Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Стиль поэзии Г. Р. Державина
Картину, мысль и жизнь явила Гармония моих стихов… Г.Р. Державин. «Соловей» 1. Художественный метод поэта. Соотношение в нем черт барокко, классицизма, предромантизма и реализма. Идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества. Примеры жанрового и стилевого «перепутажа» (М. Н. Муравьев). Роль ярких, вещественных, живописно-пластических образов. Конкретный повод, бытовой факт и аллюзия в структуре стихотворения. Образ лирического героя, его автобиографическое обоснование. Принцип индивидуальной выразительности. Языковой эклектизм, сущность «забавного русского слога». Эксперименты в области метрики, ритмики, строфики, рифмовки, звукописи. 2. Одическая поэзия. Учительный характер светских од. Утопический образ идеального правителя и героя-гражданина. Сатира на порочных вельмож. Автобиографическое начало. Макаронический стиль. Прием самоиронии (на примере стихотворений «На рождение в Севере порфирородного отрока», «Фелице», «Видение мурзы», «Изображение Фелицы», «На счастие»). Противопоставление историческим катаклизмам темы частной жизни, отстаивание личной независимости. Идея всемогущества смерти и эпикурейские мотивы. Критика земной власти, опыт поэтического богопознания в жанре подражаний псалмам («На смерть кн. Мещерского», «Водопад», «Бог», «Христос», «Властителям и судиям», «Величество Божие»). 3. Анакреонтическая поэзия. Освоение горацианской традиции: культ умеренности, стихийный реализм и колоритная живопись, оптимистический характер мироощущения («Приглашение к обеду», «Похвала сельской жизни», «Капнисту», «Евгению. Жизнь Званская»). «Гибкость, легкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований» в сборнике «Анакреонтические песни» («К самому себе», «К лире», «Пчелка», «Купидон», «Желание», «Шуточное желание», «Русские девушки», «Цыганская пляска»): новаторство жанра, стиля, стиха и языка. Список литературы основная Западов В.А. Поэты ХVIII века: М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин. М., 1979. Серман И.З. Гаврила Романович Державин. Л., 1967. Жирмунская Тамара. «Я царь –– я раб –– я червь –– я Бог!» // Жирмунская Т. Библия и русская поэзия. М., 1999. С. 22–40. Аверинцев С.С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры (ХVIII – начало ХIХ века). Т. 4. М., 1996. Успенский Б.А. Язык Державина // Лотмановский сборник. Вып. 1. М., 1994. С. 334–352.
дополнительная Ходасевич В.Ф. Державин. М., 1988. Кабардин С.Н. К характеристике жанрового мышления Г.Р. Державина // Жанр и композиция литературного произведения: Межвуз. сб. Петрозаводск, 1988. Афанасьева К.А. Державин и предромантизм // Филол. науки. 1994. № 3. Соболева Л.С. Дерзость державинской музы // Русская литература ХVIII века. Екатеринбург, 1997.
Тема 6. Эстетическая теория и литературно-художественная практика русского сентиментализма и предромантизма (поэзия) Я, покинув звуки громки, Не для вас пою, потомки. М.Н. Муравьев. Ода 7-я
1. Поэзия русского сентиментализма. Сентиментализм как «классицизм навыворот» (В. А. Западов). Спорные вопросы периодизации: «сентиментализм в его классицистической стадии» (М. Херасков, И. Богданович, А. Ржевский, В. Капнист, Я. Княжнин) и поздний дворянский сентиментализм (Н. Львов, И. Дмитриев, Ю. Нелединский-Мелецкий). Проблема человеческой личности. Идея частного, приватного существования. Философия сенсуализма и категория чувствительности. Связь сентиментализма с масонской философией. Проблема морального «образования сердца». Теория «украшенной природы». Эстетика изящного вкуса, верность категориям возвышенного и прекрасного. Нормативность поэтики: система жанров, регламентация стиля, обильное использование штампов. «Челночные» движения от классицизма к сентиментализму и обратно. (Все положения сентиментальной эстетики продемонстрировать на конкретных примерах. С творчеством указанных поэтов ознакомиться по учебной хрестоматии или антологии.) 2. Поэтическая система М. Н. Муравьева и эстетика русского преромантизма. Отказ от теории «подражания образцам». Романтическая концепция гениальности. Примеры жанрового и стилевого «перепутажа». Создание органического образа автора (лирического героя). Проблема автопсихологизма, большого лирического контекста, или «лирического дневника». Тенденции к историзму. Европейские источники поэзии русского прероманизма (Руссо, Юнг, Оссиан, Гердер). Пристальное внимание к проблеме национального содержания и национальной формы (рассмотреть также на примере поэзии Н. Львова, Г. Державина). Эксперименты в области стиховой формы. Отзывы К.Н. Батюшкова о поэзии Муравьева. (Обязательно знакомство со следующими стихами поэта: «Сила гения», «Богине Невы», «К Музе», «Бежит, друзья, бежит невозратимо время…», «Возращение весны», «Мои стихи, мой друг…», «Ночь», «Роща», «Сельская жизнь» и др.). Список литературы основная Муравьев М.Н. Стихотворения. Л., 1967. (Вступ. статья Л. Кулаковой). Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. М., 1998. С. 164–174, 252–270. Западов В. А. Проблемы изучения и преподавания русской литературы ХVIII века. Ст. 3. Сентиментализм и преромантизм в России // Проблемы изучения русской литературы ХVIII века. Вып. 5. Л., 1985. С. 135–150.
дополнительная Корман Б.О. Кризис жанрового мышления и лирическая система (О поэзии М.Н. Муравьева) // Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1980. Или: Он же. Избр. труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992. С. 161–171. Сахаров В. И. Русская масонская поэзия ХVIII века (к постановке вопроса) // Русская литература. 1995. № 4. С. 3–26. Гришакова М.Ф. А.А. Ржевский и прециозная поэзия // Актуальные проблемы теории и истории рус. литературы: Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение (Учен. записки Тартуского ун-та. Вып. 748). Тарту, 1987. С. 18–28.
Тема 7. Книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»
1. Творческая история книги. Хронология создания романа. Количество редакций. Проблема цензурного разрешения и печати. Отзывы Екатерины о книге. Следственное дело Радищева. 2. Проблематика романа. Идеологическое путешествие автора. Проблема крепостного права, подневольного труда, обрисовка отдельных представителей народа (гл. «Любань», «Городня», «Медное», «Валдай»). Проблема самодержавия: реальность и утопия («Спасская полесть», «Чудово»). Соотношение естественных и общественных прав человека и гражданина. Теория народной революции как «мщенного права природы» («Зайцево», ода «Вольность»). Педагогическая система писателя, его концепция героизма («Крестьцы»). Эстетические воззрения автора: противопоставление природы и цивилизации, демократизма и аристократизма («Едрово»). 3. Поэтика романа. Проблема жанрового синтеза. Выделение трех основных сюжетно-повествовательных пластов романа: реально-бытового, идейно-политического и эмоционально-психологического. Своеобразие композиции. Роль вставных новелл и эпизодов. Специфика образа повествователя. Проблема художественного метода. Игра контрастными стилями. «Варварский слог» писателя: отступление от норм общего литературного языка, эклектическое смешение элементов народно-разговорной и церковнославянской речи (рассмотреть на конкретных примерах). Список литературы основная Кулакова Л. И., Западов В. А. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»: Комментарий. Л., 1974. Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 432–482. Орлов П. А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 145– 162. Лебедева О. Б. История русской литературы ХVIII века. М.: Высшая школа, 2000.С. Лотман Ю. М. Из комментариев к «Путешествию из Петербурга в Москву». Отражение этики и тактики революционной борьбы в русской литературе ХVIII века // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 2. Таллинн, 1992. С. 124–133, 134–158.
Тема 8. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как манифест русского сентиментализма
1. Концепция личности. Идеи чувствительности, внесословной ценности, противоречивости человека. Образы героев в сюжете повести (портрет, речевые характеристики, психологические детали, мотивы поведения, динамика развития характера, система ценностей). Эстетика «наивного» и «сентиментального» (по Шиллеру). Идиллический хронотоп. Контраст природы и цивилизации. Место кладбищенского топоса в формировании элегической тональности. Параллелизм природного и человеческого. Особенности сюжетного конфликта: смятение души героини как кульминация любовной линии, оценка самоубийства Лизы, грех и раскаяние Эраста. Соотношение реальности и вымысла, исторического и субъективно-психологического. Варьирование сентименталистской концепции личности в многочисленных подражаниях «Бедной Лизе» (см. повести А. Измайлова, П. Львова, И. Свечинского, Н. Брусилова и др.) 2. Особенности поэтики. Своеобразиежанра (романическая повесть, «печальная быль», «летопись человеческого сердца») и композиции (роль лирической интродукции, прием ретроспекции, система лирических отступлений). Структураповествования: введение функции рассказчика, выделение образа автора-повествователя, примеры авторской игры с читателем. Психологический характер повествования: система эмоциональных лейтмотивов, исповедальная лиричность и философская глубина текста. Формирование нового типа нарративности. Место «Бедной Лизы» в перспективе развития русской психологической прозы.
Список литературы основная Канунова Ф.З. Из истории русской повести. Томск, 1967. С. 44–60. Орлов П.А. Русский сентиментализм. М., 1977. С. 148–158. Лебедева О.Б. История русской литературы ХVIII века. М., 2000. С. 378–382. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина. Нарративная структура //Русская новелла: Проблемы теории и истории. СПб., 1993. С. 26–63. Или: Он же. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.
|