Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пергамент в руках






Много эпохальных, величайших исторических и на­учных открытий сделали люди, исследовавшие что-либо совершенно другое. Колумб открыл Багамы, когда ис­кал Индию, Рентген обнаружил рентгеновское излучение, когда экспериментировал с катодными лучами, а Флеминг случайно наткнулся на пенициллин, когда изучал бактерии.

Редко знаешь, что находится там, за поворотом или за следующим перевалом. Кажется, необходимы лишь пытливый ум, настойчивость и решимость следовать наитию - интуитивной способности сердца - и полно­стью полагаться на обетование " ищите и обрящете", ко­торое ни в коей мере не гарантирует что будет найдено, но лишь то, что в награду за благородное усилие, - если быть преданным этому до конца, - появится нечто.

Возьмем случай Элизабет Жетаз. В ее планы не вхо­дило подниматься по высокогорным дорогам в Ладак и вновь открывать манускрипты, предположительно най­денные Николаем Нотовичем, Свами Абхеданандой и, возможно, Николаем Рерихом. Одно обстоятельство -заболевание кости, поразившее ногу, не позволяло ей ходить большую часть ее детства. Первоочередной це­лью было - поскорее встать с постели, а не путешествовать вверх и вниз по горным перевалам в отдаленный буддийский монастырь в Гималаях. Но, однако, предопределение судьбы может оказаться ошеломляющим; один шаг может повернуть всю жизнь. А для Элизабет первый шаг как раз и заключался в том, чтобы сделать... один шаг.

Ситуация не обещала многого. Целый ряд хирургов безуспешно пытался оперировать ее ногу, а ее духовник сделал заключение, что Богу неугодно вернуть девочке здоровье, чтобы она бегала и играла, как другие дети. Но, вопреки всем бедам, она не желала сдаваться.

Ее родные в конце концов нашли врача, который считал, что может ей помочь. Его лечение представля­лось новшеством. Но в создавшихся обстоятельствах, когда не помогли все другие способы, лишь оно остав­ляло проблеск надежды. Доктор прописал солнечные ванны и это сработало! Через четыре года она смогла ходить.

На пути к выздоровлению Элизабет начала учиться игре на фортепьяно. Это был инструмент, на котором она могла играть, поддерживая ногу на подпорке. Она полюбила это занятие и стала превосходной пианисткой;

ее услуги учителя музыки начали пользоваться огром­ным спросом в окрестностях родной деревни Шато д'Э в Швейцарии.

Ничего неожиданного не было в том, что мадемуа­зель Жетаз решила, что ее призвание - учить детей музыке. Она упорно училась и получила диплом с отличи­ем Института Рибопьерра в Монтре, Швейцария. Затем продолжила обучение в Лозанне, в музыкально-педагогическом институте, и там получила две высшие степени по музыкальной педагогике. После выпуска Элизабет основала музыкальную школу в Шато д'Э и разработала уникальный метод преподавания, который исключил из практики нудную работу и немедленно принес ей успех. Со всей Европы в ее альпийскую школу собирались толпами как начинающие пианисты, так и стремящиеся к совершенству учителя музыки.

В 1929 году Шарль Каспари приехал в Шато д'Э, чтобы подкрепить свое здоровье свежим горным воздухом и солнцем. Он не только восстановил там здоровье, но встретил мадемуазель Жетаз и добился ее расположе­ния. После свадьбы он взял на себя множество админи­стративных обязанностей по школе, позволив жене от­давать больше времени любимому призванию - музыке. Они работали вместе в Шато д'Э восемь лет.

Но судьбе не угодно было оставить мадам Каспари в Альпах. Весной 1937 года случайно брошенная фраза привела в движение цепь событий, в результате чего Элизабет прошла по всей Индию и, в конце концов, оказалась на крыше монастыря Химис в Гималаях. " Великий учитель приехал во Францию читать лекции по науке и религии, - сказал однажды ее друг. - Вам обязательно нужно съездить".

" Почему бы и нет? " - подумали Каспари. Они пере­секли Женевское озеро, прибыв в Эвиан, где читались лекции, организованные шведскими членами маздазнана, (Маздазнан: на авестийском (древнем иранском яэьже), -" божественная мысль" или " познание Бога в человеке". Мазда -" мудрость", также Бог, или Свет; значит - " поклонение" или " быть почитаемым") западного зороастрийского движения. Элизабет Каспари была увлечена учением и вскоре вступила в эту организацию. На лекции ей довелось встретиться с ли­дерами маздазнана. Узнав, что она вскоре собирается ехать в Лондон, они высказали на первый взгляд ничего не предвещающую просьбу: " Не будете ли вы столь до­бры передать от нас приветствия нашей возлюбленной Матери-настоятельнице? ". К счастью, она согласилась.

Встреча принесла много больше того, что она ожи­дала. Когда Элизабет ехала в кэбе по лондонским ули­цам по указанному адресу, то воображала, что глава движения окажется чопорной английской матроной. К ее большому удивлению, извозчик подкатил к зданию столь же внушительному, как Букингемский дворец. Мадам Каспари проводили в гостиную в стиле Людови­ка XIV, где она предстала перед импозантной леди, ока­завшейся американкой, которую последователи из маздазнана звали Матерью Глорией, - царственной миссис Кларенс Гаски.

В последовавшей беседе мадам Каспари узнала, что миссис Гаски была также лидером Всемирного Братства Веры, организованного для объединения и сотрудниче­ства людей, увлеченных духовным поиском. Миссис Гаски восторженно приняла известие, что мадам Каспа­ри - пианистка, и объяснила, что планирует провести лекционный тур по городам Северной Англии. В своей прямодушной и очаровательной манере она сказала: " Мне нужен пианист. Вы должны поехать со мной."

" Но у меня муж и музыкальная школа, - ответила мадам Каспари. - Я не могу так вот просто убежать, мне нужно ехать домой."

Миссис Гаски дала ей телефон: " Поговорите с му­жем."

Шарль велел ей следовать зову сердца и она приняла приглашение. Таким образом началась долгая дружба мадам Каспари и миссис Гаски.

По окончании тура мадам Каспари вернулась в свою музыкальную школу. Но ненадолго.

Однажды, в понедельник утром, в декабре 1937 года она получила письмо от миссис Гаски, в котором та со­общала, что планирует поход по Тибету с остановками в Цейлоне, Индии и Кашмире. В ходе путешествия она предполагала изучать буддизм и совершить паломниче­ство к священной тибетской горе Кайлас. Закончила она словами: " Вы с мужем едете со мной..."

Предложение было слишком соблазнительным. И муж, и жена, также интересующиеся религиями Востока, не смогли отклонить предложение своего дорогого дру­га. У них оставалось всего лишь три недели, чтобы закончить все дела, собрать вещи и отплыть на пароходе " Оронтес" в Цейлон.

В каждой стране религиозные лидеры принимали миссис Гаски и девятерых, сопровождавших ее, с глубочайшим уважением и даже с церемониями. Однажды их поезд прибыл в Мадрас в 6.00 утра. Элизабет Каспари проснулась и выглянула в окно. Махараджа Питхапура-ма, глава индийского отделения Всемирного Братства Веры, пожаловал со своей свитой, расстилавшей крас­ный ковер. Он настоял, чтобы Мать Глория и Элизабет Каспари остановились в его Дворце Роз.

Тут путешественники проживали в элегантном доме для гостей, окруженном сказочным великолепием Востока. Такое изысканное гостеприимство стало обычным на протяжении всего их путешествия.

Миновав Мадрас, Бомбей и Нью-Дели, они напра­вились на север, в Кашмир. Весной 1938 года миссис Гаски сняла бунгало в Шринагаре, столице Кашмира, где они могли приготовить снаряжение для тибетского пути. Здесь они провели лучшую часть года. Обо всем нужно было подумать: о еде, снаряжении, слугах, не говоря уже о медикаментах, батарейках и специальном креме для защиты от плохих погодных условий. С Гималаями не так-то легко сладить.

Они отправились в путь весенним днем 1939 года. Пока было можно, ехали автобусом. Дальше в крепости Гималаев не встретишь никаких колес, кроме молитвен­ных. Караван увеличился на двенадцать слуг, одного переводчика и 112 пони, а также проводников и валла-хов, или погонщиков мулов.

Красота Гималаев обусловлена их контрастами. Элизабет и Шарль Кас­пари сумели заснять сочетание зеленых деревьев и ледяных вершин во время их тибетского путешествия к горе Каилас в 1939 году. Начало Второй мировой воины оборвало это путешествие, заставив их вернуться назад, но все же им удалось посетить великий монастырь Химис.

Их цели были разнообразны, но вполне достижимы. Они намеревались остановиться в нескольких монасты­рях по пути к горе Кайлас, чтобы наблюдать практики буддизма, обычаи и повседневную жизнь людей, для ко­торых это учение было движущей силой. Паломники имели большие надежды добраться до Химиса ко времени проведения, знаменитого своими великолепными костюмами из богатой парчи, " танца дьявола". Они нимало не подозревали, что вернутся с богатством, преосходящим все ожидания, с опытом весьма отличным от опыта обычного похода паломников. Проведя свою первую ночь под звездами, путешественники проснулись на восходе и рано утром уже ехали верхом, торопясь разбить лагерь.

Благодаря опытности слуг - самых лучших, каких только можно было найти в Кашмире, - и предусмотрительности в сборах, путешествие было менее тяжелым, чем для Николая Нотовича около пятьдесяти двух лет назад. Пока европейцы осваивались с седлами, слуги ус­какали вперед, чтобы приготовить первый лагерь на лу­гу у Сонамарга. Они разбили палатки, что стало их еже­дневным занятием, и начали готовить горячую пищу для голодных путешественников. Кудесники горной кухни, они за небольшое время изготовили печи и выпекли свежий хлеб. И вскоре паломники устроились за уютной трапезой.

Поднимаясь все время вверх к первому высокогор­ному перевалу Зоджи Ла на высоте 11.580 футов, они обнаружили по прибытии туда, что снег покрыл землю, хотя и был июль. Проводники заставили их двигаться по одному в полном молчании. " Не разговаривайте, - пре­дупредили они, - не то вы вызовете снежную лавину."

Когда они спускались, снег закончился так же вне­запно, как и начался, и донесся сладкий аромат диких роз, росших вдоль их пути. Вниз, по вероломным ущельям, вдоль края пропастей, через засушливые пус­тыни, которые промерзают на закате, когда ветры дуют с ледников, храбро преодолевая провалы, перекрытые невозможно узкими мостами, путешественники двига­лись вперед.

Несмотря на то, что караван был достаточно велик, дикие животные привычно бродили поблизости от пала­ток миссис Гаски и четы Каспари. Несколько приятных ночей две дамы провели в придорожных гостиницах, по­строенных для служебных целей.

По пути к Леху они встретили жителей этой на пер­вый взгляд негостеприимной земли. Дружелюбные, открытые и простодушные ладакцы были всегда готовы широко улыбнуться, крикнуть " джулай, джулай" (" привет, привет") и оказать торжественный прием мис­сис Гаски.

На каждой стоянке при встрече с ламой-настоятелем или деревенским старостой их с великими церемониями угощали тибетским чаем. Напиток вроде супа был при­правлен прогорклым маслом яков - чем важнее гость, тем более прогорклое масло. Следовательно, самый прогорклый кусок всегда был припасен для миссис Гас­ки!

Медленно продвигаясь по древнему караванному пу­ти, они посетили Мульбек, Ламаюру и прочие монасты­ри. Самыми поразительными были постоянные контра­сты, свойственные этой местности. Ледяные ветры через несколько сотен шагов сменяются легким бризом. Улыбчивые ламы живут в очаровательных дворцах, со­седствующих с пустынными землями. Кажущиеся беско­нечными, высокие бесплодные плато прерываются изо­бильными зелеными оазисами, окруженными зарослями деревьев.

Путешествуя среди всепроникающего духа Будды, они говорили с монахами и посещали монастыри. Лица лам, в большинстве своем молодых, выражали детское любопытство и веселость. Паломникам казалось, что в то время как обычаи сохранились, большая часть ис­тинной мудрости была похоронена в стареющих манускриптах. Пергаменты и танки (гобелены с изображе­ниями житий святых и будд), скульптуры и статуи, которые они видели по дороге, бережно сохранялись, хотя в некоторых монастырях когда-то переливавшиеся крас­ками фрески уже потускнели от возраста.

Народ поклонялся Гаутаме Будде, но казалось, что эта религия, ныне всего лишь ритуальная, в большей степени сообщалась людям величественными горами и даже их коллективной бессознательной памятью, нежели древними текстами. Но обряды тщательно исполнялись. Молитвенные флажки трепетали почти в каждом дос­тупном месте. Молитвенные колеса - цилиндры с начер­танными или вложенными в них молитвами - можно было встретить встроенными в стены, особенно в мона­стырях, в руках пилигримов, или, снабженные лопастя­ми, они устанавливались в ручьях, дабы поддерживать никогда не прекращающиеся молитвы.

Тибетцы полагали, что вращение колеса или трепе­тание флага равноценно произнесенной молитве. Возможно, таким образом они выполняли наставление: " Молитесь непрестанно! "

Мириады подобных впечатлений, словно множество рук, расписывающих фрески, и составили ладакскую эпопею Элизабет Каспари. Когда первый и, как было определено судьбой, единственный этап их тибетского путешествия подходил к концу, караван добрался до Ниму, последней деревни перед Лехом. Здесь они остановились, чтобы постирать одежду и выкупать пони в реке. Расположившись лагерем под теплым солнцем на берегу Инда, путешественники могли любоваться укры­тыми снегом вершинами, ледниками, сияющими на солнце, и ласковой рекой, плескавшейся у самых ног.

На следующий день они дошли до Леха, располо­женного на высоте 11 500 футов, (Венчуан в Китае - самый высокий, 16 732 фута. Могила или гробница святого или праведника) - одного из самых высокогорных городов мира. На въезде в город они по­встречали чортен, стоящий, словно молчаливый страж. Стена длиною в четверть мили, выложенная из камней с начертанным на них символом многовекового ревност­ного поклонения - ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, - при­ветствовала их на пути. (Буддийская мантра: " О, Сокровище в Лотосе" (священный огонь, пульсирующий в чакре.)

Узкие улочки были характерным признаком города, никогда не знавшего машин. Его многолюдный базар был местом собраний китайцев, индусов, кашмирцев, арабов и тибетцев. Королевский дворец, где останавливался Рерих, возвышался над всем городом. Путешест­венники посетили древний монастырь и вскоре поспешили в Химис на карнавальное представление.

Покинув город, они направились через огромную пустынную равнину, отделявшую Лех от Химиса. Весь долгий день шли по этой " пустыне розовых камней", как назвал ее их товарищ по путешествию, Сирано. Приблизились сумерки, затем и ночь, а караван еще не добрался до Химиса. Прохладный благоухающий оазис прямо на дне крутого ущелья открылся внезапно, высоко вверху прилепился к скале невидимый монастырь.

На следующее утро им был оказан уже привычный прием, когда прибыла делегация встречающих. Сам настоятель и два главных заместителя спустились вниз, чтобы сопроводить миссис Гаски в Химис.

Монахи приготовили прекрасный гостевой дом для миссис Гаски и мадам Каспари. Остальная группа расположилась в палатках возле ручья. Но, увы, пилигримы узнали, что из-за трудностей и задержек в пути они про­пустили священный праздник.

К счастью, до того как они успели расстроиться, на­стоятель сказал, что костюмы еще не убраны, и предложил миссис Гаски показательное представление на це­лых три дня. Оно началось следующим утром. Ламыактеры в великолепных костюмах развернули перед ни­ми драматическое изображение Армагеддона. Власть Бога воплощал Будда в обличьи льва, который был символом силы и бесстрашия, необходимых, чтобы из­гнать из мира Силу Зла. Его окружали демоны, скелеты и животные, которых великолепно играли младшие ла­мы в гротескных масках. Все они кружились и вертелись

под звуки восточного оркестра - десятифутовых труб, цимбал и барабанов всех размеров, звучавших все гром­че к кульминации - изгнанию злых духов и торжеству Будды.

После празднества гости на несколько дней задержа­лись в ламасерии, осматривая храм и библиотеку, бесе­дуя с монахами и наслаждаясь видами с высокой крыши Химиса. (На вопрос о различиях впечатлений Рериха о Химисе и ее собст­венных (мадам Каспари вспоминает библиотеку Химиса как чистую, в хорошем состоянии, маленькую, тогда как Рерих говорит, что манускрипты хранились в " пыльных углах") мадам Каспари ответила, что, возможно, Химис был вычищен к празднику, когда она была там. Более того, между их визитами прошло четырна­дцать лет. Другое объяснение этому несоответствию можно обна­ружить в записях Марко Поллиса, грека, который посетил Химис в 1936 году. Он отмечал, что в Химисе есть две " библиотеки": ма­ленькая, с хорошо содержащейся коллекцией манускриптов, и по­больше, менее благоустроенная комната, где стопки книг свалены в беспорядке (Marko Pallis, " Peaks and Lamas" - " Горные вершины и Ламы", Лондон: Кассел и К, 1942, стр.304). Также возможно, что некий новый более аккуратный библиотекарь принял пост со вре­мен визита Рериха.)

На третий день миссис Гаски и Элизабет Каспари сидели на крыше, наблюдая за работой странствующего художника, расписывающего танки. Поблизости, за ма­леньким столом, скрестив ноги, сидел монах-писец и вы­водил красивые тибетские литеры тонкими кисточками.

Во время этой сцены к дамам подошли библиотекарь и два других монаха, неся в руках три предмета, завер­нутые в расшитую золотом парчу - зеленую, красную и голубую. Элизабет Каспари узнала в них буддийские книги, сделанные из листов пергамента, вложенных ме­жду двумя деревянными дощечками.

С великим почтением библиотекарь развернул одну из книг и вручил пергаменты миссис Гаски со словами: " Эти книги говорят, что ваш Иисус был здесь! "

Незадолго до отъезда паломников библиотекарь, неся древ­ние манускрипты, подошел к миссис Гаски и мадам Каспари, сидящим на крыше, со словами: " Эти книги говорят, что ваш Иисус был здесь! "

Элизабет Каспари с трепетом смотрела на мануск­рипты. За несколько остановившихся секунд последние строки книги Иоанна пронеслись в ее сознании нескон­чаемым потоком. Еще ребенком в воскресной школе в Шато д'Э она с удивлением слушала: " Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг".

Знал ли апостол Христовой любви, что его Иисус был здесь? Рассказывал ли Учитель о своем важном путешествии любимому ученику, с которым делился тай­нами мироздания? Если да, неужели кто-то намеренно скрыл эту историческую информацию, столь значитель­ную, столь драгоценную для христиан? Неужели сам Иисус не хотел, чтобы мы знали, как он прожил важ­нейшие семнадцать лет своей жизни - готовясь к своей вселенской, победоносной миссии?

Непостижимо, чтобы такое потрясающее событие хранили в тайне от всего христианского мира в течение всех этих столетий. Почему целый мир не знал о путеше­ствии Иисуса в Ладак?

Элизабет Каспари и Мать Глория смотрели друг на друга радостно и изумленно. Вместе они ближе рассмот­рели манускрипты, покрытые изящными тибетскими ли­терами.

Покопавшись в воспоминаниях, Элизабет Каспари припомнила, что слышала легенду о пребывании Иисуса в Индии и Александрии, но никогда, в самых буйных фантазиях, ей не приходило в голову, что " ее Иисус" мог дойти так далеко и так высоко - сюда, в Гималаи. В то время она совершенно не подозревала об открытии пятидесятилетней давности, сделанном Николаем Нотовичем, о продолжающихся дебатах и не могла предположить, насколько важным будет ее свидетельство.

Она заметила, что библиотекарь говорил с убежденностью, рожденной древним монастырским преданием. За его словами стоял авторитет достоверного знания, передаваемого с манускриптами от одного ламы-настоятеля к другому. Это были не слухи и даже не про­сто устное предание, поскольку рукописи - вещь доступная -ив тот момент они были доступны ей. Это бы­ло свидетельство, сохраненное в целости благодаря устоявшимся порядкам религиозного уклада. Это был пергамент. Это была рукопись. В ней были драгоценные записи о том, как Иисус приходил с миссией в Индию. И были буддийские монахи, которые почитали " ее Иису­са" как одного из величайших духовных учителей всех времен.

Миссис Гаски с изумлением смотрела на неожидан­ных вестников тайны всех тайн: Христос в Тибете две тысячи лет назад! Она видела, с каким великим почтени­ем ламы показывали пергаменты. Было очевидно, что, открывая эту тайну двум женщинам, ламы руководство­вались только любовью и ощущением родства душ с те­ми, кто забрался столь далеко от дома, чтобы познать г путь их Будды. Библиотекарь получил огромное удовольствие, сообщив - несомненно, с разрешения настоя­теля Химиса - добрые вести, доставившие радость тем, кто узнал в учении Будды законы Всемирного Единого, говорившего и устами Иссы, великого провозвестника Истины.

" Мой Иисус был здесь! В Химисе! " - думала Элиза­бет Каспари. Возможно, он даже сидел здесь на этой самой крыше - или в Лехе - или работал в одной из древ­них библиотек. Она взвешивала значение находки. Ее мысли закружились вихрем, когда подумалось о том, что Иисус путешествовал, возможно, по всему миру. Элизабет Каспари поняла, что до этого часа он был для нее, как и для большинства христиан, произведением Палестины. Он родился там, там жил и умер. Все рели­гиозное воспитание, полученное им, было частью иудей­ской традиции. Если же Иисус побывал в Тибете или Индии, это означало, что он изучал их обычаи, их языки, их религию\

Почему Иисус чувствовал, что должен предпринять это путешествие, - как чувствовала и она, - до своей па­лестинской миссии? С какими разнообразными целями послал его Отец наш? Воистину, эта случайная встреча на вершине мира имела глубокий теологический смысл. Быть может учения, данные Иисусом Иоанну, подтвер­ждали в свою очередь учения Гаутамы или Вед?

И мы, размышляя над этими вопросами, также мо­жем удивиться, почему монахи выбрали Мать Глорию и Элизабет Каспари. Много европейцев посещало Химис, некоторые скептичные, другие искренние, но лишь ма­ленькой горстке людей - как выяснилось в ходе нашего поиска - было сказано о документах. Почему миссис Гаски и мадам Каспари были избраны в качестве еще двух свидетелей, присоединивших свои голоса к немногим известным подтверждениям существования в Хими­се документов об Иссе?

Возможно монахи увидели, что эти паломники были отличными от других, что это были люди, преданные изучению их религии, почтительно принимающие насле­дие их духовного знания, не рассматривающие Будду как языческого идола или произведение восточного ис­кусства. Очевидно ламы знали, что эти две набожные женщины не несут никакой угрозы, не попытаются изъ­ять документы и уйти с " сувенирами" из их библиотеки. Как бы то ни было, в тот важный момент летом 1939 года миссис Гаски и мадам Каспари присоединились к не­большой группе паломников, избранных Провидением для подтверждения одной из самых сокровенных тайн в жизни Иисуса Христа.

Каждый из вошедших в эту избранную группу со­вершил путешествие в Химис в разном состоянии сознания, с ожиданиями разного рода и каждый обнаружил одно и то же повествование. Николай Нотович услышал толки о нем и пустился на поиск документов. Свами Аб-хедананда пришел специально, чтобы увидеть рукописи собственными глазами и подтвердить историю Нотови-ча. Николай Рерих, который по всему Ладаку слышал вновь и вновь повторяющуюся легенду об Иссе и пола­гал найти хоть какое-нибудь подтверждение этому. И, наконец, миссис Кларенс Гаски и мадам Элизабет Кас­пари, которым принесли древние книги на серебряном подносе, хотя они для этого не пошевелили и пальцем и совершенно определенно не подозревали ни об этой ле­генде, ни о находках Нотовича, Абхедананды и Рериха.

Элизабет Каспари спустилась с гор на равнину с ос­тальными членами партии. Расположившись на ночь в оазисе, они с Шарлем слушали радио. Была объявлена Вторая мировая война. Они решили не продолжать путешествие к горе Кайлас, как было запланировано, а возвращаться в Швейцарию как можно скорее.

Хотя обратный путь и был пройден с наивозможной быстротой, супруги Каспари все же прибыли в Шринагар слишком поздно, чтобы успеть на последний граж­данский транспорт. Они оказались заперты в Индии. На девять долгих лет! Волнуясь о том, что сталось с их до­мом, их миром.

Элизабет Каспари сохранила свое драгоценное со­кровище в глубинах памяти, явив его - по собственной инициативе - миру лишь многие годы спустя в докладе на Форуме Саммит Юниверсити, после того как услышала прекрасные слова об Иисусе, списанные Николаем Нотовичем с древних тибетских манускриптов в мона­стыре Химис.

Из Шринагара Каспари отправились навестить дру­га в Нью-Дели. Там Элизабет Каспари приняла решение вернуться в Мадрас, чтобы посетить курс известного преподавателя Марии Монтессори, которую встретила в Индии до начала путешествия. Это было хорошим спо­собом использовать свое время и творческие ресурсы в период войны. Доктор Монтессори была довольна му­зыкальными методиками Элизабет Каспари. " Вы были монтессорианкой еще до встречи со мной, " - объявила она. Мадам Каспари осталась со своим новообретенным учителем и они стали друзьями на всю жизнь.

После войны Каспари уехали в Соединенные Штаты, планируя пробыть там недолго. В то время Ричерт и Лоуэлл Филлмор, сыновья Чарльза Филлмора, основа­теля Содружества, заинтересовались методом Монтессори. Ричерт поддержал усилия Элизабет Каспари и в 1949 году помог ей основать ее собственную школу по методу Монтессори в Ли Саммит, штат Миссури, на­званную " Садик Мудрости". Это была первая подобная школа в Соединенных Штатах, организованная после отъезда доктора Монтессори в 1900-м году. Вскоре у Элизабет Каспари было уже три школы и около девяно­ста учеников. Работая вместе, супруги Каспари посвяти­ли остаток жизни распространению метода Монтессори в Америке, читая лекции по всей стране.

Элизабет Каспари основала школы Монтессори в Калифорнии, Миссури, Канзасе, Флориде, Южной Каролине и Мехико. Несколько сотен начальных школ, где преподавание велось по этому методу, были основаны с помощью Всеамериканского общества Монтессори, ко­торое она организовала совместно с доктором Фелан-дом Медоузом. За последние пять лет Элизабет Каспари, которой теперь восемьдесят пять лет* / Книга была издана в 1993 году/, провела курсы обучения для учителей, заинтересованных профессиона­лов и родителей в Денвере, Саванне и Лос-Анджелесе. Активно распространяя революционное учение Монтес­сори в сфере образования, она совсем недавно получила приглашение провести свои курсы в Индии, Австралии, на Филиппинах, в Швейцарии и Сенегале.

Сейчас Элизабет Каспари является помощником в правлении " Монтессори Интернэшнл" и обучает преподавателей методу Монтессори в прекрасном Ранчо Роял Тетон, расположенном в Парк Каунти, штат Монтана. В этой частной школе ученики (начиная с дошкольного возраста и до двенадцати лет) и преподаватели со всего мира пользуются благами чудесного метода Монтессо­ри. Здесь Элизабет Каспари нашла единство в учениях Христа и Будды, которые формируют основы жизни этой общины, - в поиске, который вел ее и многих дру­гих изучающих неизвестную жизнь Христа по всему ми­ру, и, наконец, привел Домой.

 

Глава Шестая. ЭПИЛОГ

  Глава седьмая Эпилог  


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал