, осуществляемый для устранения коренных причин существующего несоответствия, дефекта или прочей нежелательной ситуации с целью предотвращения их повторения.
|
Экономия затрат
| Контрольная деятельность по анализу «затраты из-за низкого качества», осуществляемая для предотвращения совершения ошибок; эта деятельность является инвестиций на будущее.
|
Анализ «затраты-выгоды»
| Инструмент, используемый для анализа и сравнения денежной стоимости реализации улучшения и денежного выражения выгод, получаемых путем улучшения.
|
Метод критического пути (СРМ)
- critical path method
| Функциональная методика управления проектами, согласно которой применяется стрелочное диаграммное изображение для отображения затрат и времени, необходимых для выполнения проекта. Используется только одна оценка продолжительности; нормальное время.
|
Фокус-группы из числа потребителей
| Практика выбора групп из более широкой популяции для формирования выборки, например, путем открытой дискуссии, изложения мнений членов по конкретным темам или областям, наиболее широко используемая при изучении рынка.
|
Управление связями с потребителями (CRM)- customer relationship man.
| Процесс контроля знаний организации в части уникальных требований и ожиданий ее потребителей и использования информации для обеспечения удовлетворенности, сохранения и приверженности потребителей.
|
Обследование для оценки удовлетворенности потребителей и анализ информации от потребителей
| Процесс рассмотрения и анализа для выявления подлинных уровней удовлетворенности потребителей получаемой продукции/услуги на основе информации от потребителей. Проводится по инициативе организации.
|
Информационная панель/светофоры
| Инструмент, используемый для цветного графического представления важных показателей эффективности. Обычно зеленый означает: все хорошо, никакие действий не нужны; оранжевый означает: предупреждение, возможно, потребуются действия; а красный означает: необходимо принять меры. Часто используется в сочетании с системами показателей и для повышения эффективности.
|
Планирование эксперимента (DOE), такое как по методу Тагучи
| Статистический метод, используемый для проведения исследования, анализа и понимания изменяемости процессов и данных, обеспечивающий возможность улучшения и ускорения развития. (См. ISO/TR10017.)
|
Прирост капитализации (EVA)
Economic value added
| Показатель финансовой эффективности, используемый для оценки подлинной прибыли организации. Главным образом это направлено на благосостояние акционера. (Операционная прибыль за вычетом налогов) - (используемый общий капитал * стоимость капитала) = EVA.
|
Электронный обмен данными (EDI) –electronik data
| Процесс, предназначенный для обмена стандартными формами документов между компьютерными системами различных компаний (или между потребителями и
|
interchange
| поставщиками) в деловых целях. EDI - часть электронной коммерции, в которой
|
| потребители могут размещать заказы непосредственно у поставщика, а поставщик
|
| выдает подтверждение (включая дату и цену отгрузки) электронными средствами
|
Обследования для оценки
| Метод получения обратной связи от работников организации в части их
|
удовлетворенности/восприятия
| удовлетворенности.
|
работников
|
|
Планирование ресурсов
| Компьютерная программа, которая объединяет все подразделения и функции организации в одной
|
предприятия (ERP)
| компьютерной системе, способной удовлетворять все конкретные потребности этих различных
|
| подразделении.
|
Анализ характера и последствий отказов (FMEA)
| Метод установления приоритетов риска и принятия предупредительных действий с целью снижения риска.
|
Опытный образец
| Процессы, связанные с выпуском опытного(ых) (или опытной партии) изделия(й), выпускаемого(ых) в
|
| ходе серийного производства.
|
Построение блок-схем и отображение процессов
| Графическое представление основных этапов процесса, создания продукции или услуги.
|
Службы помощи
| Функция, предназначенная для технической поддержки или помощи, предоставляемой организацией.
|
Коммуникации через интернет и интрасеть
| Система для обработки электронной информации, электронной почты, глобальной системы связи и т.д.
|
Штатное расписание
| Схема работ для повышения производительности работников (например, расширение рабочих задач
|
| для увеличения степени использования навыков работников), расширяя разнообразие выполняемых
|
| работ и обеспечивая большую автономность отдельному работнику.
|
Управление знаниями
| Операция по трансформированию данных в информацию путем создания, расширения, хранения,
|
| поиска и распространения интеллектуального капитала.
|
Экономичные производственные
| Инструмент, направленный на сокращение продолжительности цикла и простоя для
|
процессы
| совершенствования операций. Под рациональным мышлением понимается динамичный процесс,
|
| ориентированный на знания и потребителя, посредством которого все работники определенного
|
| предприятия постоянно устраняют потери с целью создания ценности.
|
Расчет затрат по жизненному циклу
| Контроль затрат за период с момента создания продукции до конца ее использования по назначению и
|
(LCC)
| уничтожения. (См. IEC 60300-3-3.)
|
Целевое управление
| Метод, в основном направленный на поиск возможностей улучшения посредством активного
|
SMART – specific, measurable, achievable,
| вовлечения работников для обеспечения эффективного выполнения деловых планов. Руководство устанавливает цели высокого уровня, которые
|
Relevant, time-based
| являются конкретными, измеримыми, достижимыми соответствующими и
|
| своевременными (SMART). Они строятся иерархически и разрабатываются через
|
| и на организационных уровнях. Регулярно проводится анализ эффективности целей для обеспечения
|
| прогресса, осуществления, выполнения необходимых доработок операций/целей и предложения новых
|
| соответствующих целей для рассмотрения измерения. Некоторые организации
|
| увязывают эффективность цели с поощрениями/оценками.
|
Рассмотрение руководством
| Периодическая деятельность высшего руководства для принятия решения по соответствующей
|
| операции за счет оценки состояния, достаточности, эффективности и результативности организации и
|
| ее управленческих систем. (См. раздел «Библиография», где представлены
|
| некоторые стандарты ISO на управленческие системы.)
|
Изучение и анализ рынка
| Метод получения обратной связи от потребителей организации в части их удовлетворенности
|
| продукцией организации.
|
Планирование потребности в
| Метод, который помогает компании при подробном планировании ее производства.
|
материалах (MRP)
|
|
Наставничество
| Метод, основанный на назначении советника или инструктора, что особенно часто встречается в
|
| системе профессионального образования.
|
Бюллетени
| Периодически публикуемый материал, содержащий новости и объявления по какой-либо теме. Бюллетени могут распространяться по электронной почте или через интрасеть.
|
Обучение на рабочем месте (OJT) – on the job training
| Обучение, которое обычно проводится на рабочей станции или рабочем месте. Как правило, обучение на рабочем месте проводится индивидуально или в небольшой группе.
|
Управление по принципу открытой книги (ОВМ)
| Управленческая деятельность, в рамках которой «открывается» финансовая информация организации для ее работников. Организация может также проводить обучение интерпретацией информации. Цель заключается в том, чтобы позволить работникам лучше понимать свою роль и влияние на организацию.
|
Совершенствование организационной структуры (OD)
| Стратегическая деятельность, направленная на повышение организационной эффективности за счет развития и укрепления организационных стратегий, структур и процессов.
|
Анализ Парето
| Статический процесс для построения гистограммы, организованной от высшего к меньшим уровням периодичности. В диаграмме Парето сравнивается важность различных факторов, влияющих на проблему, и она помогает выявлять приоритеты деятельности.
|
Анализ периода окупаемости капитала (РР)
| Рассмотрение количества времени, которое потребуется для окупаемости первоначальной инвестиции проекта.
|
Аттестация работников
| Методика, используемая для измерения прогресса работников относительно норм выработки. В это время также обеспечивается обратная связь.
|
Секторная диаграмма
| Круговая диаграмма (в форме пирога), которая разделяется радиусами для отображения доли параметров; также называется секторной диаграммой.
|
Планирование, исполнение, проверка и принятие необходимых мер (PDCA)
| См. Разделы 4 и 5.
|
Определение затрат на профилактику, оценку и вследствие отказа
| Метод, согласно которому в широком плане затраты разделяются на эти три категории, при использовании которого делается акцент на рассмотрении хода улучшения; это особенно важно для финансовых и экономических выгод.
|
Предупредительное действие
| Процесс совершения действия для устранения коренной(ых) причины(н) потенциального несоответствия, дефекта или иной нежелательной ситуации с целью их предотвращения. Это -упреждающее действие.
|
Процесс утверждения частей продукции (РРАР)
| Процесс утверждения частей, который требуется для поставщиков изготовителей, а также поставщиков одного уровня.
|
Профессиональная подготовка
| Способ подготовки персонала. План разрабатывается совместно с работником и его начальником или наставником, в нем учитываются потребности и цели работника, согласованные с потребностями организации.
|
Развертывание функции качества (QFD)
| Метод, направленный на обеспечение соответствие проектного решения продукции и услуг с потребностями потребителя,
|
Рассмотрение откликов и жалоб
| Процесс реагирования на жалобы и вопросы потребителей, одновременно защищающий долю рынка. (См. ISO 10002.)
|
Матрица ответственности
| Матрица или диаграмма, в которой отображаются основные действия и детали ответственности каждой участвующей стороны. С помощью этого средства все участвующие могут четко увидеть, с кем необходимо контактировать по каждому действию.
|
Анализ прибыли на инвестиции (ROI)
| Метод оценки инвестиционного потенциала путем сравнения величины/сроков ожидаемой выручки с капитальными затратами: [(выручка - затраты) / затраты] * 100 %.
|
Анализ риска
| Метод, используемый для выявления и контроля рисков, связанных с любой позицией, действием, процессом или системой организации. В идеале он должен быть упреждающим по характеру, хотя, к сожалению, анализ может выполняться в результате серьезных событий.
|
Самооценка
| Действие на основе рассмотрения восприятия эффективности, направленное на выявление возможностей улучшения и возможных сильных областей для распространения потенциальной передовой практики на всю организации.
Для конкретной самооценки инструмент должен позволить провести идентификацию и установить приоритеты с целью извлечения финансовых и экономических выгод; см. Приложение А.
|
|
Соглашение на предоставление услуг
| Соглашение между поставщиком услуг и потребителем, в котором описывается, какие услуги будут оказываться потребителю после продажи, по какой цене и в течение какого времени.
|
|
Статистический контроль производственных процессов (SPC)
| Использование статистических методов и/или алгоритмов статистического или стохастического контроля для достижения одной или нескольких следующих целей:
— увеличение знаний о процессе,
— контроль за процессом, чтобы он осуществлялся надлежащим образом,
— снижение изменчивости параметров конечной продукции или иными способами повышение эффективности процесса.
(См. ISO/TR 10017 и IS011462-1.)
|
|
Стратегическое планирование
| Видение, миссия, предназначение и место на рынке. Часто выполняется SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Последняя итерация стратегического планирования выражается как «открытое сообщество», когда организация постоянно совершенствует свое стратегическое мышление.
|
|
Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (SWOT-анализ)
| Процесс выявления сильных и слабых сторон организации наряду с внешними угрозами и возможностями (часто отображается графически).
|
|
Планирование преемственности
| Планирование, обучение и наставничество потенциальных преемников для замены существующих исполнителей работы в организации.
|
|
Программа поощрения рационализаторских предложений
| Программа, в которой выбираются предложения работников по совершенствованию работы или условий труда.
|
|
Оценки результатов поставщика
| Метод, применяемый для оценки результатов поставщика (продукции в адрес организации) относительно ожидаемых результатов.
|
|
Ранговый список поставщиков
| Список, в котором поставщики продукции и услуг размещаются в порядке приоритетности, степени срочности, добавочной стоимости или иных критериев.
|
|
Управление базой снабжения
| Процесс мониторинга и оценки сырья, а также качества и эффективности соответствующих поставщиков путем устранения потерь, ликвидации проблем качества и рационализации производственного процесса.
|
|
Сколачивание коллектива
| Практика выбора и мотивации группы лиц, чтобы они работали вместе для решения задачи и достижения конкретных целей эффективности.
|
|
Теория ограничений (ТОС)
Theory of constrains
| Методы и средства выявления и устранения узких мест процесса. При этом даются указания о причинах возникновения ограничений в системе, а также порядок действий в этих ситуациях.
|
|
Анализ тенденций
| Анализ данных для выявления тенденции или направления со временем.
|
|
Графы тенденций
| Графическое представление данных со временем для выявления тенденции или направления.
|
|
Управление ценностями
| Системное применение общепризнанных методов, при котором определяются функции продукции или услуги, устанавливается ценность этих функций и предусматриваются необходимые функции для обеспечения требуемой эффективности с наименьшими общими затратами.
|
|
| | | | | |