Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вывод по вопросу
Усилиями Ч. Дарвина была создана симиальная (обезьянья) теория антропогенеза. Ч. Дарвин пришел к выводу: человек возник в результате чрезвычайно длительного и постепенного развития по законам биологической эволюции. Он отметил, что огромное преимущество по сравнению с другими видами живых существ люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга, возникновению речи. Все эти свойства, по мнению Дарвина, человек приобрел в процессе естественного отбора. Один из сторонников теории Ч. Дарвина - Э. Геккель - высказал идею существования переходной формы между обезьяной и человеком, сформулировав тем самым генеральную линию развития естественнонаучной антропологии. Реализация ее привела в настоящее время к практически полному воссозданию всех этапов эволюции человека. По данным современной антропологии можно выделить следующие узловые точки в происхождении человека: * 20-25 млн. лет назад - выделение «человеческой» ветви эволюции; * 14 млн. лет назад - рамапитеки; * 8 млн. лет назад - австралопитеки; * 2 млн. лет назад - человека прямоходящий; * 300 - 400 тыс. лет назад - неандерталец; * 50 тыс. лет назад - кроманьонец (человек современного типа); * 30 тыс. лет назад - расселение кроманьонца, эволюция входит в социальную стадию. Ф. Энгельс пошел значительно дальше в понимании движущих сил эволюции человека. Он сформулировал трудовую теорию антропогенеза, ключевой смысл которой состоит в признании труда основным фактором, способствовавшим выделению человека из животного мира: · с появлением труда изменилось и направление естественного отбора; · через отбор трудовая деятельность влияла на морфологическую организацию предков современного человека; · была еще обширная сфера ее прямого воздействия на формирование социальной организации и психического мира древнейших гоминид. Современная теория антропосоциогенеза выделяет следующие две группы факторов, движущих эволюцию человека. К биологическим факторам относят: 1. наследственность и изменчивость; 2. изоляцию,; 3. борьба за существование; 4. естественный отбор. Социальные факторы включают в себя: 1. трудовую деятельность (труд); 2. социальную организацию; 3. понятийное мышление и речь. В процессе эволюции роль биологических факторов уменьшалась в пользу социальных. Теория антропосоциогенеза не является завершенной. В ней существуют определенные проблемные вопросы. 1 проблема - проблема центра происхождения человека. Существуют две точки зрения: 1. моноцентризм - люди возникли одновременно в одном месте, после чего широко распространились на планете; 2. полицентризм - люди возникли одновременно в географически очень удаленных точках. 2 проблема - причина появления человека. Можно выделить следующие точки зрения по данному вопросу: 1. регионально-топологический подход - возникновение человека есть результат высокого уровня радиации в месте происхождения человека; 2. климатический подход - человек возник в результате иссушения климата; 3. биосферно-кибернетический подход - возникновение человека есть результат появления новой экологической ниши в биосфере. 3 проблема - проблема границы между человеком и обезьяной. 4 проблема - проблема соотношения биологического и социального. Согласно Я.Я. Рогинскому, в эволюционном развитии человека можно выделить два скачка: прямохождение и становление общества, общественных отношений. До появления прямохождения эволюция шла по биологическому пути, а после появления общества - преимущественно по социальному пути. Между этими скачками эти два фактора сосуществовали вместе. 5 проблема - проблема систематического положения предков человека. Наряду с тенденцией пользоваться в научной антропологической работе детальной классификацией всех форм, существует противоположная тенденция к укрупнению объема всех систематических категорий и сведения их к очень небольшому числу видов и родов. 6 проблема - проблема причины прямохождения. Эти точки зрения можно свести к трем модельным схемам: · переход к прямохождению произошел в скалистой местности; · прямохождение связано с переходом из леса в открытые безлесные пространства; · прямохождение связанно с жизнью и поиском пищи в прибрежной зоне.
Вопрос №3. Культурная эволюция и общество 3.1. Культура как адаптация. Культурное наследование у животных и в обществе До сих пор естественный отбор рассматривался применительно к признакам, передающимся по наследству. Некоторые признаки, однако, распространяются в популяции негенетическим путем. Это явление можно назвать культурой, хотя этот термин в менее общем значении используется для обозначения лишь определенных видов деятельности в человеческом обществе или даже в качестве признака, отличающего человека от других животных. Таким образом, понимание культуры при описании ее становления невозможно отделить от генетических факторов развития человеческого общества. Такая позиция в весьма оригинальной форме обозначена в книге Э. Уилсона и Ч. Ламсдена «Гены, разум и культура. Процесс коэволюции». В этой книге делается попытка генетически объяснить появление человеческого разума и разнообразие культур. Они отмечают возможность существования некоей формы взаимодействия между генетической и культурной эволюцией - так называемой генно-культурной коэволюции. (Коэволюция - биологический термин, обозначающий взаимосогласованное развитие). Но прежде нужно сказать несколько слов о правомерности такой постановки проблемы, т.е. об общих и отличных чертах генетической и культурной эволюции. Культурная эволюция отличается от генетической рядом особенностей: · она носит ламаркистский характер, поскольку приобретенные признаки могут передаваться по наследству; · эти признаки могут передаваться не только потомкам, но и другим особям; · культурные признаки могут распространяться в популяции гораздо быстрее, нежели генетические. Между культурной и генетической эволюцией существует ряд сходных черт: · популяции различаются по своим генетическим особенностям и эти различия могут, подобно потоку генов, передаваться от одной популяции к другой и со сходными результатами; · может происходить культурный дрейф, при котором признаки изменяются случайным образом; · естественный отбор может действовать на культурные признаки также, как он действует на генетические. Пытаясь создать теорию генно-культурной коэволюции, вышеназванные авторы разрабатывают модель, показывающую соотношение индивидуального умственного развития и развития культуры, а также соотношение развития культуры с генетической эволюцией. По мнению авторов, для процесса культурной эволюции характерно наличие следующих четырех основных элементов: · способности к простому обучению; · способности к подражанию; · способности к собственно обучению; · способности к созданию символов и абстракций. Различные комбинации этих элементов, или способностей, позволяют выделить пять основных ступеней развития культуры. Всякий животный вид, обладающий какой-либо из названных способностей (или несколькими из них), может быть отнесен к тому или иному уровню развития культуры. Но только человек достигает наиболее высокого, подлинно культурного уровня развития, который авторы называют «эукультурой» (euculture - улучшенная культура).
Таблица 3
|