Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Массовая беллетристика и роман. Сатира И. А. Крылова
Развитие русской романной прозы. Переводной роман В. К. Тредиаковского «Езда в остров Любви» (1730). Творчество Ф. А. Эмина (1735–1770). Различные версии авантюрной биографии писателя. Использование модели авантюрного романа-путешествия –– «Приключения Фемистокла» и «Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда» (1763). Назидательность тона. Два плана повествования –– изложение сюжетного действия и внесюжетные авторские рассуждения. Первый образец в России эпистолярного сентиментального романа –– «Письма Ернеста и Доравры» (1766). Формы психологизма в освещении жизни «чувствительного сердца». Автономия чувств от разума. Развитие характеров героев. Позиции «разумного эгоизма» и нормативной этики. Своеобразие трагического финала романа. Тенденции буржуазной эстетики в творчестве М. Д. Чулкова (1734–1792). Развитие жанра плутовского романа –– «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины» (1770). Проповедь активности, стремления к земному счастью. Апология эмпирической практики. Отсутствие учительства. Отказ от моральных принципов. Натуралистические тенденции, откровенный документализм, «протокольное отношение к действительности» (Г. А. Гуковский). Особенности повествовательной формы. Язык произведения. Массовая беллетристика. «Письмовник» Н. Курганова и причины его популярности. Повесть И. Новикова «Похождения Ивана гостиного сына». Роман неизвестного автора «Несчастный Никанор, или Приключения российского дворянина Г.» Проблема положительного героя в зеркале массового сознания. Авантюрно-бытовой, лубочный характер книг М. Комарова «Обстоятельное и верное описание … Ваньки Каина» и «Повесть о приключении английского милорда Георга…». Собирательская деятельность М. Чулкова и М. Попова в области фольклора и этнографии («Собрание разных песен», «Словарь, или Абевега русских суеверий»). Художественная проза М. Чулкова. Жанровый состав сборника «Пересмешник, или Славенские сказки» (1768): анекдот, сказка, социально-бытовая и детективная новеллы («Горькая участь», «Пряничная монета», «Драгоценная щука», «Сказка о рождении тафтяной мушки»). Своеобразие стиля. Сборник В. А. Левшина «Русские сказки» (1780). Использование тем и сюжетов былинно-сказочного эпоса и социально-бытовой сатиры (новелла «Досадное пробуждение»). Сатирическое творчество И. А. Крылова (1769–1844). Первые драматургические опыты.Социальная сатира в жанре комической оперы –– «Кофейница» (1783). Классицистические варианты трагедии «Клеопатра» и «Филомела» (1786). Памфлетный характер комедии «Проказники» (1788). Издание журнала «Почта Духов» (1789). Источники журнала. Проблема авторства. Условный характер фантастики. Своеобразие жанра: сборник очерков, эпистолярный роман, роман-фэнтези, философско-сатирический роман-обозрение. Использование игровых и сценических приемов. Смысл полемики о мизантропах. Авторское представление о задачах сатиры. Жанр «восточной» повести «Каиб». Сатирико-утопическая направленность аллегории. Вопрос о крепостном праве в «Похвальной речи в память моему дедушке». Трагикомедия «Подщипа» (1800) как пародия на классическую трагедию сумароковского извода. Критика павловской фрунтомании по немецкому образцу. Памфлетный характер действующих лиц. Стиль и язык драматурга.
12. Художественная практика русского сентиментализма Философско-эстетические основы русского сентиментализма. Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Спорные вопросы периодизации: «сентиментализм в его классицистической стадии» (М. Херасков, И. Богданович, А. Ржевский, В. Капнист, Я. Княжнин) и поздний дворянский сентиментализм (Н. Львов, И. Дмитриев, Ю. Нелединский-Мелецкий, Н. Карамзин, Н. Радищев). Проблема человеческой личности. Идея частного, приватного существования. Философия сенсуализма и категория чувствительности. Связь сентиментализма с масонской философией. Проблема морального «образования сердца». Теория «украшенной природы». Эстетика изящного вкуса, верность категориям возвышенного и прекрасного. Нормативность поэтики: система жанров, регламентация стиля, обильное использование штампов. «Челночные» движения от классицизма к сентиментализму и обратно. Художественно-эстетические принципы предромантизма. Романтизм как «диалектическая противоположность классицизму» (А. Ф. Лосев). Обоснование категории «гения» и творческой свободы. Принципы субъективизма, ретроспекции, приемы суггестивной образности. Обновление жанровой системы (элегия, баллада, романс). Проблема национального. Принцип историзма. Роль биографического фактора в формировании «лирического героя». Разграничение поэтической дедукции и индукции (термины Л. Я. Гинзбург). Явление жанрового и стилевого «перепутажа». Историческое значение «поэтики художественной модальности» (С. Н. Бройтман). И. И. Дмитриев (1760–1837). Сборник стихов «И мои безделки» (1795). Сатиры «Гимн восторгу» и «Чужой толк». Историко-романтическая песня-баллада «Ермак»: драматизированная форма, повествовательное обрамление, оссианический фон. Шуточная, пародийная баллада «Отставной вахмистр» (или «Карикатура»). Демократизация речевых характеристик. Оценка Пушкиным образа слуги Терентьича. Новеллистическая сказка «Модная жена». Опора на сатирико-бытовой анекдот. Связь с сатирической традицией И. А. Крылова. Формирование «среднего» лирического стиля. Жанр любовной песни-романса («Стонет сизый голубочек…», «Ах! когда б я прежде знала…», «Видел славный я дворец…», «Пой, скачи, кружись, Параша!»). Послания, эпиграммы, мадригалы, надписи, стихотворения на случай. Шутливые повести-сказки. Басни и апологи. Ориентация на жанры салонной поэзии. Ю. И. Нелединский-Мелецкий (1752–1829). Репутация поэта-песенника, «Анакреона нашего времени» (К. Н. Батюшков). Трансформация сумароковской песни в жанр сентиментального романса. Ориентация на фольклорные образцы, стилизация под народность (песни «Выйду я на реченьку…», «Ох! тошно мне…»). Участие в сборнике И. Дмитриева «Карманный песенник» (1796). Цикл любовных стихотворений, вызванных неразделенным чувством к Плещеевой («Темире», «К Темире», «Полно льститься мне слезами…», «Милая вечор сидела…», «Мысль мучительна и слезна…»). Культивирование жанров салонной поэзии (мадригалы, акростихи, загадки). Н. А. Львов (1751–1803). Экспериментальный характер творчества (метрические новации, стилевая чересполосица, феерическая образность). Обновление жанра песни («Солдатская песня на голанский манер», «Песня для цыганской пляски», «Снегирь», «Зима»). Оригинальный опыт в жанре дружеского послания («Державину», «Ивану Матвеевичу Муравьеву, едущему в Этин», «Эпистола к А. М. Бакунину», «Три нет»). Тема поэтической личности, максимальная степень самораскрытия поэта. Стихотворение «Музыка, или Семитония». Поэма «Добрыня» (1796) как опыт демонстрации возможностей тонического стиха. Оригинальная теория и практика художественного перевода (стихотворение «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго»). М. Н. Муравьев (1757–1807). Сборник «Басни» (1773). Книга «Оды» (1775) –– последнее прижизненное печатное издание поэта. Отказ от теории «подражания образцам» и канона одического жанра («Ода седьмая», «Ода десятая. Весна. К Василию Ивановичу Майкову», «Избрание стихотворца», «Опыт о стихотворстве»). Ориентация на «Разговор с Анакреоном» М. Ломоносова. Освоение категории возвышенного. Рукописный сборник «Новые лирические опыты Михайлы Муравьева. 1776» –– первый в России опыт автобиографической, субъективно-личностной лирики. Система жанров предромантической поэзии: элегия, дружеское послание, философская медитация. План сборника «Мечты 1776 года». Романтическая концепция гениальности (стихотворение «Сила гения»). Отношение к мечте. Антирационалистическое, субъективистское мировоззрение. Примеры жанрового «перепутажа. Создание органического образа автора (лирического героя). Идея интроспекции. Проблема автопсихологизма, большого лирического контекста, или «лирического дневника». Суггестивный пейзаж, символы-эмоции (стихотворения «Ночь», «Роща»). «Поэтика сладостного» (Г. А. Гуковский). Основы «легкой поэзии» («О милое мечтанье…», «Богине Невы»). Европейские источники поэзии русского предроманизма (Руссо, Юнг, Оссиан, Гердер). Пристальное внимание к проблеме национального содержания и национальной формы. Две модификации жанра баллады –– «Неверность» (1781) и «Болеслав, король польский» (1790-е гг.). Эксперименты в области стиховой формы. Отзывы К. Н. Батюшкова о поэзии Муравьева.
|