![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. Удовлетворенность трудом —
Стимулирование — Удовлетворенность трудом — Положительная мотивация — Отрицательная мотивация — Побуждение к деятельности. Побуждение к действию с помощью внешних факторов. Положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами). Комплекс положительных побуждений, способствующих стремлению человека к труду. Комплекс отрицательных побуждений, препятствующих стремлениям человека трудиться. Ситуация для анализа В лаборатории одного из институтов Российской Академии естественных наук сложилась своеобразная обстановка. Заведующий лабораторией — доктор химических наук, дело свое знает, но подчиненных " не любит", он мало ориентирован на них. Он не знает, чем они " живут", какие испытывают нужды и потребности, его интересует только научная продукция хорошего качества. Шеф общается со своими подчиненными только языком наставлений, они часто слышат от него упреки, многими из сотрудников он не доволен. Они это чувствуют, считают себя униженными и не знают, что в дальнейшем делать. Уходить — но трудно найти достойное их знаниям место, т. к. сейчас у нас с работой очень сложно. Внутри самой лаборатории есть неформальный лидер, умница, отзывчивый человек, к которому они и тянутся. Между этим лидером и заведующим лабораторией существует явная неприязнь. И шеф вовсе не собирается найти с ним общий язык для пользы дела. Практически по всем вопросам науки сотрудники лаборатории идут к неформальному лидеру. Как вы считаете, может ли заведующий лабораторией мотивировать каждого научного сотрудника и всю лабораторию в целом? Как может реализоваться мотивация подчиненных? Ответьте, пожалуйста, что нужно сделать в этой ситуации, чтобы сохранить Часть I. Глава 3. Мотивация к труду
Вопросы для усвоения: 1. Что такое мотив и что такое мотивация? 2. Что такое стимулирование? 3. В чем состоит отличие мотивации от стимулирования? 4. Что означает термин " тейлоризм"? 5. Что лежит в основе теории А. Маслоу? 6. Какие факторы выделил в своей теории Ф. Херцберг? 7. В чем состоит теория Д. МакГрегора? Почему ее называют 8. В чем заключаются теории Д. МакКлелленда и Д. Аткинсона? t Вопросы для повторения и обсуждения 1. Что такое " мотив" и что такое " мотивация"? 2. Являются ли синонимами термины " мотив" и " стимул"? 3. Дайте определение мотивации. 4. Какое отношение имеют мотивы к потребностям? 5. Каковы потребности человека? 6. Какие из явлений составляют содержание мотива? 7. Каковы основные положения теории А. Маслоу? 8. Почему теория Д. МакГрегора называется двухфакторной? 9. Чем характеризуется " Теория X" Д. МакГрегора?
10. Чем характеризуется " Теория У" Д. МакГрегора? 11. Определите сущность теории Ф. Херцберга. 12. Есть ли общее между теориями А. Маслоу и теорией Ф. Херц 13. Какое значение имеет для управления теория Д. МакКлеланда 14. Как возникли теории трудовой мотивации? 15. Можно ли считать концепцию Ф. Тейлора теорией трудовой 16. Почему трудно мотивировать людей в процессе труда? В. А. Розанова | 17. 18. В чем состоит различие в мотивировании руководителей и 19. Какую роль сыграло понятие мотивации в развитии менедж 20. Опишите ситуацию, в которой необходима мотивация подчи 21. Когда возникает необходимость мотивирования работников? Литература 1. Васильев И. А, Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за дей 2. Уразаева В. А. (Розанова В. А). Мотивация руководителей в новых 3. Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. 4. Эпштейн С. И. Индустриальная социология в США. — М.: Изд-во 5. Производительность труда " белых воротничков" / Пер. с англ. — М.: 6. The Encyclopedia of Management. - N. Y., 1963. P. 876. 7. HerzbergF. Work and the nature of Man. - N. Y., 1967. 8. Ford R. W. Motivation troush the Work itself AMA, - N. Y., 1979. 9. Зигерт В., Лонг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. — М.:
10. McGregor D. The Human Side of Enterprise. - N. Y., 1960. 11. McGregor D. The Professional Manager. - N. Y, 1967. 12. McClelland D. С The Two Faces of Power. Journal of International Affairs. 13. MaslowA Motivational and PersoNality. — N. Y, Harper and Brothers, 1954. 14. Дизель Пол М., Уильм МакКинли Раньян. Поведение человека в орга 15. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер / Пер. с англ. —
16. Walker J. Human Resource Strategy. Mc-Graw-Hill, Jnc, 1992. 17. Ковалевски С. Руководитель и подчиненный./Пер. с польск. — М.:
Вашему вниманию предлагается методика Т. Элерса /3/. С помощью этой методики можно оценить силу мотивации к достижению успеха в деятельности. Инструкция к выполнению методики: " Данная методика содержит 41 утверждение. На каждое из утверждений следует ответить " да" или " нет". 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сде- лать быстрее, чем отложить на определенное время. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту. 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим. 8. Я более доброжелателен, чем другие. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуж- даю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха. 11. Усердие — это не основная моя черта. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня деловым человеком. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми. 17. У меня легко вызвать честолюбие. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас. 21. Нужно полагаться только на самого себя. 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни 24. Я менее честолюбив, чем многие другие. В. А. Розанова 25. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифици 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать 31. Мои друзья считают иногда меня ленивым. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять. 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказатель " Ключ" для обработки полученных данных Вы получаете 1 балл за ответы " ДА" на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы получаете / балл за ответы " НЕТ" на следующие вопросы: 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы: 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Сложите вместе все полученные баллы. Оценка результатов: От 1 до 10 баллов от 11 до 16 баллов от 17 до 20 баллов свыше 21 балла
— низкая мотивация к успеху; — средний уровень мотивации к успеху; — умеренно высокий уровень мотивации — высокий уровень мотивации к успеху,
|