Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. мую работу. Такой субъект относится к своей деятельности как к поденной работе, которая ему до смерти надоела /4/.
мую работу. Такой субъект относится к своей деятельности как к поденной работе, которая ему до смерти надоела /4/. В противоположность таким людям, Э. Шорстром приводит примеры актуализации личности. Ярким примером такой личности он называет Авраама Линкольна. Когда первая попытка быть избранным в Конгресс потерпела неудачу, он сказал: " Если добрые люди, руководствуясь своей мудростью, сочтут нужным держать мейя на заднем плане — ну что же, значит, так надо. Я слишком хорошо знаком с разочарованием, чтобы огорчаться по этому поводу". А. Линкольн хорошо знал, что всякое соревнование неизбежно создает победителей и побежденных, но жизнь при этом продолжается. Поэтому следует спокойно готовиться к следующей попытке победить /4/. Манипулятор в противоположность актуализатору очень любит управлять. Он является рабом этой своей потребности. Но здесь проявляется определенный парадокс: чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то /4/. В каждом из людей, по свидетельству известного психолога Ф. Перл-за, есть два начала, которые он называет " собака сверху" и " собака снизу". " Собака сверху" выражается стремление командовать, подчинять, давить авторитетом. " Собака снизу" — это пассивное начало, выражающее потребность подчиняться, слушаться, соглашаться. Каждое из этих двух начал может проявляться манипулятивно или творчески /2/. Э. Шостром пришел к выводу о том, что манипулятор — это многогранная личность с антагонистическими противоположностями в душе, а актуализатор — многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями /4/. 7~ I В качестве субъекта и объекта вос- приятия может выступать не только от- и межгрупповое г ' _.__________________ дельные личности, но также группа лю- групповые эквиваленты личности. Так, например, показателем группы может быть отрицательное отношение к представителям других групп j или выработанная в совместной деятельности система полярных'] категорий восприятия и оценки людей. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько ] возможных ситуаций: Часть III. Глава 2. Деловое общение и управленческие конфликты а) когда одна личность воспринимает отдельную личность (я — он); б) когда отдельный индивид воспринимает целую группу (я — они); в) когда целая группа воспринимает отдельную личность (мы — он); г) когда одна группа людей воспринимает другую группу (мы — они). люди, в определенной степени определяет его поведение. Часто люди стремятся произвести определенное впечатление на окружающих, что является источником и основой процесса взаимного познания людей /3/. В процессе общения люди стараются понять содержание " многоярусных" представлений, а это может приводить к плохому пониманию между людьми. Разнообразные допущения и предположения о том, как нас воспринимают другие люди, могут способствовать неправильному взаимопониманию. Например, в практике возможно приписывание оценок и суждений на свой счет, которые другие не выносили, а человек сам себе их внушал. Таким образом, человек может проецировать на внешний мир собственные сомнения и подозрения, которых в действительности и не было /3/. Образ своего " Я" и самооценка личности являются очень важными психологическими факторами, лежащими в основе взаимоотношений между людьми. Самооценка включает мысли, оценки, суждения относительно самого себя, которые четко осознаются человеком. Сюда же относятся и те оценки, которые выносит сам себе человек, но которые до конца им не осознаются, но волнуют его и беспокоят /2/. Поэтому некоторые элементы внутреннего " Я" не дают покоя человеку, и он хочет избавиться от них. Вместе с тем, они становятся источником трудностей и проблем восприятия и понимания окружающих людей, Чаще всего такими элементами становятся внутренние конфликты личности, которые нередко вызываются наличием у человека чувств, внутренне им не принимаемых, хотя они не всегда являются отрицательными. Нерешенные жизненные проблемы и внутренние конфликты затрудняют понимание людьми друг друга. В этом случае часто говорят: " Человек, отягощенный своими проблемами". В подобных ситуациях человек не в состоянии справиться с собственными В. А. Розанова проблемами и трудностями, к тому же, он не вполне ясно свое состояние, что серьезно сказывается на восприятии людей, с которыми он общается. В трудные моменты отношений между людьми особое значение приобретает " открытость", т.е. умение быть честным и естественным в отношениях с другими. Открытость, как психологический феномен, непосредственным образом зависит от степени осознания своего внутреннего " Я" и принятия себя на личностном уровне.
В психологии известна интересная модель (" ОкноДжогарри"), позволяющая представить, что каждый человек является носителем четы- рех пространств своей личности. Аббревиатура названия этой модели составлена из имен ее авторов /2, 3/. Данная модель позволяет определить т.н. " открытые" и " закрытые" пространства личности. Ее можно представить в виде прямоугольника, разделенного на четыре части вертикальной и горизонтальной линией. Размеры этих информационных пространств могут меняться в зависимости от того, в каком состоянии находится общение данного человека: в начале установления контактов или когда они находятся в состоянии установления близких взаимоотношений /3/. Открытые и закрытые " пространства" личности Модель " Окно Джогарри"
Углубление человеческих контактов приводит к увеличению размеров открытых и доступных познанию " пространств" и уменьшению закрытых и недоступных пониманию " пространств" личности.
Когда человек ведет себя открыто, другие люди могут узнать о нем больше, а это увеличивает возможность взаимопонимания. Если человек закрывается от других, то он хуже начинает осознавать самого себя.
Важнейшее значение в общении имеет " обратная связь" — т.е. информация, которая идет от нас к другим людям и содержит реакцию на их поведение. Цель обратной связи состоит в оказании помощи другим людям осозна-нать их поступки, как они влияют на наше поведение и состояние. Существуют правила, которые могут повысить эффективность обратной связи в процессе общения. Эти правила необходимо знать каждому руководителю. Правила общения (см. таблицу 1), а также правила реагирования на обратную связь (см. таблицу 2). Таблица 1 Правила общения 1. В замечаниях, которые вы высказываете, следует затрагивать не 2. Следует больше говорить о наблюдениях, а не о заключениях. На В. А. Розанова 3. Не следует высказываться в форме оценок. Если же вы высказыва 4. В ситуациях, которые имели место, старайтесь сосредоточить вни 5. Следует давать как можно меньше советов. Лучше высказывать свои 6. Бессмысленно критиковать особенности поведения или личности 7. Для передачи нужной информации партнеру следует выбрать под Таблица 2 Правила реагирования на " обратную связь" 1. Следует внимательно слушать партнера по общению, чтобы пра 2. Чтобы лучше понять, что вам говорят, полезно пересказывать ус 3. Обратная связь содержит субъективное представление о вас конк 4. Цель обратной связи заключается в том, чтобы улучшить отноше 2.2. Профессиональное общение руководителя Наличие деловых и профессиональных навыков общения руководителя с персоналом является основой его эффективной деятельности. Профессиональное общение руководи-
Составляющие теки зависит от нескольких переменных: а) от установок и ценностей руково-
|