![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задание 2. Проанализируйте и сформулируйте ключевые факторы успеха (КФУ) в следующих отраслях (бизнесах):
Проанализируйте и сформулируйте ключевые факторы успеха (КФУ) в следующих отраслях (бизнесах): 1. ресторанный бизнес; 2. гостиничный бизнес; 3. девелопмент в строительстве; 4. производство автомобилей; 5. производство пищевых продуктов. Тема 4. Стратегическое планирование
Цели и задачи, достигаемые при изучении темы: установить взаимосвязи стратегии и процесса планирования, сформировать базовые представления об организации системы планирования деятельности фирмы. Вопросы темы: 1. Стратегические и оперативные планы. 2. Основные этапы разработки стратегического плана организации. Вопрос 1. Стратегические и оперативные планы.
Современное понимание стратегии исходит из необходимости сохранения максимальной гибкости управления фирмой. Стратегия касается лишь формирования общей идеи будущего, не затрагивая его деталей и компонентов. Она не увязывается жестко со структурой и состоянием имеющихся ресурсов, так как неизбежны изменения. Организационным воплощением стратегии является стратегическое планирование. Стратегическое планирование — это документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы. Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование — это адаптивный процесс, в результате которого происходят: a) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; b) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.
Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями. Оно: 1) включает многообразие видов плановой деятельности фирмы: в стратегическом плане подразумеваются планы разной периодичности — долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный, текущий, а также разных функций — маркетинговый, производства, персонала и др.; 2) является многоэтапным, последовательным и параллельным процессом, охватывающим множество решений, прежде всего таких, как: a) организационное долгосрочное предвидение; b) адаптация к внешней среде посредством внутренней координации; c) распределение и перераспределение ресурсов;
3) служит основой для любого другого вида планирования, так как является основополагающим плановым документом в фирме; 4) координирует усилия, предпринимаемые фирмой, и предполагает внутрифирменное согласование действий; 5) создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов фирмы; 6) предусматривает разработку процедур и операций, необходимых для планирования; 7) устанавливает контрольные параметры этапов деятельности для последующего мониторинга.
Между стратегическим и тактическим планированием существуют принципиальные различия. Так, основным вопросом стратегического планирования является — чего хочет добиться фирма. А тактическое планирование, имеющее дело с конкретными решениями, определяет, как должны быть распределены ресурсы фирмы для достижения стратегических целей. Тактическое планирование основывается на конкретной информации, и его решения легче оцениваются в конкретных цифрах, они менее подвержены риску, поскольку касаются в основном внутренних проблем. Соответственно, выполнение показателей тактического плана лучше отслеживается. Несмотря на различия, наблюдается тесная взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием. Она связана, прежде всего, с тем, что второе представляет собой составную часть, последующий этап первого.
Вопрос 2. Основные этапы разработки стратегического плана организации. Общую процедуру разработки стратегического плана организации составляет следующая последовательность его этапов: 1. Анализ рынка, на котором функционирует компания. Здесь следует рассмотреть область деятельности организации, т.е. товары которые она производит и услуги, которые она оказывает, изучить основных конкурентов компании, рассмотреть рынок поставщиков. Первый этап стратегического планирования результирует подробный внешний анализ, причём ограничиться следует анализом указанных ранее трёх факторов. А результаты полного внешнего анализа целесообразно оформить отдельным приложением, включающим в себя структурированные данные анализа и выводами, следующие из них. 2. Анализ стратегических активов и компетенций. Стратегические активы компании – это совокупность ресурсов, которыми она владеет и которые делают её сильнее конкурентов, например, это может быть торговая марка или база клиентов. Стратегическая компетенция – это то, что компания умеет делать лучше своих конкурентов. Характеристика стратегических активов и компетенций представляет собой направленный на выработку стратегии результат внутреннего анализа. Так же, как с результатами внешнего анализа, здесь нет смысла приводить его развёрнутые результаты, а представить центральные факторы, которые надо использовать при формулировании целей организации. 3. Разработка функциональных стратегий. Функциональные стратегии – это формализованные способы удержания и усиления конкурентных преимуществ в выбранных направлениях деятельности компании.
К основным функциональным стратегиям относят: · маркетинговую стратегию; · производственную стратегию; · финансовую стратегию; · инновационную (стратегию НИОКР); · стратегию управления человеческими ресурсами; · стратегию построения и развития информационной системы фирмы.
Упорядочить и систематизировать разработку функциональных стратегий можно воспользовавшись сбалансированной системой показателей (BSC), которая позволяет распределить все функциональные стратегии по четырём разделам: финансы, рынок, внутренние процессы, обучение, рост и представляет возможность системно увязать их.
4. Выбор инвестиционных проектов. Для реализации стратегических решений всегда необходимо привлечение больших объёмов денежных средств. Инвестиционные проекты осуществляются в тех областях деятельности, где происходит вложение основных финансовых ресурсов фирмы, как собственных, так и привлечённых. Можно выделить три типа инвестирования: · инвестирование в растущий рынок; · инвестирование для поддержания имеющихся рыночных позиций; · дезинвестирование в сокращающийся рынок.
Выбор направлений инвестирования предполагает расстановку приоритетов. К проектам высшего приоритета относят такие проекты, которые дают высокую отдачу при сравнительно небольшой затрате финансовых и временных ресурсов. Второй приоритет имеют проекты с такой же высокой результативностью, но гораздо более ресурсоёмкие. Третий приоритет составляют проекты с невысокой отдачей и требующие больших ресурсов.
Вопросы для самопроверки: 1. В чем заключаются основные этапы стратегического планирования? 2. В чем заключает отличие между стратегическим и оперативным планированием? 3. В чем суть адаптивного характера стратегического планирования? 4. В чем заключается суть и содержание производственной стратегии предприятия? 5. Каковы основные факторы определяющие эффективность стратегического планирования? 6. В чем заключается суть и содержание финансовой стратегии предприятия? 7. В чем заключается суть и содержание маркетинговой стратегии предприятия? 8. В чем заключается суть и содержание стратегии предприятия в области НИОКР? 9. В чем заключается суть и содержание информационной стратегии предприятия? 10. В чем заключаются цели, задачи и функции руководства предприятии в организации стратегического планирования? Литература по теме:
Основная литература: 1. Глумаков В.Н., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: практикум. – М.: Вузовский учебник, 2010. – с. 280-292. 2. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент: учеб. - практич. пособие /С.А. Попов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.с. 98-107.
Практические задания:
|