Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие русской драматургии второй половины ХVIII века






Теоретический кодекс и художественная практика В. И. Лукина (1737-1794). Творче­ские поиски молодых драматургов из группы И. П. Елагина. Задача создания национальной самобытной комедии. Разрыв с традицией народной интермедии, фарсовой комедии Мольера и ранних комедийных опытов Сумарокова. Эстетика «слезной» мещанской драмы в трактатах Д. Дидро. Утверждение жанра серьезной воспитательной комедии. Программный характер «предисловий-комментариев» к пьесам («Письмо к г. Ельчанинову»). Сущность «прелагательного направления» (П. Н. Берков) в русской коме­дии. Обоснование метода «переделывания или склонения иностранных пьес на наши нравы»: замена иностранных имен персонажей русскими, применение действия пьесы к национальным обычаям, сближение речи персонажей с русским разговорным языком, «польза для сердца и разума». Принцип генерализации и система говорящих фамилий. Роль героев-резонеров. Пути исправления «порочного» характера в комедии «Мот, любовию исправленный». Образ идеального слуги Василия в контексте размышлений Д. Фонвизина («Беспороч­ность, добродетель, честь»). Комедия «Щепетильник» (1765) –– галерея сатирических образов русской жизни на «вольном маскараде». Форма пьесы в пьесе. Принцип зеркала как отражения социальных пороков.

Опыт русской комической оперы. Сочетание комедийного спектакля с музыкой, народными песнями, куплетами, ариями. Проблема крепостного права, картины изнурительного крестьянского труда в опере «Анюта» (1772) М. И Попова. Сущность со­циального конфликта. Ис­пользование диалектной речи крестьян. Роль оптимистического финала. Вариант «слезной» оперы –– опера «Розана и Любим» (1776) Н. П. Николева. Изображение любви как человеческой слабости (образ помещика Щедрова). Воплощение в образе Розаны идеи «и крестьянки любить умеют». Функция шута и образ лесника Семена. Смягчение в фи­нале социального конфликта. Ограниченность жанра изображением частной жизни, ли­рических переживаний героев. Влияние сентиментализма на «чувствительные» арии пер­сонажей. Любовь Анюты и Лукьяна в опере «Несчастье от кареты» (1779) Я. Б. Княжнина. Смысл дидактического финала. Вариант социальной идиллии. «Прекрасный народный водевиль» (В. Г. Белинский) –– опера А. О. Аблесимова «Мельник –– колдун, обманщик и сват» (1772). Индивидуализация характеров. Особенности интриги и неожиданной развязки-разгадки в финале. Вариант социальной уто­пии. Опера из купеческой жизни –– «Санктпетербургский гостиный двор» М. Матинского. Опера И. А. Крылова «Кофейница» (1784).

Жанр «высокой» комедии. Система требований: стиховая форма, единство времени, места, действия и слога, говорящие фамилии, бинарная оппозиция сакральных архетипов. Я. Б. Княжнин (1740–1791) и его комедия «Хвастун» (1786). Критика атмосферы придворного фаворитизма. Зародыш драматической ситуации гоголевского «Ревизора». Параллель образов: Верхолетов и Хлестаков. В. В. Капнист (1757–1823) и его комедия «Ябеда» (1798). Функция «зеркала жизни». Семантика говорящих фамилий. Символическая оппозиция ябеды – истины, Иуды-Кривосудина – Богдана Прямикова. Прием каламбурного слова («ябеда», «благо», «добро», «закон», «дело»). Оппозиция материаль­ного и идеального. Сакральный смысл имен Федот и Богдан, их комическое обыгрывание в сюжете. Архетипиче­ские ситуации сюжета «высокой» комедии: Благовещенье и Апокалипсис. Ассоциативная проекция на ситуацию Страшного Суда. Эстетическая амбивалентность финала.

Трагедия высокого классицизма. Тираноборческий конфликт трагедии Н. Николева «Сорена и Замир» (1784). Вершинное произведение гражданского классицизма –– трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (1789). Новаторство конфликта (в сравнении с «Димитрием Самозванцем» А. П. Сумарокова). Противостояние идеологиче­ских принципов просвещенной монархии и республиканизма. Парадоксальность идейной структуры пьесы. Своеобразие образов Вадима, Рурика и Рамиды. Полифоническое решение конфликта. Понимание автором категории «свободы». Интерпретация финала пьесы.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал