Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вывод по вопросу. Наряду с передачей признаков по наследству некоторые признаки распространяются в популяции негенетическим путем ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Наряду с передачей признаков по наследству некоторые признаки распространяются в популяции негенетическим путем. Это явление можно назвать культурой. Отдельные авторы отмечают возможность существования особой формы взаимодействия между генетической и культурной эволюций - так называемой генно-культурной коэволюции. (Коэволюция - биологический термин, обозначающий взаимосогласованное развитие). Культурная эволюция отличается от генетической рядом особенностей: · носит ламаркистский характер; · признаки могут передаваться и другим особям; · культурные признаки могут распространяться в популяции гораздо быстрее, нежели генетические. Между культурной и генетической эволюцией существует ряд сходных черт: · способ передачи; · может происходить культурный дрейф; · естественный отбор может действовать на культурные признаки. По мнению некоторых авторов, для процесса культурной эволюции характерно наличие следующих четырех основных элементов: · способности к простому обучению; · способности к подражанию; · способности к собственно обучению; · способности к созданию символов и абстракций. Различные комбинации этих элементов, или способностей, позволяют выделить несколько ступеней развития культуры. Культурными признаками обладают многие виды животных. В возникновении общества Алексеев В.П. предлагает выделять три этапа. Первый этап - австралопитеки. Социальные отношения принципиально не отличались от стадных отношений горилл и шимпанзе. Отличия носят количественный характер. Второй этап - первые представители рода Человек (человек умелый и человек прямоходящий). На данном этапе происходит осознание кровного родства по материнской линии и через сферу сознания становится организующим началом в групповом поведении. Третий этап - неандертальцы. На этом этапе формируются зачатки родовой организации (конституционализация половых связей мужских особей за пределами коллектива). В настоящее время существует несколько гипотез реконструкции ранних этапов социогенеза и соответствующих им моделей сообществ у обезьянних предков человека. Чаще всего за основу берутся стада павианов разных видов, сообщества лесных и лесостепных шимпанзе. Шимпанзе представляются более подходящей моделью и ввиду тесной филогенетической близости к человеку. Кроме того, вожак у шимпанзе доминирует менее жестко, нежели у павианов. Разногласия существуют и в оценке роли так называемого зоологического индивидуализма в социогенезе. Большинство авторов подчеркивает по преимуществу общественный характер человекообразных обезьян, их стремление к взаимопомощи.
Заключение
Проблема происхождения человека и общества (проблема антропосоциогенеза) решалась в рамках двух подходов: 1. культурно-исторического (философского); 2. естественно - исторического (антропологического). Рассмотрение данной проблемы с естественнонаучных позиций началось со II половины XIX века. Была доказана биосоциальная природа человека: наличие у него как биологических черт, общих с животными, так и социальных (разум, речь, трудовая деятельность), которые являются видоспецифичными для человека. Наиболее доказанной и общепризнанной теорией антропосоциогенеза является симиальная (обезьянья) теория Ч. Дарвина, по которой человек произошел от обезьяноподобного предка по законам эволюции. Э. Геккель еще в XIX веке выдвинул идею существования переходной формы между обезьяной и человеком, ряд которых к настоящему времени во многом реконструирован. При рассмотрении движущих сил эволюции решающая роль отводится трудовой деятельности (трудовая теория Ф. Энгельса) и другим социальным факторам эволюции (общественная организация, понятийное мышление и речь). Роль биологических факторов достаточно велика, но в процессе эволюции их роль уменьшается. В теории антропосоциогенеза существует ряд дискуссионных вопросов (проблема центра происхождения человека и его причин, проблема грани между человеком и обезьяной и т.п.). Становление общественной организации шло по законам гено-культурной коэволюции. В возникновении общества Алексеев В.П. предлагает выделять три этапа. Первый этап - австралопитеки. Социальные отношения принципиально не отличались от стадных отношений горилл и шимпанзе. Отличия носят количественный характер. Второй этап - первые представители рода Человек (человек умелый и человек прямоходящий). На данном этапе происходит осознание кровного родства по материнской линии и через сферу сознания становится организующим началом в групповом поведении. Третий этап - неандертальцы. На этом этапе формируются зачатки родовой организации (конституционализация половых связей мужских особей за пределами коллектива).
Список используемой литературы 1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М., 2006. – Гл. 15. 2. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. – М., 2001. 3. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. – М., 2004. – Глава 16. 4. Канке В.А. Концепции современного естествознания. – М., 2007. – Гл. 8, §40. 5. Концепции современного естествознания /Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону, 2005. – Раздел VI, глава 1. 6. Лихин А.Ф. Концепции современного естествознания. – М., 2006. – Глава 4.4.-4.5. 7. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 2006. – Раздел III, глава 17. 8. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М., 2006. – Гл. 12. 9. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. – СПб., 2005. – Глава 5, §9. 10. Шишкин М.А. Биологическая эволюция и природа нравственности //Общественные науки и современность. – 2004. – №1. – С.126-135.
|