Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество Н. М. Карамзина
Биография и мировоззрение писателя (1766–1826). Карамзинский этап в русской литературе. Историческая роль художника в создании русской культуры нового типа. Уровень образования. Связь с масонством. «Письма русского путешественника» (1792, 1801) как образец русского европеизма. Маршрут путешествий. Круг знакомств и встреч. Образ путешественника: соотношение в нем литературного и автобиографического начал. Следование стернианской традиции. Использование вставных новелл и эпизодов. Язык и стиль писателя. Карамзин ––«образователь прозаического языка» (П. А. Вяземский). Стилистическая система писателя и проблема ее эволюции. Установка на средний, нейтральный словарно-фразеологический фонд литературного языка. Художественная проза писателя. Повесть «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791). Идея внесословной ценности человека. Нравоучительный образ великодушного крестьянина. Повесть «Бедная Лиза» (1792). Нравственный кодекс «чувствительного человека». Тезис «и крестьянки любить умеют». Углубление социального конфликта. Образы Лизы и Эраста. Мотив самоубийства героини, его эстетико-идеологическое обоснование. Роль в повествовательной системе рассказчика. Исповедальное начало. Соотношение простого и элитарного типов сознания. Подражания «Бедной Лизе» (П. Львов, В. Измайлов, Н. Остолопов и др.). Обращение к исторической теме. Идеализация московской Руси в повести «Наталья, боярская дочь» (1792). Следование стернианской традиции. Сентименталистская концепция коллизии страсти и долга. Повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (1802). Отношение автора к народной, вечевой республике. Стилизация под старинный манускрипт, летописный стиль. Образы Марфы Борецкой и самодержавного правителя Иоанна. Полифоническая композиция: соотношение в ней монархической и республиканской концепций. Сравнение с «Вадимом Новгородским» Я. Б. Княжнина. Парадоксальность политических взглядов писателя. Символическое значение образа Вечевого колокола. Неоднозначное освещение образа народа. Философия провиденциализма и фатализма. Преромантические тенденции в новелле «Остров Борнгольм» (1794). Композиционная роль чувствительного странника-рассказчика. Образ гревзендского незнакомца и несчастной заключенной. Атмосфера готической тайны. Мотив преступной любви. Соотношение природы и цивилизации, апология естественной, беззаконной страсти. Значение стихотворной вставки. Ритмизация прозы. Эффект умолчания, сюжетного эллипсиса. Проблема «внутреннего человека». Использование возможностей исповедального жанра. Экспериментальный характер героя в «Моей исповеди». Проблема романизации. Освоение диалогического конфликта в очерке «Чувствительный и холодный. Два характера». Проблема воспитания в «Рыцаре нашего времени». Отношения автора и героя. Опыт психологического романа. Поэзия Карамзина. Программное стихотворение «Поэзия» (1787). Ориентация на британские образцы (Шекспир, Мильтон, Юнг, Томсон). «Истина не требует украшений». Стремление к поэтической простоте (отказ от высокопарности оды и кокетливого жеманства), прозаизация стиховой речи (отказ от рифмы и усложненных метафор, эксперименты в области белого стиха, использование бедной рифмы, культивирование трехсложных размеров, игра «минус-приемами»). Снятие оппозиции интимной и политической лирики, антитезы высокого и низкого. Отказ от «салонной простоты» и предметно-вещественной лексики державинского типа. Скрещивание анакреонтической и элегической традиций («Весенняя песнь меланхолика», «Выздоровление», «Осень», «К соловью», «Законы осуждают…»). Создание условного поэтического образа (человек простых чувств, душевной ясности). Ирония в стихах («К самому себе», «Исправление»). Цикл элегий («К неверной», «К верной», «Меланхолия»). Концепция личности: человечность и простота в герое и политическом деятеле, личная добродетель как путь к общественности («К милости»). Концепция искусства-игры и художника-артиста (стихотворения «К бедному поэту», «Протей, или Несогласия стихотворца»). Развитие балладной и романсной традиции («Раиса», «Граф Гваринос», «Алина»). Богатырская сказка «Илья Муромец». Переосмысление сатирической и одической традиции в «Гимне глупцам». СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Учебники, справочники Гуковский Г. А. Русская литература ХVIII века. Учебник. М., 1998. Благой Д. Д. История русской литературы ХVIII века. Изд. 3-е. М., 1955. Федоров В. И. История русской литературы ХVIII века. М., 1982. Орлов П. А. История русской литературы ХVIII века. М., 1991. Лебедева О. Б. История русской литературы ХVIII века. М., 2000. Западов В. А. Вопросы теории русской литературы ХVIII века. Магнитогорск, 1995. Он же. Литературные направления в русской литературе ХVIII века. СПб., 1995. Буранок О. М. Русская литература ХVIII века: Учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей. М., 1999. Гуковский Г. А. Ранние работы по истории русской поэзии ХVIII века. М., 2001. Пумпянский Л. В. Классическая традиция: Собр. тр. по истории русской литературы. М., 2000. С. 30–157. История русской литературы: В 4 т. Л., 1980. Т. 1. (Ч. II). История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988. Из истории русской культуры (ХVIII – начало ХIХ века). Т. 4. М., 1996. Словарь русских писателей ХVIII века. Вып. 1. (А–И). Л.: Наука, 1988. Словарь русских писателей ХVIII века. Вып. 2. (К–П). СП.: Наука, 1999.
Хрестоматии, антологии Хрестоматия по русской литературе ХVIII века / Сост. А. В. Кокорев. Изд. 4-е. М., 1965. Русская литература ХVIII века / Сост. Г. П. Макогоненко. Л., 1970. Русская литература ХVIII века, 1700–1775: Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. М., 1979. Русская литература последней четверти ХVIII века: Хрестоматия / Сост. В. А. Западов. М., 1985. Поэты ХVIII века: В 2 т. Л., 1972. Русская литература. Век ХVIII. Лирика. М., 1990. Русские повести первой трети ХVIII века. М.; Л., 1965. Русская драматургия ХVIII века / Сост. Г. Н. Моисеева. М.: Современник, 1986. Русская литература. Век ХVIII. Трагедия. М., 1991. Русская комедия и комическая опера ХVIII века. М., 1950. Русская сатирическая проза ХVIII века. Л., 1986. Русская литературная критика ХVIII века. М., 1978. Письма русских писателей ХVIII века. Л., 1980. Пророк: Библейские мотивы в русской поэзии. М., 2001.
|