Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество А. Н. Радищева
Биография и мировоззрение писателя (1749–1802). Противоречивая оценкаПушкиным личности и исторического значения Радищева (статья «Александр Радищев»). Учеба в Пажеском корпусе. Изучение юридических наук в Лейпцигском университете (1766–1771). Изображение студенческого «бунта» в книге «Житие Федора Васильевича Ушакова» (1789). Политическая концепция оды «Вольность» (1783). Теория естественных прав, общественного договора и народной революции. Соотношение политики и этики (трактат «О человеке, его смертности и бессмертии»). Судебный процесс над Радищевым. Ссылка в Илимск. Героическое самоубийство. Поэзия Радищева. Переход на преромантические позиции. Примеры жанрового «перепутажа»: басня-элегия «Журавли», медитативная элегия-послание «Ода к другу моему». Освоение в тобольский период автобиографических мотивов (стихотворения «Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?», «Молитва», «–– Почто, мой друг, почто слеза из глаз катится…»). Стиховые эксперименты. Использование форм античной трагедии, элегического дистиха и строфических логаэдов (песнословие «Творение мира», «Сафические строфы», «Осьмнадцатое столетие»). Освоение эстетики национального, фольклорной и древнерусской традиции «Слова о полку Игореве» в «Песнях, петых на состязаниях в честь древним славянским божествам» (1802). Образец полиметрической композиции. Использование возможностей русского тонического стиха: богатырская повесть «Бова», «Песнь историческая». Стиховедческий трактат «Памятник дактилохореическому витязю» (1801). Проза писателя. Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). Творческая история произведения.Система политических взглядов автора. Проблема крепостного права, характер изображения народа («Любань», «Городня», «Медное», «Валдай»). Модель народной революции (глава «Зайцево»). Ода «Вольность» о революционной практике как «мщенном праве природы». Проблема самодержавия («Спасская полесть», «Чудово»). Этико-эстетические воззрения автора («Крестьцы», «Едрово»). Проблема жанрового синтеза. Своеобразие композиции. Роль вставных новелл и эпизодов. Специфика образа повествователя. Освоение стернианской традиции. Игра контрастными стилями. «Варварский слог» писателя. Использование элементов народно-разговорной речи (просторечия) и народнопоэтических речений. Употребление широкого арсенала средств церковно-книжного витийственного слога. «Дневник одной недели» (1791). Проблема датировки. Обращение к жанру дневниковой исповеди. Самое откровенное сентименталистское произведение автора. Аналитический подход к чувству. Полемика с Руссо по вопросу об общественной природе человека.
|