Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Художественный мир комедий Д. И. Фонвизина
1. Новаторство драматургической системы комедии «Бригадир». Проблема жанра. Связь с эстетикой «слезной» драмы. Реализация нравственного идеала писателя в речах положительных героев-резонеров. Саркастические реплики обличительного характера в речах комических персонажей. Поэтика комедии: своеобразие сюжета и композиции, средства психологического самораскрытия героев, принцип говорения, мотив уподобления человека животному, использование жаргонной фразеологии в создании языковых масок персонажей. Соотношение схематизма и индивидуализации в обрисовке комических характеров (рассмотреть на конкретных примерах). 2. Идейная структура комедии «Недоросль». Опыт исторического объяснения учебной пьесы (В. О. Ключевский). Политический подтекст комедии. Актуальные проблемы воспитания. Уподобление общественного «злонравия» болезни и пути его исправления. Двуплановость идейного замысла. Параллелизм двух «сюжетных» структур –– комедийно-сатирической и идеально-утопической (проследить по тексту коренные отличия в системах отрицательных и положительных персонажей, в авторских приемах гротесково-натуралистической сатиры и морально-философской публицистики). 3. Художественное мышление комедиографа и поэтика «Недоросля». Своеобразие жанра «истинно-общественной комедии» (Н. В. Гоголь). Прием композиционной контрастности. Динамика сюжетно-композиционной структуры, нарастание в ней роли идеально-утопического и публицистического начала. Эстетика финала: соотношение в нем комического и трагического. Семантика говорящих фамилий. Система зооморфных сравнений и их значение в идейной структуре пьесы. Проблема художественного метода: соотношение в нем классицистических принципов и тенденций просветительского реализма (проиллюстрировать конкретными примерами из текста). Традиция Фонвизина-комедиографа и художественный опыт комедий А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя. Список литературы основная Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д. Фонвизине. М., 1985. С. 177–213. Стенник Ю.В. Фонвизин-сатирик и становление общественно-сатирической комедии («Бригадир», «Недоросль») // Стенник Ю.В. Русская сатира ХVIII века. Л., 1985. С. 291–347. Лебедева О.Б. Поэтика драматургии Д.И. Фонвизина // Лебедева О. Б. История русской литературы ХVIII века. М., 2000. С. 229–263. Ключевский В.О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В. О. Литературные портреты. М., 1991. С. 78–99.
дополнительная Пигарев К.В. Творчество Фонвизина. М., 1954. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин: Творческий путь. М.; Л., 1961. Вайман С. О художественном мышлении Фонвизина // Вопр. лит. 1973. № 10. С. 160–183. Берков П.Н. История русской комедии ХVIII века. Л., 1977. С. 222-241. История русской драматургии: ХVII – первая пол. ХIХ в. Л., 1982. С. 124–131, 140–146. Вайль П., Генис А. Торжество Недоросля. Фонвизин // Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. Изд. 2-е, дораб. М., 1995. С. 16–23.
|