Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одическая поэзия М. В. Ломоносова






Деятельность М. В. Ломоносова (1711–1765). «Петр Великий русской литературы» (К. Н. Батюшков). Концепция русского классицизма от Ломоносова к Пушкину (в изложении Л. В. Пумпянского). Основные вехи биографии. Обзор научной деятельности. Работы по теории ли­тературы и языкознанию –– «Риторика» (1748), «Российская грамматика» (1757). Литературно-стилистическая реформа –– статья «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757). Опыт «Собрания раз­ных сочинений» (1751, 1768) –– первое собрание сочинений одного автора в России. Тра­гедии «Тамира и Селим» и «Демофонт». Героическая поэма «Петр Великий» (песни 1-я и 2-я).

Жанровые разновидности оды: похвальная (или светская), духовная (божественная), горацианская, анакреонтическая. Торжественная ода как жанр (концепция Ю. Н. Тынянова): установка на витийство, «ораторское действие» как доминанта жанра, связь с пиндарической тради­цией; стилевая специфика наибольшего действия в каждое данное мгновение и сюжетная особенность словесного развития, развертывания, амплификации, «сопряжения далековатых идей». Концепция жанра оды Л. В. Пум­пянского: отсутствие психологической качественности, развитие темы мысли. Основное тематическое содержание: образы России и русского народа, концепт мира (топос тишины), вынужденный характер войны, идеал просвещенного правления, ответственность монарха за будущее развитие России. Характер лирического героя (состояние восторга, мажорная тональность и чувство гу­манности, сострадания к врагам и побежденным). Поэтика оды: драматизация компози­ции, примеры тропов (метафор, метонимий, олицетворения, эмблем, аллегорий, гипербол) и поэтических фигур (антитез, инверсий, риторических восклицаний и вопросов). Графическая схема метра, риф­мовки и строфики торжественной оды. Особенности ее син­тактико-интонационного строя.

Духовная ода как жанр. Источники жанра. Проблема переложения (парафразиса) и подражания (стилизации). Состав и идейно-концептуальное единство раздела «Оды ду­ховные» Ломоносова. Отбор текстов псалмов для переложения. Автобиографические мо­тивы борьбы с неправедными врагами. Позиция автора по вопросу веры. Специфика ли­ризма: «что-то близкое к библейскому», «верховное торжество духовной трезвости» (Н. В. Гоголь). Особенности стиля. Семантика стиховой формы. Духовная ода и жанр философской («научной») поэзии. Дидактическая поэма «Письмо о пользе Стекла» (1753). Натурфилософия «Утреннего…» и «Вечернего размышления о Божием Величестве». Ва­риант русского просвещения. Примирение научного миропонимания с верой («Я долго размышлял и долго был в сомненье…»).

Опыт дидактической поэзии. Антиклерикальная сатира «Гимн бороде». Эпиграмматика поэта. Горацианская ода «Памятник». Опыт русской анакреонтики («Ночною темнотою…», «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»). Состав и композиция цикла «Разговор с Анакреоном». Диалогическая форма выражения авторской позиции. Семантика используемых стихотворных размеров.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал