Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. поступать так не ради выгоды или признания, а вследствие самооценки таких действий.
поступать так не ради выгоды или признания, а вследствие самооценки таких действий. Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием " самостоятельность". Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе. На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты. Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет в силу своих функциональных обязанностей ответственности за ее сохранность. Поэтому в случае аварии человек он обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт — кто виноват? Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и то же подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники. Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответстйенным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать. Коллективная ответственность, с точки зрения западных специалистов-психологов, " размывает" индивидуальную ответственность, что, в конечном итоге, приводит к безответственности /5/. Практикой доказано, что некоторые руководители используют групповое решение для того, чтобы избежать ответственности или разделить ее с членами группы. Поэтому очень важной в практике управления является персональная ответственность руководителя за принятие или непринятие какого-либо решения. Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение всего рабочего времени. Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. 1.2. Социальная ответственность руководителей Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и др. задачи. Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных. Различают юридическую и социальную ответственности. Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не должна делать: а) организация; б) группа как отдельный элемент организации; в) отдельная личность как объект управления. В отличие от юридической, социальная ответственность — это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями. Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. В качестве примера социально ответственного поведения можно привести пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным. Другой пример проявления социально ответственного поведения — донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это — пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.
Формированию социальной ответственности предшествует явление " социализации". Социализация — это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности. Индивид никогда не смог бы стать личностью, если бы не был необходимым образом социализирован. Поэтому сказка о Маугли остается только сказкой. В. А. Розанова Психологи рассматривают социализацию как одно из необходимых условий развития личности, но это не значит, что развитие личности можно свести только к социализации, i Находясь в социуме, человек приобретает необходимые знания, умения и навыки общения с людьми в процессе воспитания и обучения. Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, которые усваиваются человеком. Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе взросления, начиная с детского возраста. Постепенно из внешних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями. Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (его называют самоконтролем), т.е. психологической регуляции деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно. Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотива-ционных, ситуационных, характерологических, личностных и других. Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать. Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведен ния челнов данной группы, а также характера взаимоотношений,: взаимодействия и общения /5/. Практика формирования и функционирования групп (в социаль-; Можно сказать, что групповые нормы^ складываются спонтанно и становятся стан-? дартами поведения всех членов группы. | В сплоченной группе складываются также нормы отношений к? другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы явля-j Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. Социальная ответственность руководителя ется одним из самых сложных социально-психологических явлений, поскольку носит системный характер и до настоящего времени изучено недостаточно. Групповые нормы способствуют выполнению определенных действий людьми, выполняющими общую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом. Зная групповые нормы, можно предвидеть, как поступит работник в конкретной ситуации. Поскольку руководитель также является членом группы, его поведение тоже поддается определенному прогнозу. Благодаря существованию групповых норм поведения работники и сам руководитель группы используют стереотипы, т.е. определенные шаблоны в своих действиях как реакции на возникающие ситуации. Это позволяет руководителям успешно управлять деятельностью группы. Можно сказать, что групповые нормы являются " помощниками" руководителя в его управленческой деятельности. Положительная роль групповых норм поведения заключается в том, что они устраняют неопределенность в оценке человеческих отношений. Если человек попадает в группу с уже сложившимися нормами, он начинает испытывать некоторый психологический дискомфорт и напряженность в силу трудностей адаптации к новым условиям деятельности. Отрицательными психологическими последствиями отсутствия групповых норм (а такое тоже встречается в плохо сплоченных группах) могут быть внутриличностные конфликты и состояние тревоги у личности, ставшей членом этой группы. Помимо этого, человек начинает испытывать страх перед возможным осуждением, порицанием со стороны руководителя и других работников, которые чувствуют себя хозяевами положения. Человек, попавший в новые условия деятельности, не всегда может адекватно отреагировать на воздействия, идущие от членов группы, что отрицательно действует на его психику. При наличии групповых норм сама группа становится коллективным организатором и координатором деятельности исполнителей. Система групповых норм контролируется самой группой. Поэтому не только руководитель, но и сама группа становится субъектом управления всеми ее участниками. В. А. Розанова В любой организации, имеющей развитую структуру, существуют формальные и неформальные группы. Любая формальная структура имеет своего руководителя, которого называют формальным лидером. Он назначается " сверху", т.е. вышестоящими руководителями. Внутри формальных групп спонтанно возникают неформальные группы, члены которой строят свои отношения на симпатиях, сходстве интересов, социальных установках, ценностных ориентациях и т.д. Во главе неформальной группы стоит неформальный лидер, который, в отличие от формального лидера, не несет ответственности за деятельность группы, т.к. не обладает правами и полномочиями. Если вновь принятый работник отвергается по каким-либо причинам неформальной группой, тогда возникают склоки, интриги, отрицательные эмоции, осуществляются агрессивные действия, часто преходящие в межличностные конфликты. В случае отклонения от выполнения групповых норм работником группа осуществляет давление на него. Если это не подействует, тогда применяется комплекс психологических воздействий в виде эмоционального неприятия, остракизма, открытых осуждающих суждений и т.п. Работник может стать предметом психологического отторжения, ему будет негласно объявлена " психологическая война", что в отдельных случаях бывает равносильно " психологическому убийству". В подобных ситуациях пребывание работника внутри такой группы является практически невозможным и нерациональным. Отрицательные последствия могут выражаться в виде возникновений невротических тенденций поведения этого сотрудника, а также включения психологических механизмов защиты личности. Защитные механизмы психики были описаны в свое время З.Фрейдом. Руководитель на формирование групповых норм определенным образом влияет, контролирует их, поскольку управляет групповыми процессами, используя при этом власть и авторитет. Руководителя можно рассматривать как гаранта ответственности за деятельность формальной группы. Но его положение осложняется тем, что многие члены группы стараются бороться за личную автономию и ответственность. Социальная ответственность руководителя соотносится с практикой стиля руководства. В социальной психологии известны авто- ill Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. i)H Социальная ответственность руководителя ритарный (автократический), демократический и либеральный (попустительский) стили руководства. В зависимости от конкретных управленческих ситуаций, а также личностных особенностей формальные лидеры выбирают свой стиль руководства. Возможно также варьирование этих стилей. Например, в жестко структурированной группе, " центрированной" на руководителе, ее участники нуждаются в помощи руководителя, который не только решает управленческие задачи, гасит конфликты, но и правильно осуществляет общение с подчиненными, соблюдая выполнение неписаных правил социально ответственного поведения. Управленческая практика свидетельствует, что большинство руководителей используют промежуточный стиль между авторитарным и попустительским, сохраняя при этом высокий уровень социальной ответственности.
Как основной носитель социально ответ- ственного поведения руководитель выполняет различные социальные роли в целях поддержания равновесия в отношениях с членами группы. Среди этих ролей выделяются следующие: а) " эксперт", б) " катализатор", в) " дирижер", г) " образец участника группы". Как " эксперт" руководитель устанавливает смыслы меняющихся процессов в группе. Как " катализатор" руководитель способствует развитию отношений между членами группы, что называется " держа зеркало перед группой". Как " дирижер" группового поведения он направляет и варьирует действия подчиненных с тем, чтобы избежать лишней напряженности внутри группы. В роли " образца участника" руководитель демонстрирует социально ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широкий спектр умений, навыков управления и возможность самореализации личности. Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее: за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не решая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленческой задачи. В. А. Розанова За любое принятое решение руководитель несет ответственность. Ло возможны ситуации, когда руководитель не принимает конкретных решений. Непринятие решений может являться нарушением социальной от-зетственности руководителя. Например, не принято решение о проверке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому прямое отношение. Результат — гибель людей из-за возникшего пожара. Руководитель должен предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность. Социальная ответственность руководителей может вступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, вопреки законам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погашения задолженности работникам по зарплате. Такое поведение руководителя с чисто человеческих позиций можно расценить как социально ответственное. Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. По мнению исследователей, один человек может выступать хозяи-; ном своей судьбы, а другой " плывет по воле волн", т. е. одна личность ] принимает на себя ответственность, а другая — уходит от нее. В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведе-, ния человека: а) видеть источник управления своей жизнью во внеш- } ней среде и б) в самом себе. В предыдущем разделе говорилось о " локусе" контроля. Термин] " локус" — латинского происхождения, означает место, местополо-| жение (он был предложен современным американским психологом | Дж. Роттером). В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек принимает! на себя ответственность за события своей жизни, то это означает! наличие у личности " интернального" контроля. Если ответственность приписывается обстоятельствам, другш людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, T.e.j " экстернального" контроля. Интернальность и экстернальность ло^ куса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сфор-| мированными в процессе социализации (по Дж. Роттеру). Часть IV. Глава 1. Психология ответственности. |Интернальность I Интернальность личности положительно '----------- ■ -------- ' коррелирует с социальной ответственностью и с осознанием смысла и целей жизни. Лица с интернальным локу-сом контроля берут на себя ответственность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смыслы. Социально ответственным личностям свойственно наличие пози тельность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и пр. Отечественные исследователи, сотрудники НИИ им. В.М. Бехтерева — Бажин Е.Ф., Голынкина С.А. и Эткинд А. М. предложили тест, который вошел в практику психодиагностики личности. Он называется " Уровень субъективного контроля психической стабильности" (опубликован в " Психологическом журнале", 1984 г., т. 5, № 3) (см. Приложение 2). Резюме 1. Ответственность является устойчивым свойством личности. 2. Субъектами ответственности являются: отдельная личность; 3. Наличие инстанции является важнейшим регулятором обще 4. Существуют несколько видов ответственности: политическая, 5. Психологической предпосылкой ответственности является вы 6. Человек использует различные стратегии поведения, призна 7. Важнейшим регулятором поведения человека является осозна 8. В условиях групповой деятельности ответственность девальви
|