Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первые киевские князья.
Древнерусское государство возникло с момента объединения Киева и Новгорода под властью Олега. Условной датой этого объединения считается начало княжения Олега в Киеве – 882 г. Согласно летописи, оно продолжалось до 912 г. Князь Олег подчинил большинство восточнославянских племен (древлян, северян, радимичей, Пскова и др.), начал укрепление границы с кочевниками, добился больших успехов во внешней политике, заключив договор с Византией после похода 907 г. По его условиям русские купцы получили право беспошлинной торговли в Византии, возможность проживания в Константинополе по полгода, на протяжении которых империя обязывалась содержать их за счёт казны. В 911 г. условия договора были, в частности, дополнены взаимным обязательством наказывать за преступления, совершенные против одной из сторон, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглых рабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии. После смерти Олега власть в Киеве перешла к сыну Рюрика Игорю Старому (912 – 945 гг.) Он продолжил объединение восточнославянских племен: вернул древлян под власть Киева; воевал с уличами, пытавшимися отсоединиться от Киева; пресек попытку северян и радимичей выйти из-под власти Киева. В 945 г. князь Игорь был убит в результате восстания древлян при попытке собрать с них дополнительную дань. Дело в том, что киевские князья правили Русью как князья сильнейшего племени – полян. Их главная функция заключалась в сборе дани (полюдья). Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когда устанавливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытия рек. Собранную с подвластных племен дань князья продавали в Византию, для чего её отправляли в ладьях вниз по Днепру и морем – в Константинополь. Киев располагался ниже впадения притоков в Днепр, поэтому через него везли все товары в Византию. Это позволило Киеву добиться особого положения среди русских городов. Русь экспортировала в Византию меха, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина, ткани, оружие. Сбор дани вначале не был регламентирован, что вело к злоупотреблениям. Когда Игорь, по требованию дружины, вторично пришел к древлянам за данью, те убили его. Руководил выступлением племенной древлянский князь Мал. Внешняя политика Игоря была достаточно активной: 1. он «сотворил мир» с печенегами, пришедшими на Русь в 915 г. 2. в 939 г. он захватил Самкерц (Тамань) 3. в 941 – 944 гг. шла русско-византийская война. В 941 г. русский флот был сожжен «греческим огнем». Последовавшая война с печенегами была явно «заказана» Константинополем. В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большое войско, в которое входили не только славяне, но и печенеги и венгры. Однако греки предложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю. Дружинники предпочли взять дань и не биться. По новому мирному договору обе страны восстанавливали мирные и союзные отношения. Византия по-прежнему обязалась выплачивать Руси дань и признала русское продвижение к устью Днепра и на Таманском полуострове, но русские купцы теряли право беспошлинной торговли в Византии. После гибели Игоря могучее, как казалось государство оказалось на грани развала. В Киеве оставалась жена Игоря Ольга с малолетним наследником, князем Святославом. Древляне отделились от Киева и перестали уплачивать дань. Однако русская верхушка сплотилась вокруг Ольги и не только признала её права на престол до совершеннолетия сына, но и безоговорочно поддержала княгиню. С первых шагов своего правления (945 – 964 гг.) Ольга проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Прежде всего княгиня отомстила древлянам за смерть великого князя и мужа. Она приказала убить древлянских послов, которые пришли в Киев сватать её за своего князя Мала, затем был сожжен Искоростень – город древлян. На побежденных была наложена тяжелая дань, но после подавления восстания древлян Ольга регламентировала сбор дани, установив её размеры – уроки и места сбора – погосты. Так возникла вторая форма взимания дани – повоз. Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила свои взоры на внешнюю политику. Ей надо было показать, что времена смуты не поколебали силу и международный авторитет Руси. В 957 г. она отправилась в Константинополь во главе многолюдного посольства. Княгиня была принята там по самому высокому рангу. Византийский император Константин Багрянородный дал в честь её обед. В ходе бесед император и Ольга подтвердили действие прежнего договора, заключенного ещё Игорем, и военный союз двух государств против кочевников-хазар и Арабского Халифата. Важным вопросом переговоров стало крещение Ольги. К X в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство. Ольга понимала, что дальнейшее укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и тем самым подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей, принявших христианство. Крестилась Ольга в храме Святой Софии – главном храме Византии, Её крестным отцом был сам император, а крестил её константинопольский патриарх. После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству и Святослава, но сын рос ярым язычником. Он, как и вся его дружина, поклонялся Перуну и отказал ей. Между матерью и сыном началось отчуждение. Через некоторое время великая княгиня направила посольство к германскому императору Оттону I для установления дружеских отношений и укрепления религиозных связей. В ответ император прислал епископа с целью крестить всю Русь. Киевлян-язычников возмутило появление христианских проповедников в русской столице. Епископа и его людей выгнали из города, часть перебили в дороге. Язычники сплотились вокруг Святослава и отстранили Ольгу от управления. Всю полноту власти взял в 962 г. молодой Святослав. Умирая через 7 лет после этих событий, Ольга завещала похоронить её по христианскому образцу инее справлять на могиле языческую тризну. Впоследствии Русская Православная Церковь причислила княгиню Ольгу к лику святых. Святослав (964 – 972 гг.) продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель. При нем в состав Руси вошло племя вятичей – последних славян, плативших дань хазарам. Святослав продолжил укрепление системы управления: при Олеге и Игоре во главе крупнейших русских княжеств ещё сидели местные князья; Ольга ввела своих управителей в местах сбора дани; Святослав же был первым, кто послал в наиболее важные русские земли в качестве наместников своих сыновей. Уходя на войну, старшего сына Ярополка он оставил в Киеве. Второго сына Олега отправил управлять древлянской землёй, третьего – Владимира послал вместе с его дядей по матери воеводой Добрыней руководить Новгородом. Продолжил Святослав и активную внешнюю политику, достигнув таких результатов, что заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы. В 964 г. он направился в свой первый поход, главной целью которого было сокрушение Хазарии. К этому времени Святослав был уже опытным предводителем дружины. Его отличали прямота, честность, открытость, скромность. Он делил все тяготы походной жизни с рядовыми воинами. В бою шёл впереди войска и вдохновлял его своим примером. Прежде чем нанести удар по Хазарии, он обрушился на её союзников – лесные поволжские племена буртасов и на Волжскую Булгарию – государство на Средней Волге. Армия булгар была разгромлена, их столица город Булгар – взята штурмом. Русская рать спустилась на ладьях вниз по Волге и подошла к границам Хазарского каганата. Войско кагана было разбито, а столица Хазарии город Итиль была захвачена и разгромлена Святославом. После похода Святослава Хазария, по существу, прекратила своё существование. Теперь Святослав задумал начать наступление на крымские владения Византии. Это весьма обеспокоило правительство империи, и греки послали к Святославу своего правителя с просьбой оставить в покое Крым и направить удар своего войска против Дунайской Болгарии, с которой Византия находилась во вражде. В поддержку своей просьбе греки прислали Святославу большое количество золота. Золото русский князь взял, от натиска на Крым отказался, но это вовсе не означало, что он собирался защищать византийские интересы на Дунае. Русь уже давно сама вынашивала план овладения устьем Дуная. – важным военным и торговым плацдармом. В 967 г. Святослав привел на Дунай против Болгарии большую армию. Война закончилась очень быстро, т. к. Святослав с дружиной прорвался через сторожевые форпосты и в чистом поле разбил войско болгарского царя. Болгары были вынуждены заключить мир, по которому нижнее течение Дуная с сильной крепостью Переяславец отошло к Руси. Святослав перенёс в Переяславец свою резиденцию и хотел в дальнейшем перенести сюда столицу русского государства. Но присутствие рядом сильного правителя не входило в планы Византии. Греки договорились с Болгарией о совместной борьбе против Руси. Одновременно они подкупили одну из печенежских орд и она осадила Киев. Срочный гонец из Руси принес Святославу тревожную весть и просьбу Ольги прийти на помощь. Князь поспешил к Киеву и разбил печенегов. За то время, что Святослав находился в Киеве, болгары при поддержке Византии выбили из дунайских городов русские гарнизоны. И тогда Святослав принял решение о втором походе на Дунай, который начался в 969 г. Русский князь договорился о помощи со стороны Венгрии и дружественных печенегов. Часть болгар, противников Византии, также поддержала русского правителя. Святослав быстро вновь занял все подунайские земли. Свои гарнизоны он поставил и в болгарских городах. Когда же греки потребовали от русского князя уйти, то он запросил за это огромный выкуп. В это время к власти в Византии пришел новый император Иоанн Цимисхий, который собрал для борьбы со Святославом все силы империи. Он создал специальный отряд «бессмертных» - воинов, закованных в тяжелые латы, и сам возглавил его. В 970 г. состоялась решающая битва, в которой Святослав разгромил полководцев Цимисхия. Однако византийцы подтянули новые силы и смогли остановить один из отрядов Святослава. И тогда обе стороны заключили мир, по которому греки согласились на присутствие Руси на Дунае и обязались, как и прежде, выплачивать ей дань. Однако Цимисхий готовился к продолжению войны. В 971 г. его войско обрушилось на болгарские города с небольшими русскими гарнизонами. Все они были захвачены. Вскоре Святослав и Цимисхий встретились в решающей битве. К этому времени венгры и печенеги покинули русскую армию; много русских воинов было убито и ранено в предшествующих сражениях. Греки выиграли это сражение, Святослав отступил и заперся в крепости Доростол на Дунае. Несколько недель Цимсхий осаждал Доростол, но безрезультатно. Наконец Святослав собрал последние силы и вывел свою рать на последний бой. Сначала успех был на стороне руссов, но «бессмертные» смогли их остановить. Святослав был ранен, силы противников истощены. Было решено начать мирные переговоры. По мирному договору Святослав должен был покинуть берега Дуная, но все прежние его завоевания в Причерноморье и Поволжье оставались за ним. Цимисхий обещал беспрепятственно пропустить остатки русского войска на родину, а сам просил печенегов нанести удар по отрядам Святослава. Осенью 971 г. русская рать появилась в устье Днепра, но все пути к Киеву были перекрыты печенегами. Тогда Святослав зазимовал в здешних русских селениях. Руссы терпели голод и холод, а весной 972 г. снова попытались прорваться к Киеву, но у днепровских порогов их ждала печенежская засада. Русское войско было окружено и уничтожено, а сам Святослав погиб в бою. Таким образом, завоевания Святослава значительно расширили границы Руси, укрепили её международное положение. Но успехи Святослава в Северном Причерноморье обострили русско-византийские отношения. Не была решена и другая задача – оборона южных границ Руси от кочевников-печенегов. После гибели Святослава власть в Киеве взял его старший сын Ярополк, которому вскоре перестали подчиняться древляне во главе с братом Ярополка Олегом. Ярополк двинул войско в Древлянскую землю, и древлянская рать в очередной раз потерпела поражение, а Олег погиб. Получив весть о гибели брата, третий сын Святослава, Владимир, испугавшись за свою судьбу, бежал из Новгорода вместе с Добрыней к варягам. Через 2 года он вернулся в Новгород, ведя за собой сильную варяжскую дружину. Восстановив свою власть в городе и выбив оттуда наместника Ярополка, Владимир начал готовиться к походу на Киев. Положение Ярополка в Киеве становилось все менее прочным. Дружина враждебно относилась к великому князю, который покровительствовал христианам. Против Ярополка назревал заговор. Владимир осадил Киев; заговорщики уговорили Ярополка явиться на переговоры к брату, во время которых он и был убит. Так в 980 г. Север вновь победил Юг. Владимир стал единоличным правителем Руси (980 – 1015 гг.) Он сразу же приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил вновь единство Русской земли, потому что во время его междоусобной войны радимичи и вятичи отказались подчиняться Киеву. Три года понадобилось Владимиру, чтобы снова включить их в состав Руси. Продолжил новый великий князь и укрепление системы управления страной. Как и отец, он посылал своих многочисленных сыновей от разных жен в качестве своих наместников в прежние племенные княжества: Ярослава – в Новгород, Бориса – в Ростов, Глеба – в Муром, Святослава – в древлянскую землю и т. д. Продолжал Владимир и активную внешнюю политику Святослава. Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил мощное сопротивление и заключил с болгарами мир. При Владимире обозначилось новое направление во внешней политике – западное: Русь вступила в борьбу с новым славянским государством в Восточной Европе – Польшей. Объектом раздора стали пограничные территории в районе Закарпатья – так называемая Червенская Русь с городами Перемышлем, Червенем и др. Владимир организовал поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левобережье Днепра. Здесь появились 4 линии обороны. Крепости располагались в 15-20 км друг от друга и находились, как правило, у бродов, на берегу рек, впадающих в Днепр, чтобы препятствовать переправам печенежской конницы. В глубине этих линий князь построил город-крепость Белгород, который стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов. Для предупреждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Как только вдали над степью появлялся дым, это означало, что конница печенегов идёт на Русь. В тот же момент на башне зажигались сигнальные огни, которые были видны на больших расстояниях и быстро передавались от одной башни к другой; вскоре в Киеве уже знали о приближающейся опасности. В южные города-крепости Владимир привлёк богатырей, смелых и опытных воинов со всей Руси. Вся их жизнь состояла из постоянных битв со степняками. Здесь складывался тип былинных богатырей, таких, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, о которых на Руси складывались легенды, песни и былины. Одной из важнейших государственных реформ Владимира стала религиозная. С объединением славян под началом Киева, укреплением могущества князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был стать единственным властителем на небе. Необходимо было заменить разрозненные языческие культы единой государственной религией. В этом заключалась первая и главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства. Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы 6 божеств, включенных в государственный пантеон. Главным среди них был Перун, чей идол выделялся серебряной головой с золотыми усами. Но реформа не удалась, т. к. новые представления о старых богах не усваивались населением. Происходило это потому, что язычество регулировало отношения человека с природой, а не человека с властью, ради чего реформа и проводилась. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила Владимира обратиться к принципиально новой религии – монотеизму. Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду. Скорее всего, этот рассказ – легенда, цель которой состояла в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте, заключалась в существовании прочных связей, особенно торговых, Руси с Византией. Кроме того на Руси к этому времени было много христиан (со времен Игоря и особенно Ольги), построивших в Киеве свою церковь. Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи. Византийские императоры Константин и Василий II просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал содействие при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнить обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в реке Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов – бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 г., положило начало широкому распространению христианства на Руси. Крещение остальной Руси заняло длительное время и не раз встречало сопротивление. На Северо-Востоке оно завершилось лишь к концу XI в. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде, чьи жители согласились принять христианство лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город. Крещение Руси не означало полного прощания с язычеством. Многие древние славянские верования вошли в христианский календарь, а языческие боги были отождествлены с христианскими святыми: громовержец Перун с Ильей-Пророком, Велес – со св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины напоминали о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества – леших, домовых, русалок и т. п. Значение принятия христианства. 1. Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям – сознание своей высокой ответственности. 2. Произошло укрепление международного авторитета Руси. Она перестала быть для европейцев варварской страной и стала равной среди европейских держав. 3. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры: иконопись, фрески, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело – все это явилось на Русь из Византии благодаря распространению христианства. 4. С христианством пришла и письменность на славянском языке, созданная болгарскими о Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы; распространилась грамотность. 5. Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилось ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении. 6. Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. II междоусобная война на Руси – 1015 – 1019 гг. В 1015 г. скончался князь Владимир (в момент подготовки к походу на Новгород, где поднял мятеж его сын князь Ярослав, переставший уплачивать Киеву ежегодную дань). В это время в Киеве находился старший (приемный) сын Владимира – Святополк, который, захватив власть в городе, отдал приказ убить своих братьев Бориса и Глеба, которые со временем стали символами праведности и мученичества (оба брата отказались от борьбы за власть во имя высших нравственных идеалов) и в XI в. были причислены к лику святых. Святополк, которого прозвали Окаянным, подослал убийц ещё к одному брату – Святославу. Но против Святополка выступил Ярослав. Ему с варяжская дружина, которую он пригласил в Новгород против отца. Ярослав воспользовался также помощью печенегов. Противники встретились на Днепре около Любеча в 1116 г. Святополк был разбит, бежал в Польшу к своему тестю Болеславу I. Ярослав занял Киев в 1117 г., но Святополк не сдавался. Вместе с польским войском он вернулся на Русь и занял Киев. Ярослав бежал в Новгород. Поляки бесчинствовали в русских землях, грабили киевлян. Против них начались восстания в Киеве и других городах. Ярослав вторично занял Киев, изгнав оттуда Святополка, который бежал к печенегам и вместе с ними вновь пришёл на Русскую землю. Противники встретились на реке Альте, в том месте, где погиб князь Борис. Отряды Святополка были разбиты Ярославом; в 1019 г. он окончательно занял Киев. Но единство Руси Ярославу удалось восстановить не сразу. Свои претензии на власть предъявил брат Ярослава Мстислав (Тмутараканский и Черниговский князь). В 1024 г. неподалеку от Чернигова он разбил войско Ярослава и отвоевал себе право на половину Руси. Владения братьев разделял Днепр, но они жили мирно, вместе ходили в походы и отвоевали у поляков Закарпатье. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав стал единоличным правителем Руси. Правление Ярослава Мудрого – 1019 – 1054 гг. При Ярославе Мудром Русь достигла значительных успехов во всех сферах жизни. Первое, что сделал великий князь, - укрепил систему управления страной. Продолжая линию своего деда и отца, Ярослав послал в крупные города и земли своих сыновей и потребовал от них беспрекословного повиновения. Сам же он стал «самовластцем». При Ярославе сложился лествиничный принцип наследования престола, киевский престол занимал старший в роде, следующий по значению черниговский престол – второй брат и так далее, от брата к брату, от дяди к племяннику. Смерть любого из князей влекла за собой переход всех нижестоящих на одну ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киевский престол, его дети теряли право на продвижение вверх по лестнице старшинства, становясь изгоями. Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов – Русскую Правду. Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, драк, бесчинств. Русская Правда строго наказывала за умышленное убийство; вводила запрет на кровную месть. Денежными штрафами (вирой) наказывались побои и увечья. Великий князь показал себя разносторонним человеком. При нем в Киеве был построен новый «Ярославов город» и столица расширила свои пределы. Были воздвигнуты многочисленные церкви. В 1037 г. в честь победы над печенегами был заложен новый главный храм в Киеве – 13-главый собор Святой Софии; в 1051 г. – заложен Киево-Печерский монастырь. Всего же в Киеве насчитывалось около 400 церквей. Киев превратился в один из самых крупных и красивых городов Европы. Ярослав основал ряд новых городов: Ярославль, Юрьев (ныне Тарту). Великий князь был ревностным поборником развития на Руси культуры, образования, грамотности. При нём были открыты школы, созданы первые библиотеки; на Руси появилось немало переводных греческих книг, зародилось летописание. В 1051 г. митрополитом всея Руси при поддержке Ярослава Мудрого был избран русский человек. Это был Илларион – скромный и исключительно образованный священник княжеской церкви в селе Берестове – летней резиденции великого князя недалеко от Киева. Его перу принадлежит знаменитое «Слово о Законе и Благодати». Ярослав Мудрый продолжал внешнюю политику деда и отца. Он утвердил власть Руси к западу от Чудского озера, ходил походами против воинственных литовских племен. В 1036 г. он окончательно разгромил печенегов у стен Киева, после чего их набеги на Русь практически прекратились. После долгого периода мирных отношений с Византией Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Но около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая потопили часть судов. В результате часть воинов высадилась на берег, другая – морем двинулась обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии – атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам, а сухопутные отряды были разбиты византийцами. Лишь в 1046 г. Русь и Византия заключили мир и возобновили дружественные отношения. Международный авторитет Руси Ярослав укреплял и с помощью династических браков. Например, в честь примирения Руси и Византии был устроен брак сына Ярослава Всеволода и дочери Константина Мономаха. К концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей Франции, Венгрии, Норвегии и Дании. Таким образом, при Ярославе Русь стала поистине европейской державой, с политикой которой считались все соседи. Перед смертью Ярослав разделил русскую землю между сыновьями. Великокняжеский престол он оставил старшему сыну Изяславу, второму сыну – Святославу завещал черниговский и тмутараканские земли, третьему – Всеволоду – Переяславское княжество. Были поделены и другие стольные города, т. е. города, где правили его сыновья как князья-наместники и имелись княжеские престолы (столы). Ярослав завещал также, что впредь великим князем на Руси будет старший в роду. Это в дальнейшем стало одной из причин многих распрей и междоусобных войн в роду Рюриковичей, потому что великие князья старались передавать власть своим сыновьям, а вопрос о старшинстве очень скоро запутался. Порядок престолонаследия, установленный Ярославом Мудрым, сохранялся 19 лет. В 1073 г. все изменилось. В Киеве прошел слух, что Изяслав хочет править так же, как и отец, быть «самовластцем». Это встревожило братьев, которые не хотели подчиняться старшему брату, как они подчинялись отцу. Началась очередная большая и долгая смута на Руси, которая осложнялась набегами половцев. Для прекращения усобиц между князьями по инициативе Владимира Мономаха (сын Всеволода – внук Я. Мудрого) в 1097 г. в Любече б ыл созван княжеский съезд. Главное решение съезда гласило: «Каждый да держит отчину свою». Значение съезда состояло в том, что он фактически признал распад прежде единой Руси на отчины – родовые владения отдельных княжеских линий. Но Киев сохранял значение столицы и великокняжеский престол по-прежнему оставался привлекательным для князей. После съезда усобицы не прекратились. В 1111 г. Владимир Мономах организовал поход русских князей против половцев, нанесший кочевникам сокрушительное поражение. В 1113 г. умер Святополк – киевский князь. В городе произошло восстание, направленное против бояр Святополка и ростовщиков, которых он поддерживал. Стремясь успокоить восставших, киевская верхушка призвала на княжение вне очереди старшинства Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.). Сразу же после начала своего правления Мономах дал Руси новую Русскую Правду, которая называлась «Устав Владимира Всеволодовича». В этом уставе были сохранены многие статьи прежней Русской Правды, но при этом было значительно облегчено положение бедных людей. Проценты за взятый долг значительно снижались, многие непосильные долги были ликвидированы. Произвол ростовщиков был ограничен. Устав включал и новые статьи, которые облегчали участь смердов, рядовичей и даже холопов. Владимир Мономах воссоздал единство Руси. Не нарушая заповеди Ярослава Мудрого и решений Любечского съезда о том, что каждый князь владеет своей «отчиной», он заставил всех князей подчиняться великому киевскому князю. При этом он действовал стремительно и жестоко. Так, он подавил мятеж своего племянника Ярослава, который правил на Волыни. Когда Владимир узнал, что среди боярского боярства созрел заговор в пользу отделения Новгорода от Киева, он вызвал бояр в Киев и бросил их в темницу. Своих сыновей, как и его предки, великий князь рассадил по крупным городам – в Новгороде, Смоленске, Суздале. Подавил он и сепаратизм, т. е стремление к самостоятельной политике и независимости, черниговских князей. Нанес он удар и по Полоцкому княжеству, где постоянно проявлялись сепаратистские настроения. Одной из главных заслуг Владимира Мономаха стала организация дальнейшего наступления на половцев и предотвращения их набегов на Русь. Теперь это была уже не оборона; Русь сама стремилась нанести удар своим врагам. Продолжал Владимир и балканскую политику своих предков. Как когда-то Святослав Мономах попытался утвердиться на Дунае. На юг было послано русское войско, но Византия поспешила уладить отношения миром. На Русь было послано посольство с богатыми дарами просьбой не нарушать мирных отношений с империей. Среди даров были предметы императорской парадной одежды, знаки царской власти, в частности императорский венец. С тех пор и возникла легенда о так называемой «шапке Мономаха». Мономах продолжал укреплять международное положение Руси с помощью династических браков. В конце жизни Мономах написал своё знаменитое «Поучение детям», в котором рассказал о своей жизни и поделился размышлениями о смысле жизни и отношениях между людьми. После смерти Мономаха власть в Киеве в свои руки взял его сын Мстислав, время правления которого (1125 – 1132гг.) было недолгим, но плодотворным. Мстислав продолжал политику своего отца: боролся с половцами, обезопасил северо-западные границы Руси. Он предпринимал походы против эстов и литовцев, которые своими набегами начали тревожить русские земли. Смерть Мстислава Великого стала гранью, за которой начался период феодальной раздробленности. В 1132 г., по образному выражению летописца «раздрася вся русская земля».
|