Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение Е Краткое описание инструментов менеджмента качества






ИМК Краткое описание  
Калькуляция затрат по функциям Система калькуляции затрат, в которой воедино сводятся стоимостные данные по выполняемым  
(ABC)- activity – based costing функциям, и где впоследствии используются стоимостные факторы для распределения затрат на продукцию или прочие базы, такие как потребители, рынки, проекты.  
Функционально ориентированное Система управления, где используется система учета в качестве определяющего фактора для распределения затрат на продукцию на основе ресурсов, используемых для  
управление (АВМ) выпуска продукции.  
Перспективное планирование Метод разработки плана обеспечения качества продукции, который будет поддерживать разработку  
качества продукции (APQP)- advanced product quality planning продукции или услуги с главной целью обеспечения удовлетворенности потребителей. Этапы включают составление плана и формирование программы, проверку проектирования и разработки продукции, проверку технологической подготовки производства, а также аттестацию продукции и технологического процесса.  
Оценка Операция, основанная на рассмотрении восприятия эффективности, с целью выявления возможностей улучшения и возможных сильных областей для распространения потенциальной передовой практики в масштабах организации.  
Аудиты Систематический, независимый и документированный процесс получения аудиторских доказательств (учетные документы, отчеты о положении дел и прочая информация, допускающая проверку) и объективной их оценки для определения степени выполнения аудиторских критериев (набор принципов, методик или требований). Это может включать аудиты системы, процесса или продукции. (См. ISO 19011.)  
Матрица полномочий Матрица, содержащая одну или несколько следующих позиций: перечень операций, лицо, которому делегируются полномочия, дата делегирования, примечания/ограничения/указания, предельные полномочия на расходование ассигнований и ответственность за использование ресурсов.  
Система сбалансированных Управляющий инструмент, где используются четыре области (финансовая, потребители, внутренние  
показателей бизнес-процессы, обучение и рост) прошлых и будущих показателей с целью создания основы для стратегических измерений и управления. Существуют и другие системы показателей (например, с использованием категории результатов из моделей превосходства в бизнесе в качестве четырех областей). Применяются иерархические уровни.  
Эталонный анализ Метод сравнения процессов и характеристик продукции и услуг организации с признанными параметрами лидеров для выявления возможностей улучшения.  
Решение узких мест Метод выявления мер для решения узких мест операции, процесса или системы с минимальными возможностями относительно спроса, тем самым контролируя скорость деятельности всей системы/организации. См. также «Теория ограничений».  
Мозговая атака Операция, направленная на стимулирование открытого, свободного и творческого мышления в группе. Зачастую используется в качестве способа планирования и решения проблем.  
Доски объявлений Система (электронная, бумажная или иной носитель), позволяющая пользователям отправлять или читать сообщения, файлы и прочие данные, которые имеют общий характер и не адресуются ни одному конкретному лицу.  
Планирование непрерывности бизнеса Планирование, используемое для нейтрализации нарушений деловой активности, защиты важнейших бизнес-процессов от воздействия катастроф (природных или антропогенных) и обеспечения своевременного восстановления деловой активности.
Модели превосходства в бизнесе В качестве примера можно привести Национальную премию качества М. Бэлдриджа (MBNQA).
Телефонные информационные центры Центры, в которых агенты обслуживания потребителей (телефонные операторы) звонят или получают звонки в соответствии с целями организации.
Анализ возможностей Исследование, которое проводится для определения статистического показателя изменчивости естественного процесса с принятым набором характеристик (Ср, Срк, Ррс).
Планирование повышения и аттестации квалификации Планирование, используемое для оценки знаний работников и определения порядка оказания им помощи в повышении квалификации. Часто связано с регулярными оценками работников и наделением полномочий работников.
Матрица квалификации Матрица, содержащая одну или несколько следующих позиций: рабочее задание; минимальный или максимальный уровень квалификации; допустимая квалификация; определенные категории квалификации.
Планирование на случай чрезвычайных обстоятельств Планирование мероприятий, предназначенных для управления в непредвиденных обстоятельствах или случаях.
Контроль несоответствий Процесс принятия мер в случае невыполнения установленных требований/законов/стандартов/правил.
Корректирующее действие Процесс, осуществляемый для устранения коренных причин существующего несоответствия, дефекта или прочей нежелательной ситуации с целью предотвращения их повторения.
Экономия затрат Контрольная деятельность по анализу «затраты из-за низкого качества», осуществляемая для предотвращения совершения ошибок; эта деятельность является инвестиций на будущее.
Анализ «затраты-выгоды» Инструмент, используемый для анализа и сравнения денежной стоимости реализации улучшения и денежного выражения выгод, получаемых путем улучшения.
Метод критического пути (СРМ) - critical path method Функциональная методика управления проектами, согласно которой применяется стрелочное диаграммное изображение для отображения затрат и времени, необходимых для выполнения проекта. Используется только одна оценка продолжительности; нормальное время.
Фокус-группы из числа потребителей Практика выбора групп из более широкой популяции для формирования выборки, например, путем открытой дискуссии, изложения мнений членов по конкретным темам или областям, наиболее широко используемая при изучении рынка.
Управление связями с потребителями (CRM)- customer relationship man. Процесс контроля знаний организации в части уникальных требований и ожиданий ее потребителей и использования информации для обеспечения удовлетворенности, сохранения и приверженности потребителей.
Обследование для оценки удовлетворенности потребителей и анализ информации от потребителей Процесс рассмотрения и анализа для выявления подлинных уровней удовлетворенности потребителей получаемой продукции/услуги на основе информации от потребителей. Проводится по инициативе организации.
Информационная панель/светофоры Инструмент, используемый для цветного графического представления важных показателей эффективности. Обычно зеленый означает: все хорошо, никакие действий не нужны; оранжевый означает: предупреждение, возможно, потребуются действия; а красный означает: необходимо принять меры. Часто используется в сочетании с системами показателей и для повышения эффективности.
Планирование эксперимента (DOE), такое как по методу Тагучи Статистический метод, используемый для проведения исследования, анализа и понимания изменяемости процессов и данных, обеспечивающий возможность улучшения и ускорения развития. (См. ISO/TR10017.)
Прирост капитализации (EVA) Economic value added Показатель финансовой эффективности, используемый для оценки подлинной прибыли организации. Главным образом это направлено на благосостояние акционера. (Операционная прибыль за вычетом налогов) - (используемый общий капитал * стоимость капитала) = EVA.
Электронный обмен данными (EDI) –electronik data Процесс, предназначенный для обмена стандартными формами документов между компьютерными системами различных компаний (или между потребителями и
interchange поставщиками) в деловых целях. EDI - часть электронной коммерции, в которой
  потребители могут размещать заказы непосредственно у поставщика, а поставщик
  выдает подтверждение (включая дату и цену отгрузки) электронными средствами
Обследования для оценки Метод получения обратной связи от работников организации в части их
удовлетворенности/восприятия удовлетворенности.
работников  
Планирование ресурсов Компьютерная программа, которая объединяет все подразделения и функции организации в одной
предприятия (ERP) компьютерной системе, способной удовлетворять все конкретные потребности этих различных
  подразделении.
Анализ характера и последствий отказов (FMEA) Метод установления приоритетов риска и принятия предупредительных действий с целью снижения риска.
Опытный образец Процессы, связанные с выпуском опытного(ых) (или опытной партии) изделия(й), выпускаемого(ых) в
  ходе серийного производства.
Построение блок-схем и отображение процессов Графическое представление основных этапов процесса, создания продукции или услуги.
Службы помощи Функция, предназначенная для технической поддержки или помощи, предоставляемой организацией.
Коммуникации через интернет и интрасеть Система для обработки электронной информации, электронной почты, глобальной системы связи и т.д.
Штатное расписание Схема работ для повышения производительности работников (например, расширение рабочих задач
  для увеличения степени использования навыков работников), расширяя разнообразие выполняемых
  работ и обеспечивая большую автономность отдельному работнику.
Управление знаниями Операция по трансформированию данных в информацию путем создания, расширения, хранения,
  поиска и распространения интеллектуального капитала.
Экономичные производственные Инструмент, направленный на сокращение продолжительности цикла и простоя для
процессы совершенствования операций. Под рациональным мышлением понимается динамичный процесс,
  ориентированный на знания и потребителя, посредством которого все работники определенного
  предприятия постоянно устраняют потери с целью создания ценности.
Расчет затрат по жизненному циклу Контроль затрат за период с момента создания продукции до конца ее использования по назначению и
(LCC) уничтожения. (См. IEC 60300-3-3.)
Целевое управление Метод, в основном направленный на поиск возможностей улучшения посредством активного
SMART – specific, measurable, achievable, вовлечения работников для обеспечения эффективного выполнения деловых планов. Руководство устанавливает цели высокого уровня, которые
Relevant, time-based являются конкретными, измеримыми, достижимыми соответствующими и
  своевременными (SMART). Они строятся иерархически и разрабатываются через
  и на организационных уровнях. Регулярно проводится анализ эффективности целей для обеспечения
  прогресса, осуществления, выполнения необходимых доработок операций/целей и предложения новых
  соответствующих целей для рассмотрения измерения. Некоторые организации
  увязывают эффективность цели с поощрениями/оценками.
Рассмотрение руководством Периодическая деятельность высшего руководства для принятия решения по соответствующей
  операции за счет оценки состояния, достаточности, эффективности и результативности организации и
  ее управленческих систем. (См. раздел «Библиография», где представлены
  некоторые стандарты ISO на управленческие системы.)
Изучение и анализ рынка Метод получения обратной связи от потребителей организации в части их удовлетворенности
  продукцией организации.
Планирование потребности в Метод, который помогает компании при подробном планировании ее производства.
материалах (MRP)  
Наставничество Метод, основанный на назначении советника или инструктора, что особенно часто встречается в
  системе профессионального образования.
Бюллетени Периодически публикуемый материал, содержащий новости и объявления по какой-либо теме. Бюллетени могут распространяться по электронной почте или через интрасеть.
Обучение на рабочем месте (OJT) – on the job training Обучение, которое обычно проводится на рабочей станции или рабочем месте. Как правило, обучение на рабочем месте проводится индивидуально или в небольшой группе.
Управление по принципу открытой книги (ОВМ) Управленческая деятельность, в рамках которой «открывается» финансовая информация организации для ее работников. Организация может также проводить обучение интерпретацией информации. Цель заключается в том, чтобы позволить работникам лучше понимать свою роль и влияние на организацию.
Совершенствование организационной структуры (OD) Стратегическая деятельность, направленная на повышение организационной эффективности за счет развития и укрепления организационных стратегий, структур и процессов.
Анализ Парето Статический процесс для построения гистограммы, организованной от высшего к меньшим уровням периодичности. В диаграмме Парето сравнивается важность различных факторов, влияющих на проблему, и она помогает выявлять приоритеты деятельности.
Анализ периода окупаемости капитала (РР) Рассмотрение количества времени, которое потребуется для окупаемости первоначальной инвестиции проекта.
Аттестация работников Методика, используемая для измерения прогресса работников относительно норм выработки. В это время также обеспечивается обратная связь.
Секторная диаграмма Круговая диаграмма (в форме пирога), которая разделяется радиусами для отображения доли параметров; также называется секторной диаграммой.
Планирование, исполнение, проверка и принятие необходимых мер (PDCA) См. Разделы 4 и 5.
Определение затрат на профилактику, оценку и вследствие отказа Метод, согласно которому в широком плане затраты разделяются на эти три категории, при использовании которого делается акцент на рассмотрении хода улучшения; это особенно важно для финансовых и экономических выгод.
Предупредительное действие Процесс совершения действия для устранения коренной(ых) причины(н) потенциального несоответствия, дефекта или иной нежелательной ситуации с целью их предотвращения. Это -упреждающее действие.
Процесс утверждения частей продукции (РРАР) Процесс утверждения частей, который требуется для поставщиков изготовителей, а также поставщиков одного уровня.
Профессиональная подготовка Способ подготовки персонала. План разрабатывается совместно с работником и его начальником или наставником, в нем учитываются потребности и цели работника, согласованные с потребностями организации.
Развертывание функции качества (QFD) Метод, направленный на обеспечение соответствие проектного решения продукции и услуг с потребностями потребителя,
Рассмотрение откликов и жалоб Процесс реагирования на жалобы и вопросы потребителей, одновременно защищающий долю рынка. (См. ISO 10002.)
Матрица ответственности Матрица или диаграмма, в которой отображаются основные действия и детали ответственности каждой участвующей стороны. С помощью этого средства все участвующие могут четко увидеть, с кем необходимо контактировать по каждому действию.
Анализ прибыли на инвестиции (ROI) Метод оценки инвестиционного потенциала путем сравнения величины/сроков ожидаемой выручки с капитальными затратами: [(выручка - затраты) / затраты] * 100 %.
Анализ риска Метод, используемый для выявления и контроля рисков, связанных с любой позицией, действием, процессом или системой организации. В идеале он должен быть упреждающим по характеру, хотя, к сожалению, анализ может выполняться в результате серьезных событий.
Самооценка Действие на основе рассмотрения восприятия эффективности, направленное на выявление возможностей улучшения и возможных сильных областей для распространения потенциальной передовой практики на всю организации. Для конкретной самооценки инструмент должен позволить провести идентификацию и установить приоритеты с целью извлечения финансовых и экономических выгод; см. Приложение А.  
Соглашение на предоставление услуг Соглашение между поставщиком услуг и потребителем, в котором описывается, какие услуги будут оказываться потребителю после продажи, по какой цене и в течение какого времени.  
Статистический контроль производственных процессов (SPC) Использование статистических методов и/или алгоритмов статистического или стохастического контроля для достижения одной или нескольких следующих целей: — увеличение знаний о процессе, — контроль за процессом, чтобы он осуществлялся надлежащим образом, — снижение изменчивости параметров конечной продукции или иными способами повышение эффективности процесса. (См. ISO/TR 10017 и IS011462-1.)  
Стратегическое планирование Видение, миссия, предназначение и место на рынке. Часто выполняется SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Последняя итерация стратегического планирования выражается как «открытое сообщество», когда организация постоянно совершенствует свое стратегическое мышление.  
Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы (SWOT-анализ) Процесс выявления сильных и слабых сторон организации наряду с внешними угрозами и возможностями (часто отображается графически).  
Планирование преемственности Планирование, обучение и наставничество потенциальных преемников для замены существующих исполнителей работы в организации.  
Программа поощрения рационализаторских предложений Программа, в которой выбираются предложения работников по совершенствованию работы или условий труда.  
Оценки результатов поставщика Метод, применяемый для оценки результатов поставщика (продукции в адрес организации) относительно ожидаемых результатов.  
Ранговый список поставщиков Список, в котором поставщики продукции и услуг размещаются в порядке приоритетности, степени срочности, добавочной стоимости или иных критериев.  
Управление базой снабжения Процесс мониторинга и оценки сырья, а также качества и эффективности соответствующих поставщиков путем устранения потерь, ликвидации проблем качества и рационализации производственного процесса.  
Сколачивание коллектива Практика выбора и мотивации группы лиц, чтобы они работали вместе для решения задачи и достижения конкретных целей эффективности.  
Теория ограничений (ТОС) Theory of constrains Методы и средства выявления и устранения узких мест процесса. При этом даются указания о причинах возникновения ограничений в системе, а также порядок действий в этих ситуациях.  
Анализ тенденций Анализ данных для выявления тенденции или направления со временем.  
Графы тенденций Графическое представление данных со временем для выявления тенденции или направления.  
Управление ценностями Системное применение общепризнанных методов, при котором определяются функции продукции или услуги, устанавливается ценность этих функций и предусматриваются необходимые функции для обеспечения требуемой эффективности с наименьшими общими затратами.  
           

 

 

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9000: 2008, 2010 Системы менеджмента качества (серия стандартов)

2. ГОСТ Р ИСО 10014 -2006 Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ

3. ИСО 21500 -2012 Управление проектами

4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2008 Системная инженерия, Процессы жизненного цикла систем

5. ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

6. ГОСТ Р 51901- 2007 Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов

7. Варжапетян А.Г Современные инструменты МК. Часть 1. ГУАП 2007

8. Варжапетян А.Г., Семенова Е.Г. Современные инструменты МК. Часть 2. ГУАП 2010

9. Варжапетян А.Г. и др. Методы и инструменты управления качеством проектов СПб, РИЦ ГУАП 2011

10. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством М. М. Радио и связь 2002

11. Fowlkes William, Creveling Clade. Engineering Methods for Robust Product
Design. Addison Wesley Longman, 1998

11. Ross Philip. Taguchi Techniques for Quality Engineering.
McGrawHill 199612..

12. Cohen Lou. QFD: How to Make QFD Work for You Addison. Wesley Longman Inc,

1995.

13.. Kai Yang, Basem S.EI-Haik Design for six sigma McGrawHill 2009,

14. Taguchi Genichi, Chowdhury Subir, Wu Yuin. The Mahalanobis Taguchi System.

McGrawHill, 2001.

 

Оглавление

ГЛОССАРИЙ.. 2

Тема 1. Системность современного мира. 3

1.1 НТР ХХ1 века. 3

1.2 Информационные технологии.. 3

1.3 Современные методы менеджмента. 3

1.4 Системность понятия «качество». 7

Тема 2. Проблематика качества. 10

2.1 Факторы, приведшие к возникновению проблемы качества. 10

2.2 Относительность понятия «качество». 12

Тема 3. Всеобщее управление качеством.. 13

3.1 Э. Деминг и его принципы.. 13

3.2 Идеология МС ИСО 9000: 2000. 16

3.3 Анализ внедрения и проблемы сертификации. 18

Тема 4. Практика менеджмента качества. 20

4.1 Экономика предприятия и менеджмент качества. 20

4.2 Сбалансированная система показателей (BSC) 21

4.2.1 Немного истории.. 21

4.3. Конкурентный инжиниринг качества. 28

Тема 5 Принципы менеджмента качества. 34

5.1. Ориентация (или фокус) на клиента (потребителя, покупателя). 34

5.2. Лидерство. 36

5.3. Вовлечение персонала. 38

5.4. Процессный подход. 39

5. 5 Системный подход к менеджменту. 41

5.6. Постоянное улучшение (или непрерывное совершенствование). 42

5.7. Принятие решений на основе фактов. 45

5.8. Создание взаимовыгодных отношений с поставщиками. 47

5.9 Преимущества принципов МК. 47

Тема 6. Современные тенденции в менеджменте качества. 51

6.1 Международные стандарты ИСО 9000: 2008. 51

6.2 Японский стандарт JIS TRQ 0005 " Системы менеджмента качества. Руководство по устойчивому развитию.. 55

6.3 ГОСТ Р ИСО 10014. Руководство по реализации.. 58

финансовых и экономических выгод. 58

6.4 ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 Системная инженерия. 62

Процессы жизненного цикла систем. 62

ТЕМА 7. Современные инструменты менеджмента качества. 65

7.1 Предварительные замечания. 65

7.2 Структурирование функции качества. 68

7.3Робастное проектирование. 73

7.3.1 Отличительные особенности РП.. 73

7.3.2 Функция потери качества –ФПК (Quality Loss Function) 79

7.3.4 Отношение сигнал-шум-С/Ш... 81

7.4 Метод анализа видов и последствий отказов - ФМЕА.. 83

7.4.1 Описание метода FMEA.. 84

7.4.2 Процедура FMEA.. 90

7.5 ЛИН + шесть сигм.. 100

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 106

Приложение А. Состав стандартов ИСО 9000: 2000. 106

Приложение Б. Основные определения по МС ИСО 9000. 106

Приложение В. Действующие стандарты и/или руководства, 113

разработанные ИСО/ТК 176. 113

Приложение Г- Вопросник для первоначальной самооценки.. 114

Приложение Д – Вопросник для всесторонней самооценки.. 116

Приложение Е Краткое описание инструментов менеджмента качества. 119

Литература. 123

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал