![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. Ф. Херцберг был специалистом по психическим заболеваниям среди рабочих в промышленности
Ф. Херцберг был специалистом по психическим заболеваниям среди рабочих в промышленности. Им была предложена концепция по стимулированию работников. Свою теорию он назвал " мотивационно-гигиенической" или " теорией обогащения работы". Некоторые из ученых противопоставляли теорию Ф. Херцберга теории " человеческих отношений" Э. Мэйо. Ф. Херцберг классифицировал побуждения к труду по характеру их действия, разбив все побуждения на две группы /7/. Первую группу составили " факторы гигиены" — все внешние условия (зарплата, отношения с коллегами, поведение мастера, физические условия труда и др.). По мнению Ф. Херцберга, эти факторы наиболее часто вызывают недовольство со стороны работников. Если налицо эти явления, среди рабочих растут прогулы, увеличивается текучесть рабочей силы, растет травматизм, снижается производительность труда, увеличивается брак в работе и т. д. Улучшение внешних факторов действует стимулирующе, но это только на короткий срок, затем к ним привыкают как к должному. В результате недовольство работников уменьшалось, но стимулов больше не было. По мнению Ф. Херцберга, — это только " факторы, аналогичные медицинской гигиене", но их еще нельзя называть стимулами /7/. С его позиций " гигиены недостаточно! ". Главным стимулятором Ф. Херцберг считал саму работу и связанные с ней потребности признания достижений, стремление к продвижению по службе, чувство ответственности и собственного роста, а также самореализацию работника в труде. Ради такой работы люди готовы терпеть и плохие условия, и плохого мастера. В отличие от " факторов гигиены", эти стимулы действуют длительное время и являются более надежными. Ф. Херцберг большие надежды возлагал на психологов, которые могли бы подсказать промышленности, как нужно действовать. С его точки зрения, большинство выполняемых работ не приносят радости ее работникам. В отличие от других исследователей, Ф. Херцберг выявил факторы влияющие на удовлетворенность трудом с " помощью метода полуструктурированного интервью. Применив контент-анализ полу- Часть I. Глава 3. Мотивация к труду
Среди перечисленных им были выделены факторы I и II уровней: факторы удовлетворенности (I уровень) и факторы неудовлетворенности (II уровень). Полученные данные Ф. Херцберг изложил в вышедшей в 1966 году книге " Мотивация и сущность человека". Еще в 1959 г. он пришел к выводу, что факторы, вызывающие удовлетворенность трудом, отличаются по форме от факторов, вызывающих неудовлетворенность. Это — два разных состояния, каждое из которых имеет свою шкалу. Противоположностью удовлетворения является не неудовлетворение, а отсутствие удовлетворения. Удовлетворение одних потребностей приводит только к снятию неудовлетворенности трудом, тогда как неудовлетворение других — к росту удовлетворенности трудом. Факторы неудовлетворенности он назвал " гигиеническими" по аналогии с медицинским термином как профилактическое средство, уменьшающего возможность заболевания. Полное удовлетворение от работы можно получить, по данным Ф. Херцберга, когда достигается поставленная цель и работник получает признание, имеет возможность профессионального роста и т. д., о чем говорилось выше. Такие факторы он назвал " мотиваторами" или " стимуляторами", не видя разницы между мотивами и стимулами, хотя в действительности они существуют. Состояние удовлетворенности трудом появляется, с его точки зрения, когда появляется положительная мотивация к работе. Это имеет место при выполнении ответственной, интересной работы. Можно отметить определенную преемственность между теориями Ф. Херцберга и А. Маслоу. Например, факторы " гигиены" свя-
Нельзя не отметить, что мотиваторы и факторы гигиены у ф. Херцберга перекрещиваются, оказывая различное воздействие на трудовую мотивацию. Теория Херцберга, как и теория Маслоу, несмотря на определенную критику, получила признание. В конце 60-х начале 70-х гг. Ф. Херцберг, а также Роберт Н. Форд и другие специалисты-эксперты независимо друг от друга пришли к выводу, что каждый, занимающийся проблемами управления на производстве, сталкивается с трудностями, которые коренятся в том, что в большинстве случаев выполняемая работа является для исполнителей малопривлекательной /7, 8, 9/. Были выделены 15 пунктов, признанные наиболее важными для выполнения работы на предприятиях. Они приводятся ниже в виде схемы /9/.
|