Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Массовая беллетристика и роман. Сатира И. А. Крылова






Развитие русской романной прозы. Переводной роман В. К. Тредиаковского «Езда в остров Любви» (1730). Творчество Ф. А. Эмина (1735–1770). Различные версии авантюрной биографии писателя. Использование модели авантюрного романа-путешествия –– «Приключения Фемистокла» и «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда» (1763). Назидательность тона. Два плана повествования –– изложение сю­жетного действия и внесюжетные авторские рассуждения. Первый образец в России эпи­столярного сентиментального романа –– «Письма Ернеста и Доравры» (1766). Формы психологизма в освещении жизни «чувствительного сердца». Автономия чувств от разума. Развитие характеров героев. Позиции «разумного эгоизма» и нормативной этики. Своеобразие трагического финала романа. Тенденции буржуазной эстетики в творчестве М. Д. Чулкова (1734–1792). Развитие жанра плутовского романа –– «Пригожая повариха, или По­хождения развратной женщины» (1770). Проповедь активности, стремления к земному счастью. Апология эмпирической практики. Отсутствие учительства. Отказ от моральных принципов. Натуралистические тенденции, откровенный документализм, «протокольное отношение к действительности» (Г. А. Гу­ковский). Особенности повествовательной формы. Язык произведения.

Массовая беллетристика. «Письмовник» Н. Курганова и причины его популярности. Повесть И. Новикова «Похождения Ивана гостиного сына». Роман неизвестного автора «Несчастный Никанор, или Приключения российского дворя­нина Г.» Проблема положительного героя в зеркале массового сознания. Авантюрно-бытовой, лубочный характер книг М. Комарова «Обстоятельное и верное опи­сание … Ваньки Каина» и «Повесть о приключении английского милорда Георга…». Собирательская деятельность М. Чулкова и М. Попова в области фольклора и этнографии («Собрание разных песен», «Словарь, или Абевега русских суеверий»). Художественная проза М. Чулкова. Жанровый состав сборника «Пересмешник, или Славенские сказки» (1768): анекдот, сказка, социально-бы­товая и детективная новеллы («Горькая участь», «Пряничная монета», «Драгоценная щука», «Сказка о рождении тафтяной мушки»). Своеобразие стиля. Сборник В. А. Левшина «Русские сказки» (1780). Использование тем и сюжетов былинно-сказочного эпоса и социально-бытовой сатиры (новелла «Досадное пробуждение»).

Сатирическое творчество И. А. Крылова (1769–1844). Первые драматургические опыты.Социальная сатира в жанре комической оперы –– «Кофейница» (1783). Классицистические варианты трагедии «Клеопатра» и «Филомела» (1786). Памфлетный характер комедии «Проказники» (1788). Издание журнала «Почта Духов» (1789). Источники журнала. Проблема авторства. Условный характер фантастики. Своеобразие жанра: сборник очерков, эпистолярный роман, роман-фэнтези, философско-сатирический роман-обозрение. Использование игровых и сценических приемов. Смысл полемики о ми­зантропах. Авторское представление о задачах сатиры. Жанр «восточной» повести «Каиб». Сатирико-утопическая на­правленность аллегории. Вопрос о крепостном праве в «Похвальной речи в память моему дедушке». Трагикомедия «Подщипа» (1800) как паро­дия на классическую трагедию сумароковского извода. Критика павловской фрунтомании по немецкому образцу. Памфлетный характер действующих лиц. Стиль и язык драматурга.

 

12. Художественная практика русского сентимента­лизма

Философско-эстетические основы русского сентиментализма. Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Спорные вопросы периодизации: «сентиментализм в его классицистиче­ской стадии» (М. Херасков, И. Богданович, А. Ржевский, В. Капнист, Я. Княжнин) и поздний дворянский сентиментализм (Н. Львов, И. Дмитриев, Ю. Нелединский-Мелецкий, Н. Карамзин, Н. Радищев). Проблема человеческой личности. Идея частного, приватного существования. Философия сенсуализма и категория чувствительности. Связь сентиментализма с масонской философией. Проблема морального «образования сердца». Теория «украшен­ной природы». Эстетика изящного вкуса, верность категориям возвышенного и прекрасного. Нормативность поэтики: система жанров, регламентация стиля, обильное использование штампов. «Челночные» движения от классицизма к сентиментализму и об­ратно.

Художественно-эстетические принципы предромантизма. Романтизм как «диалектическая противоположность классицизму» (А. Ф. Лосев). Обоснование категории «гения» и творческой свободы. Принципы субъективизма, ретроспекции, приемы суггестивной образности. Обновление жанровой системы (элегия, баллада, романс). Проблема национального. Принцип историзма. Роль биографического фактора в формировании «лирического героя». Разграничение поэтической дедукции и индукции (термины Л. Я. Гинзбург). Явление жанрового и стилевого «перепутажа». Историческое значение «поэтики художественной модальности» (С. Н. Бройтман).

И. И. Дмитриев (1760–1837). Сборник стихов «И мои безделки» (1795). Сатиры «Гимн восторгу» и «Чужой толк». Историко-романтическая песня-баллада «Ермак»: драматизированная форма, повествовательное обрамление, оссианический фон. Шуточная, пародийная баллада «Отставной вахмистр» (или «Карикатура»). Демократизация речевых характеристик. Оценка Пушкиным образа слуги Терентьича. Новеллистическая сказка «Модная жена». Опора на сатирико-бытовой анекдот. Связь с сатирической традицией И. А. Крылова. Фор­мирование «среднего» лирического стиля. Жанр любовной песни-романса («Стонет си­зый голубочек…», «Ах! когда б я прежде знала…», «Видел славный я дворец…», «Пой, скачи, кружись, Параша!»). Послания, эпиграммы, мадригалы, надписи, стихотворения на случай. Шутливые повести-сказки. Басни и апологи. Ориентация на жанры салонной по­эзии.

Ю. И. Нелединский-Мелецкий (1752–1829). Репутация поэта-песенника, «Анакреона нашего времени» (К. Н. Батюшков). Трансформация сумароковской песни в жанр сентимен­тального романса. Ориентация на фольклорные образцы, стилизация под народность (песни «Выйду я на реченьку…», «Ох! тошно мне…»). Участие в сборнике И. Дмитриева «Карманный песенник» (1796). Цикл любовных стихотворений, вызванных неразделен­ным чувством к Плещеевой («Темире», «К Темире», «Полно льститься мне слезами…», «Милая вечор сидела…», «Мысль мучительна и слезна…»). Культивирование жанров са­лонной поэзии (мадригалы, акростихи, загадки).

Н. А. Львов (1751–1803). Экспериментальный характер творчества (метрические новации, стилевая чересполосица, феерическая образность). Об­новление жанра песни («Солдатская песня на голанский манер», «Песня для цыганской пляски», «Снегирь», «Зима»). Оригинальный опыт в жанре дружеского послания («Державину», «Ивану Матвеевичу Муравьеву, едущему в Этин», «Эпистола к А. М. Баку­нину», «Три нет»). Тема поэтической личности, максимальная степень самораскрытия по­эта. Стихотворение «Музыка, или Семитония». Поэма «Добрыня» (1796) как опыт демонстрации возможностей тонического стиха. Оригинальная теория и практика художественного перевода (стихотворение «Песнь нор­вежского витязя Гаральда Храброго»).

М. Н. Муравьев (1757–1807). Сборник «Басни» (1773). Книга «Оды» (1775) –– последнее прижизненное печатное издание поэта. Отказ от теории «подражания образцам» и канона одического жанра («Ода седьмая», «Ода десятая. Весна. К Василию Ивановичу Майкову», «Избрание стихотворца», «Опыт о стихотворстве»). Ориентация на «Разговор с Анакреоном» М. Ломоносова. Освоение категории возвышенного. Рукописный сборник «Новые лирические опыты Михайлы Муравьева. 1776» –– первый в России опыт автобиографической, субъективно-личностной лирики. Система жанров предромантиче­ской поэзии: элегия, дружеское послание, философская медитация. План сборника «Мечты 1776 года». Романтическая концепция гениальности (стихотворение «Сила ге­ния»). Отношение к мечте. Антирационалистическое, субъективистское мировоззрение. Примеры жанрового «перепутажа. Создание органического образа автора (лирического героя). Идея интроспекции. Проблема автопсихологизма, большого лирического контекста, или «лирического дневника». Суггестивный пейзаж, символы-эмоции (стихотворения «Ночь», «Роща»). «Поэтика сладостного» (Г. А. Гуковский). Основы «лег­кой поэзии» («О милое мечтанье…», «Богине Невы»). Европей­ские источники поэзии русского предроманизма (Руссо, Юнг, Оссиан, Гердер). Присталь­ное внимание к проблеме национального содержания и национальной формы. Две модификации жанра баллады –– «Неверность» (1781) и «Болеслав, король польский» (1790-е гг.). Эксперименты в области стиховой формы. Отзывы К. Н. Батюшкова о поэзии Муравьева.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал