Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. ~-------------------------- 1В основе манипулирования людьми ле-
~-------------------------- 1 В основе манипулирования людьми ле- Манипулиоование - J r жит убежденность в том, что можно изме- —=z--------------------- 1 нить представления людей о реальном мире, не затрагивая при этом самого мира. Известный социальный психолог К. Левин утверждал, что можно " преобразовать поведение людей путем преобразования их представлений". В условиях забастовок, например, достаточно направить восприятие и внимание людей в другое русло, т.е. отвлечь от главного предмета. При использовании различных Приемов манипулирования предполагается сильное упрощение проблем и вытеснение из сознания человека существенных факторов. Это делается таким образом, чтобы люди не осознали того, что стараются им внушить, используя их подсознание. Тонкости манипулирования состоят в том, что психологам нужно считаться с образом мыслей, убеждениями, интересами работников, проявляющих недовольство своим положением. При этом учитывается не только психология отдельного человека, но и целых профессиональных групп. Некоторые западные социологи в целях воздействия на рабочих предлагали использовать так называемый индекс туманности фраз, которые нужно произносить перед рабочими или использовать их в различных популярных изданиях, проводя контент-анализ. Известное всем выражение " повысить производительность труда на производстве" для руководителя и для персонала будет означать совсем разное. Руководитель поймет это так: требуется увеличить объем выпускаемой продукции за определенный отрезок времени, улучшить технологию, внедрить инновации и т.д. Для простых рабочих это выражение будет означать совсем иное: повысить интенсивность труда, уменьшить издержки производства, увеличить понукания, подстегивания со стороны руководителя и т.п. -------------------- 1 Некоторые практики управления рекомендуют етоды руководителями компаний использовать для улуч* управления шения отношений с персоналом демократический стиль руководства. Психологи и социологи со своей стороны рекомендуют " вкрапливать" элементы демократии в управление. Однако призывы менять авторитарные методы руководства на демократические остаются благими пожеланиями. Поэтому " обла- Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении гораживание" жестких методов управления " человеческими отношениями" до сих пор не нашли места в западных компаниях. Сторонник известной теории Д. МакГрегора Р. Лайкерт придавал большое значение моральному и психологическому климату внутри организации. Он считал необходимым строго оценивать " состояние человеческой организации" и наказывать руководителей, допускающих его ухудшение /5/. От стиля руководства зависит не только социально-психологический климат в рабочей группе, ' но и во всей организации. Возникает вопрос, какие стили руководства являются наиболее часто встречающимися? Интервьюер российской газеты " Капитал" задал ряд вопросов генеральному директору компании " Взрывтехнология" В. Кантору. Вопрос: " В чем особенности вашего стиля руководства"? Ответ: " Я считаю, что руководитель должен уметь делать все и уметь показать, как сделать работу любому своему подчиненному, начиная от рабочего и заканчивая инженером, бухгалтером, заместителем. Руководитель, который не может все сделать сам, не имеет права занимать это место — это мое глубокое убеждение. Вот я могу сделать сам любую работу на фирме" /17/. При таком подходе становится ясным, что В. Кантор придерживается в большей степени демократических методов руководства по сравнению с авторитарными. И этому есть свои причины. Свою карьеру профессионала он начинал с простого техника. До 1991 г. он проработал заместителем главного инженера треста " Союзвз-рывпром". 3.3. РОЛЬ АВТОРИТАРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ УПРАВЛЕНИИ Авторитаризм I Зарубежные авторы пишут, что большинство в управлении руководителей на предприятиях используют ав— —------------; ---- ' тократические методы руководства. Этот стиль характеризуется наличием официальности в отношениях с подчиненными, отсутствием доверительности, нежеланием считаться с мнением работников, сопровождаемые повышенной конфликтностью не только в отношениях рабочих групп, но и отдельных подчиненных /6/. Использование жестких методов руководства в западных компаниях практически считается оправданным и беспроигрышным, поскольку запланированные и тщательно подготовленные руководством ме- В. Л. Розанова роприятия наталкиваются на преграды человеческого фактора. В частности, это относится даже к таким крупным конкурентоспособным корпорациям, как " Крайслер" и " Дженерал Электрик" /1/. Парадоксальным является тот факт, что авторитарный руководитель может добиться более высоких результатов в производительности труда работников, используя такие отрицательные психологические явления, как агрессия работников. Для подтверждения подобных явлений в управленческой практике нередко ссылаются на 3. Фрейда, приводя в качестве аргумента его высказывание о том, что " продуктивная работа отчасти является функцией выражения агрессивности по отношению к лидеру". Демократический стиль руководства, к которому призывают менеджеров, отличается наличием постоянного контакта с людьми; склонностью к делегированию власти; поощрением самостоятельности; отсутствием агрессивности в отношениях друг к другу; поощрением творчества; дружелюбия и т.д. При либеральном стиле руководства наблюдаются панибратские отношения, согласие с мнением подчиненных, слабое распределение обязанностей, отсутствие целеустремленности, неуверенность в себе, возможность возникновения конфликтов и т.д. /6/. Западные социальные психологи все больше убеждаются в том, что на предприятиях не хватает " человеческого лица". Это означает, что всем руководителям, начиная с самого " верхнего этажа" управления и заканчивая " низовым", нужно менять стиль управления и внедрять персонифицированные отношения с работниками. Влияние структуры организации на стиль руководства связано еще с одним противоречием в системе управления. Появление на одной из ступеней пирамидальной структуры формального лидера, обладающего авторитарным стилем руководства, означает, что на нижележащих ступенях будет преобладать так же авторитарный стиль. Но при этом возможен вариант, когда на этой же организационной ступени управления появляется другой формальный лидер, применяющий демократический стиль руководства без мелочной опеки, строгих санкций и т.п. Появляется надежда, что демократический стиль станет преобладающим на нижних ступенях управления. Но в данном случае вступает в действие очередное противоречие. Практика управления показала, что при возникновении подобной ситуации с наличием большого количества иерархических сту- Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении пеней выбор будет сделан в пользу авторитарного стиля, менее всего нацеленного на учет человеческого фактора и ориентированного на выполнение задач любыми средствами. Американские ученые Д. Катц и Р. Кан отмечали, что руководителей низшего звена управления не имеет смысла обучать " человеческим отношениям": " Люди, им подчиненные, более привыкли к авторитарным методам обращения. Обучение этих мастеров человеческим отношениям только сбивает их с толку" /11/. Противоречия в управлении выразил лауреат Нобелевской премии американский ученый Г. Саймон: для повышения эффективности управления степень влияния организации на каждого отдельного работника должна быть как можно большей, а свобода действий — как можно меньшей. Руководители должны, по мнению Г. Саймона, очень тонко чувствовать ту грань свободы действий, которую нельзя перешагнуть, поскольку это может нанести вред поставленным целям /7/. Г. Саймон дает рекомендации руководителям: " Чтобы определить сферу влияния или власти в каждом конкретном случае, надо разбить решения, которые принимает подчиненный, на составляющие части и после этого определить, какие из них находятся под контролем начальника, а какие должны быть оставлены подчиненному" /7/. В управленческой практике такой подход можно найти в рамках " классической школы управления" — строгое наблюдение за действиями персонала и ограничение свободы его действий. Эта позиция по отношению к работникам своими истоками уходит в тейлоризм, когда работник был лишен всякой свободы действий под лозунгом: " Работай, не рассуждая! " Такой подход еще бытует на многих предприятий, приводя к негативному отношению к процессу труда и к самому руководителю. Одним из интересных противоречий управления является двоякое отношение к бюрократии. С одной стороны, от нее стремятся избавиться, а с другой, — избавиться от нее считается совершенно безнадежным делом.
|