![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. А. Розанова. Бюрократия 1Американские исследователи Н
Бюрократия 1 Американские исследователи Н. Тичи и МА Де- Во многих организационных структурах бюрократические формы не соответствуют своему функциональному назначению в противовес стратегическим целям организации, охраняют и сохраняет исторически отжившие формы видимости деятельности, ничего не производя, а лишь потребляя. Неизменяющийся вид бюрократии, которую считают вечной и живучей, характеризуется тем, что называется " инверсией мыслей и средств" /12/. То, что сначала являлось средством, постепенно стало превращаться в самоцель. При этом исчезает содержание деятельности, но остается форма, которая продолжает функционировать только потому, что так уже давно было заведено. Силы вечно существующей бюрократии мешают создавать новые эффективные организационные структуры. Практика показала, что очень сильные лидеры организации все же могут с ней справиться. Например, управляющий американской корпорацией " Крайслер корпорейшн" Ли Якокка смог в достаточно короткий срок " придавить" бюрократическую структуру /5/. Но, если рассматривать бюрократию в долгосрочном аспекте, то она по-прежнему остается на своем месте, поскольку форма, по которой ведутся ежедневные дела компании, вполне бюрократическая. Именно по этой причине она живет вечно и бороться с ней почти не имеет смысла. В американской литературе по психологии и социологии термин " бюрократия" использовался в разных значениях. Например, " неэффективная организация функций", препятствие нормальной человеческой деятельности, использование системы проволочек, рутинерство и др. Основателем науки о бюрократии считается немецкий экономист М. Вебер /1/, который разработал концепцию " идеального типа бюрократической организации". Она основывается на том, что эффективность бюрократической системы в организации исходит из соблюдения безличных правил всеми членами организации не- Часть IV. Глава 3. Трудности, парадоксы и противоречия в управлении
Психологический смысл деятельности бюрократии заключается в стремлении уменьшения межличностных контактов внутри организации. С точки зрения бюрократов, личность человека ничего не стоит, ее значимость сводится к нулю. Для бюрократов нет живых человеческих лиц /3; 4/. В своей знаменитой книге " Принцип Питера" или почему дела идут вкривь и вкось" Лоуренс Дж. Питер говорил: " Каждая новая иерархия сначала проявляет значительную компетентность, но потом вызревает в бюрократическое нагромождение неспособности. Каждая успевает проявить себя с хорошей стороны, прежде чем погрузиться в динамичную бездеятельность" /9/. Практикой подтверждено, что в любой организации существует определенный набор привычек решать проблемы определенными, хорошо отработанными способами. Поэтому руководители не стремятся находить новые средства решения во вновь возникающих проблемах, а большинство из них и вовсе не хотят никаких изменений, так как понимают, что перемены требуют больших усилий как со стороны руководителей, так и со стороны персонала. Парадоксом является и то, что многие высококвалифицированные менеджеры просто оказываются нечувствительными к внешним переменам, от которых в существенной степени зависит деятельность организации. Психологической причиной этого является проявление стереотипов мышления и инерции у руководителей. Руководитель в недалеком будущем со своим стереотипным отношением к новым проблемам будет находиться в отрыве от действительности и станет совсем неэффективным, что с необходимостью отразится на его индивидуальной карьере. Что касается организации, то она будет стремиться избавиться от таких руководителей, в противном случае она перестанет быть конкурентоспособной. Противоречивым фактом является и то, что руководители пытаются объяснить свои просчеты всегда только на рациональном уровне. В качестве положительного примера деятельности организации В. Уотермен приводит японский опыт управления компаниями, где используется специфический японский менталитет " умения слушать"
|