Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие поэзии высокого классицизма
М. М. Херасков (1733–1807) –– лидер русского классицизма послесумароковской поры. С отрудничество в журналах «Полезное увеселение» и «Свободные часы» (1760–1763). Жанровый энциклопедизм творчества. «Челночные» движения от классицизма к новым стилям и обратно: «Я пел и буду петь героев и безделки». Декларация простых чувств и слога в жанре анакреонтической оды («К своей лире», «О важности стихотворства», «Иные строят лиру…»): ориентация на «средний» сглаженный стиль, отказ от ритмических экспериментов. Нравоучительная, философская лирика в морально-религиозном и мистическом, масонском духе (стансы «О вреде разума», «Знатная порода», «Время», «Ничтожность»). Переводы из Ж.-Б. Руссо. Пессимистический характер философско-этической системы. Духовная ода «Коль славен наш Господь в Сионе…» –– застольная масонская песня, прообраз будущей «молитвы русского народа», гимна «Боже, царя храни».Реформа жанра трагедии («Венецианская монахиня», 1758). Основа реальной истории. Традиция «Ромео и Джульеты» Шекспира. Перевод проблематики в морально-религиозный план.Связь с традицией «слезной» драмы и эстетикой предромантизма. Опыт героической поэмы «Чесменский бой». Высшая точка развития русского классицизма –– поэма в 12-ти песнях «Россиада». Патриотический пафос. Историческая основа поэмы. Система аллюзий. Сочетание политической тематики и авантюрного, любовно-рыцарского сюжета (безнадежная любовь казанской царицы Сумбеки к таврийскому князю Осману). Роль сцены исторических пророчеств в композиции поэмы. Элементы чудесного (христианский Бог, святые, античные божества и аллегорические, мифологические фигуры). Традиции Гомера, Мильтона, Вольтера и Т. Тассо. Фольклорное начало в поэме. Мистико-религиозная поэма «Владимир Возрожденный» (1785) как «зашифрованное произведение-лабиринт» (В. И. Сахаров). Система масонских символов. Аллегорическое толкование Ветхого Завета. Поэма-сказка «Бахариана». Философско-аллегорический роман «Кадм и Гармония». Творчество В. И. Майкова (1728–1778). Приверженность принципам сумароковской школы («Ода о вкусе», «Ода о суете мира»). Оды «Война» и «На выздоровление цесаревича … Павла Петровича». Духовные оды. Масонская символика в одах. Нравоучительные басни. Шутливая поэма в духе Буало –– «Игрок ломбера» (1763). Ирои-комическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771) как «перелицованная Энеида». Парадоксальное столкновение жанровых канонов, элементов низкого и высокого. Снижение сюжетных мотивов героического эпоса. Традиция бурлеска и травестийной поэзии, связь со Скарроном и «срамными» стихами И. С. Баркова («Ода кулашному бойцу»). Пародия на перевод «Энеиды» В. Петрова. Образ главного героя. Сатирическое изображений реалий современной жизни, откровенный натурализм в передаче бытовых сцен. Ориентация на фольклорную традицию. Оценка поэмы Пушкиным. Поэзия И. Ф. Богдановича (1743–1803). Увлечение вольтерьянством (переводы Гельвеция, Вольтера, Дидро, Даламбера, Руссо). Масонские воззрения поэта и поэма «Блаженство народов» (1765). Жанровая система: идиллии, песни, духовные оды, сонеты, послание «К Л. Ф. М.». Закладывание основ «легкой поэзии». Волшебно-сказочная поэма «Душенька» (1778–1783). Проблема жанра. Связь с басенной традицией. Античная основа сюжета. Смысл названия. Традиции эстетики рококо, «гривуазность салонного флирта» (Г. А. Гуковский). Связь с фольклорной традицией. Ироническое начало в поэме. Психологическая обрисовка женского образа. Философско-аллегорический подтекст. Оценка поэмы В. Г. Белинским в статье «Литературные мечтания». Поэзия А. А. Ржевского (1734–1804). Установка на игру, затрудненность формы (рондо, загадка, буриме, тройной сонет). Любовь к парадоксу и приемам пуантировки. Барочные «трюки» (фигурные стихи и пр.). Отход от установок поэтики Сумарокова-учителя. Типологическое родство с поэтами-прециозниками. Поэзия В. П. Петрова (1736-1799). Литературная репутация. Уровень учености. Следование традиции ломоносовской школы: высокое «парение», затрудненный синтаксис, славянизированный язык, обилие метафор. Образцы похвальных стихов («Ода на карусель», «Ода на победы в Морее»). Преромантические тенденции в творчестве. Послание М. Н. Муравьева «Успех британской музы. К В. П. Петрову» (1778). Стихотворение «Смерть моего сына марта 1795». Проникновенность интимной интонации. Предвосхищение открытий поэзии Г. Р. Державина.
|