Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эффективность обмена. Эффективность и справедливость
Предположим, есть два потребителя X и У, которые владеют товарами А и В и могут обмениваться (торговать) ими друг с другом. Потребители имеют в сумме 10 ед. товара А и 6 ед. товара Б. Исходное распределение товаров между ними представлено в табл. 10.1, и оно может быть экономически неэффективным. Трансакционные (операционные) издержки обмена равны нулю, т.е. обмен товарами не требует затрат на поиск информации, ведение торговых переговоров, защиту прав собственности и т.п. Для того, чтобы определить, выгоден ли обмен между X и Y, необходимо знать их предпочтения в товарах А и Б. При заданном исходном распределении товаров предположим, что для потребителя X предельная норма замещения товара А товаром В (MRSBAx) — ЗА: 1В. Это означает, что потребитель X готов пожертвовать 3 ед. товара А, чтобы получить еще 1 ед. товара В при неизменной суммарной полезности, которую ему обеспечит новый набор товаров А и В. Следовательно, для потребителя X суммарная полезность потребительского набора, состоящего из 7А и 1В, равна суммарной полезности набора, включающего 4А и 2В. Вспомним, что предельная норма замещения товара А товаром В — это количество товара А, которым потребитель готов пожертвовать, чтобы получить еще 1 ед. товара В, оставаясь на той же кривой безразличия (т.е. получая от потребления двух благ ту же суммарную полезность). Предположим также, что для У предельная норма замещения товара В товаром A (MRSBAy) — 2В: 1А. Поскольку для X и Y предельные нормы замещения не равны, открывается возможность для взаимовыгодных сделок. Например, обоим выгоден обмен 1А на 1В. При такой пропорции обмена потребитель X должен отдать только 1 ед. товара А за 1 ед. товара В (хотя он готов пожертвовать 3 ед. товара А), а потребитель У — 1 ед. то-ипра В за 1 ед. товара А (хотя он согласен расстаться с 2 ед. товара В). Фактический же исход сделки определяется в процессе торгов. Распределение товаров эффективно тогда, когда предельные нормы замещения между любыми парами товаров для всех потребителей равны. Проанализируем данную проблему, используя диаграмму, известную как «ящик Эджуорта» (рис. 10.2). Френсис Исидро Эджуорт (1845—1926) — английский экономист, одним из первых применивший данный аналитический инструмент. По горизонтальной оси откладывается количество товара А, по вертикальной — товара В. Соответственно, длина «ящика» равна общему количеству товара А, находящемуся в распоряжении потребителей X и У (в нашем примере — 10 ед.), высота — общему количеству товара В (6 ед.). Каждая точка внутри диаграммы Эджуорта дает представление одновременно о рыночных корзинах обоих потребителей. При этом потребительские наборы индивида X отсчитываются от начала координат Ох (от нижнего левого угла), а индивида У — от начала координат 0у (верхнего правого угла). Полезность X возрастает вправо вверх, полезность У — влево вниз. Является ли состояние N, которое соответствует исходному распределению потребительских благ между X и У (см. табл. 10.1), эффективным распределением? Это зависит от формы кривых безразличия потребителей X и У (от предельных норм замещения товаров А и В для потребителей X и У) и выбранного критерия оценки эффективности распределения. В соответствии с критерием эффективности обмена по Парето, при эффективном распределении товаров дальнейшее их перераспределение не сможет улучшить положение хотя бы одного потребителя без ухудшения положения какого-то другого потребителя. Поскольку в результате сделки (см. табл. 10.1 и рис. 10.2) и перехода из точки N в точку F потребители X и У повысят свою полезность, этот переход является улучшением. Область улучшений у X и У на диаграмме показана заштрихованной площадью, ограниченной проходящими через точку N кривыми безразличия двух потребителей. Заштрихованный участок между данными кривыми безразличия соответствует всем возможным вариантам распределения продуктов А и В, которые обеспечивают потребителям более предпочтительное состояние, нежели в точке N. Другими словами, участок описывает все возможные взаимовыгодные сделки. Любой обмен, начинающийся в точке N и перемещающий распределение товаров за пределы заштрихованного участка, ухудшает положение одного из потребителей, и потому должен быть исключен. Но новое состояние в точке F, где пересекаются кривые UX2 и Uу2, также неэффективно. Это означает, что предельные нормы замещения у X и У остаются неодинаковыми, а распределение товаров— неэффективным. Следовательно, если обмен при неэффективном начальном распределении улучшает состояние обоих потребителей, то новое распределение не обязательно эффективно. Точка С, в которой предельные нормы замещения обоих потребителей равны (кривые безразличия в этой точке касаются друг друга) и где состояние Y улучшается, а положение X остается неизменным, является более приемлемой в сравнении с точкой F и одновременно соответствует максимально эффективному распределению товаров между потребителями. Но точка С — не безальтернативный результат обмена, вероятен также переход из точки F в точку М. Если найти множество потенциально эффективных вариантов распределения двух благ между потребителями, определив точки взаимного касания их кривых безразличия, и соединить эти точки, мы получим кривую контрактов ОхОу. Она характеризует возможные варианты эффективного распределения двух экономических благ между двумя потребителями. Движение по кривой означает движение из одной точки максимальной эффективности в другую. Но поскольку такой переход ухудшает положение одного потребителя, улучшая положение другого, эти распределения несравнимы. Движение к кривой означает движение от неэффективного распределения к эффективному. На линии контрактов выполняются следующие условия. Кривая контрактов может быть представлена и как кривая потребительских возможностей (рис. 10.3).
1. Условие оптимального распределения продукции (первое условие эффективности) 2. Условие эффективности производства (второе предельное условие эффективности) 3. Условие эффективной структуры выпуска (третье предельное условие эффективности). Стр 170.
38. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Хотя рыночная экономика с совершенной конкуренцией и обеспечивает эффективность производства, обмена и структуры выпуска продукции, в реальной жизни многие важные предпосылки совершенной конкуренции отсутствуют, и потому наблюдаются фиаско (неудачи) рынка. Это приводит к необходимости микроэкономического государственного регулирования с целью повышения эффективности размещения и использования производственных ресурсов. В качестве наиболее существенной неудачи рынка называют проблему внешних эффектов (экстерналий). Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов при условии, что только те, кто участвуют в рыночной сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности это условие трудновыполнимо. Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц — людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отрицательного внешнего эффекта. Но существуют и положительные внешние эффекты. Например, цветовод, разбивая клумбу возле своего дома ради удовлетворения собственных эстетических потребностей, одновременно доставляет удовольствие соседям, и им не надо за это платить. Рынок не в состоянии решить проблему внешних эффектов. Отрасли с отрицательными экстерналиями производят благ больше оптимального для общества уровня, в отраслях с положительными внешними эффектами наблюдается недопроизводство благ. Роль гос-ва заключается в регулировании внешних эффектов, чтобы обеспечить объемы выпуска благ в количествах, соответствующих общественным потребностям. Серьезным поводом для государственного вмешательства в рыночные процессы является проблема производства общественных благ. Известно, что общественные блага приносят положительные внешние эффекты всем, как только становятся доступными для кого-то. Если общественное благо создано, затруднительно не позволить кому-то пользоваться им, даже если человек не желает платить. Кроме того, потребление блага одним человеком не снижает для других возможности пользоваться этим же благом (все имеют общественные блага в одинаковом количестве). Такие свойства общественных благ препятствуют их продаже на рынке: многие откажутся оплачивать блага в условиях, когда можно безнаказанно пользоваться ими бесплатно. В этой связи важно, чтобы государство исполняло роль организатора производства общественных благ, собирало налоги (невзирая на возможную незаинтересованность меньшинства оплачивать общественные блага) и покупало для общества данные блага. Еще одним фиаско рынка является монополизм. В монополистической отрасли товары производятся в меньших количествах, нежели при совершенной конкуренции, а цены их выше, ля повышения эффективности размещения ресурсов требуется государственное антимонопольное регулирование. В проблеме асимметричности рыночной информации также проявляется несовершенство рынка. Как уже отмечалось, рынок работает хорошо, только если все субъекты обладают полной информацией о его функционировании. Но часто продавец и покупатель владеют различным объемом информации о товаре: иногда продавец знает больше, иногда — покупатель. Сделка, разные стороны которой неодинаково осведомлены, лишь случайно может быть заключена с оптимальными ценами. Скорее всего один ее участник получит выгоду за счет другого (обычно более информированный — за счет менее информированного). Роль государства состоит в распространении рыночной информации, принуждении более осведомленных субъектов делиться информацией с менее осведомленными. Кроме того, некоторые рынки (например, рынок страховых услуг) в принципе основаны на риске и неопределенности, и меры государственного регулирования, которые помогают снизить риск, тем самым способствуют оптимизации цен и, соответственно, увеличению объемов продаж на рынке. Существует проблема оценки последствий государственного вмешательства в размещение производственных ресурсов. Изменения в общественном благосостоянии, вызванные государственным регулированием экономики, изучаются в рамках экономической теории благосостояния. У. Баумоль отмечал, Что эта проблема — ключевая для экономики благосостояния, Ибо пока экономист не знает, как отличить изменения в экономике, которые способствуют улучшению благосостояния, от изменений, ведущих к его ухудшению, он не вправе что-либо предлагать в области экономической политики. Первоначально экономисты количественно измеряли общественное благосостояние как сумму благосостоянии всех индивидов (домашних хозяйств). При этом оптимальным признавалось размещение производственных ресурсов, при котором максимизировалась аддитивная (получаемая путем сложения) продукция полезности. Такой подход соответствовал постулату Бентама: общество есть искусственное тело, состоящее из индивидуальных лиц — его членов. Из чего следует, что интерес общества есть сумма интересов отдельных индивидов, составляющих общество. Данный подход основывался на предположении об идентичности функций полезности дохода всех индивидов. Размещение ресурсов признавалось оптимальным только при условии полного равенства в распределении доходов (в противном случае их перераспределение сможет увеличить совокупную общественную полезность), когда проблемы соотношения эффективности и справедливости не возникает. Поскольку достигается наиболее эффективное размещение производственных ресурсов, постольку общество имеет и самое справедливое (равное) распределение доходов. Впоследствии В. Парето отказался от количественного измерения полезности, убедившись, что повышение благосостояния одних индивидов за счет ухудшения положения других нельзя сопоставить количественно в силу невозможности межличностных сравнений в единицах полезности. Его концепция оптимального размещения ресурсов базируется на трех предпосылках: 1) каждый человек лучше всех способен оценить свое собственное благосостояние; 2) общественное благосостояние определяется только в единицах благосостояния отдельных людей; 3) благосостояние отдельных людей несопоставимо. Критерий Парето обычно формулируется следующим образом: любое изменение, которое никому не приносит убытков, но отдельным индивидам приносит пользу (естественно, по их собственной субъективной оценке), является улучшением; все другие изменения в общественном благосостоянии не могут быть оценены. И, как неоднократно цитировалось, оптимальным будет такое состояние экономики, при котором благосостояние ни одного человека не может увеличиться через перераспределение готовых продуктов и ресурсов без того, чтобы при этом не уменьшилось благосостояние кого-либо другого. Согласно В. Парето, экономика, не находящаяся в состоянии оптимума, по определению неэффективна. При этом существует бесконечное множество несопоставимых между собою (но различающихся первоначальным распределением ресурсов и конечным распределением доходов) оптимумов. Для анализа конкретных проблем экономики благосостояния критерий Парето малопригоден. Во-первых, он не позволяет осуществить выбор из множества потенциально возможных вариантов распределения доходов; во-вторых, его эмпирическая значимость весьма сомнительна из-за принятого допущения о возможности существования совершенно конкурентных рынков. Критерий Калдора—Хикса несколько расширил возможность оценки различных вариантов микроэкономической политики благодаря использованию понятия «компенсационный платеж». Так, утверждалось, что микроэкономическая политика обеспечивает рост общественного благосостояния, если индивиды, выигрывающие от ее реализации, субъективно оценивают свои дополнительные выгоды выше того результата, который потерпевшие субъективно считают своими убытками. Не предполагая реальной компенсации убытков, критерий Калдора—Хикса исходил из потенциальной способности индивидов, получающих дополнительные выгоды, пойти на такую компенсацию за свой счет. Критерий Ситовски появился в развитие предыдущего критерия, но его отличает более жесткий характер. Т. Ситовски обнаружил, что даже если переход из одного экономического состояния в другое не приносит прямой выгоды (в соответствии с критерием Калдора—Хикса), его результат объективно может рассматриваться как улучшение. Он уточнил критерий Калдора—Хикса, сформулировав его следующим образом: чтобы определить, повышает ли общественное благосостояние определенная мера микроэкономической политики, необходимо удостовериться, что возвращение к первоначальному состоянию также не ведет к улучшению. Оба критерия (Калдора—Хикса, и Ситовски) предполагают сопоставление благосостояния отдельных индивидов (пусть даже в денежной форме), и это существенно снижает научную и практическую значимость данных подходов. Свой вклад в определение критерия общественного оптимума внесли А. Бергсон и П. Самуэльсон. В 1938 г. А. Бергсон предложил оценивать благосостояние с помощью системы общественных кривых безразличия, ранжирующей различные комбинации индивидуальных полезностей в соответствии с системой ценностных суждений о распределении дохода. В отличие от предшественников, он разработал функцию всеобщего благосостояния, основывающуюся на оценочных суждениях, которые формируются высшим авторитетным государственным органом. По мнению автора, она позволяет оценивать предложения в области микроэкономической политики исходя из предположения о существовании правил агрегирования функций индивидуальных предпочтений. П. Самуэльсон развил этот подход, в результате чего сформировался критерий Бергсона—Самуэльсона. Через понятие общественной функции благосостояния может быть определен критерий Парето: коллективная полезность — это некая функция индивидуальных полезностей, и она возрастает, если возрастают все ее компоненты или если одни возрастают, а остальные не изменяются. Иные варианты не могут однозначно оцениваться с использованием критерия Бергсона—Самуэльсона: он не разрешает проблемы сравнения благосостоянии различных людей. Итак, попытки создать универсальный критерий для выявления результатов микроэкономической политики, свидетельствующих о росте общественного благосостояния, увенчались лишь относительным успехом, поскольку уровни благосостояния отдельных индивидов количественно несоизмеримы, а проблема повышения благосостояния неотделима от проблемы справедливости. Тем не менее, экономическая теория благосостояния предложила ряд критериев и их модификаций (и прежде всего — критерий Парето), используемых с теми или иными оговорками для оценки изменений в уровнях общественного благосостояния.
39. Теория внешних эффектов. Особ-ти гос-го регулирования внешних эффектов. В рыночной экономике возможны ситуации, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Одной из причин неудач рынка являются внешние эффекты, сопровождающие производство и потребление. Под их влиянием рыночное равновесие становится неэффективным. Внешний эффект — воздействие одного экономического объекта на благосостояние другого без посредства ценовых изменений. В процессе производства или потребления внешний эффект оказывает влияние на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, и никак не отражается в цене блага. Например, причиной возникновения внешних эффектов может быть отсутствие права собственности на какой-либо ресурс, что влечет за собой неэффективное его использование. Экономический субъект, осуществляя свою деятельность, не учитывает предельный ущерб (либо предельную выгоду) других экономических субъектов как следствие этой деятельности. Внешние эффекты могут быть полож-ми и отрицательными. Полож-й внешний эффект — прямое полож-е воздействие одного субъекта на благосостояние другого. Например, если сосед посадит дерево возле скамейки, которая находится рядом с вашим домом, то вы извлечете выгоду от его действий, наслаждаясь прохладой в тени дерева в жаркий летний день. В случае неблагоприятного воздействия возникает отрицательный внешний эффект. Его классический пример — сброс отходов производства в реку, которая становится опасна для любителей купания или рыбной ловли. К созданию внешних эффектов бывают причастны как фирмы, так и отдельные индивиды. Грохот стройки, неизбежный при возведении многоэтажного дома, или громкая игра на рояле в соседней квартире снижают благосостояние потребителей тишины. Вопрос распределения ресурса в ситуации с внешними эффектами неоднозначен. К примеру, работа продуктового магазина в поздние часы желательна для работающих во вторую смену, однако неблагоприятна для жителей второго этажа дома, в котором находится магазин. Внешний эффект, не отражаясь в ценах, представляет собой издержки (выгоды) третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Экон-й субъект перекладывает издержки, связанные с выпуском продукции, на общество. Следовательно, разность между предельными общественными издержками (выгодами) и предельными частными издержками (выгодами) показывает величину предельных внешних издержек (выгод). Предельные внешние издержки — издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителем и переносятся на общество. Предельные частные издержки — дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не включающие издержек, связанных с нейтрализацией отрицательного внешнего эффекта. Таким образом, предельные общественные издержки рассчитываются с учетом внешнего ущерба, наносимого другим субъектам: MSC = МРС + МЕС, (11.1) где MSC — предельные общественные издержки; МРС — предельные частные издержки; МЕС — предельные внешние издержки. При наличии отрицательного внешнего эффекта говорят об избыточном производстве экономического блага. Рассмотрим данное явление с помощью графического анализа (рис. 11.1). По горизонтальной оси измеряется объем выпускаемого чугуна, а по вертикальной — его цена. Спрос и предложение чугуна представлены кривыми D и S соответственно. Состояние водоема, куда производителем чугуна сбрасываются неочищенные воды, ухудшается по мере роста объема производства. Следовательно, предельные общественные издержки оказываются выше, чем предельные частные издержки (только они определяют положение кривой предложения). Рыночное равновесие достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения Е1 и предполагает производство в объеме Q1 при цене Р1. С позиции общества производство следует осуществлять на уровне, при котором предельные общественные выгоды равны предельным общественным издержкам, что соответствует количеству выпускаемой продукции Q2 при цене Р2. При наличии отриц-го внешнего эффекта рынок не обеспечивает производство общественно эф-го объема продукции. В результате равновесный объем производства оказывается больше оптимального, что вызывает чрезмерное потребление ресурсов в данном производстве. В результате не обеспечивается Парето-эффективность структуры выпуска продукции. Производство чугуна в приведенном примере осуществляется в объеме, большем эф-го. Уменьшение производства чугуна принесет обществу чистую выгоду, равную площади треугольника AE1E2- Итак, общество повысит свое благосостояние при переходе от Q1 к Q2. В случае возникновения положительных внешних эффектов предельные общественные выгоды будут больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Предельные общественные выгоды — сумма предельных частных и предельных внешних выгод: MSB — предельные общественные выгоды; МРВ — предельные частные выгоды; МЕВ — предельные внешние выгоды. Предельные внешние выгоды — выгоды, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, извлека-пмые третьими лицами, не участвующими в рыночной сделке. Предельные частные выгоды — выгоды, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции и не учитывающие выгод, связанных с положительным внешним эффектом для общества. К положительным внешним эффектам относится польза от производства и продажи нового программного обеспечения, которое выгодно не только своим создателям, но и всему обществу. На рис. 11.2 рыночное равновесие достигается в точке Е1, тогда как эффективное для общества равновесие находится в точке Е2 — точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек. Увеличение объема выпуска до общественно оптимального уровня Q2 повысит благосостояние общества на величину прироста совокупного излишка, равного площади треугольника АЕ2Е1. Итак, в случае положительного внешнего эффекта товары и услуги продаются и покупаются в объеме, меньшем эффективного. Частный сектор и государство заинтересованы в смягчении или нейтрализации неблагоприятного воздействия внешних эффектов. Среди предпринимаемых ими действий можно выделить интернализацию путем включения предельных внешних издержек (выгод) в предельные частные издержки (выгоды). В этом случае предельные частные издержки (выгоды) станут тождественны предельным общественным издержкам (выгодам). Интернализация внешних эффектов — воздействие на стимулы, побуждающие экономических субъектов учитывать внешнее влияние результатов своей деятельности как внутреннее. Если бы производитель чугуна приобрел предприятие рыбного хозяйства, то он сократил бы объем выпуска, так как разница между приростом прибыли дочернего рыбного предприятия и снижением его прибыли была бы положительной. В инновационной сфере интернализация позволяет повысить стимулы к продолжению исследований у фирмы — источника положительных внешних эффектов. Обоюдосторонний характер проблемы внешних эффектов и путь ее решения обоснованы в работах американского экономиста Рональда Коуза. Теоремой Коуза называют концепцию, согласно которой внешние эффекты можно интернализовать посредством закрепления прав собственности на порождающие их объекты и обмена данными правами, если это не связано с большими трансак-ционными издержками. Права собственности - совокупность санкционированных поведенческих норм. Процесс добавления к ней (спецификации) новых прав или отделения от нее определенных правомочий (размывания прав собственности) порождает трансакцион-ные издержки. Трансакционные издержки — издержки, связанные с передачей прав собственности, возникающие в процессе обмена, до и после него. В данную категорию включают издержки ведения переговоров и заключения контрактов, поиска информации, измерения, спецификации и защиты прав собственности, оппортунистического поведения (несоблюдения условий контракта). При наличии права собственности на ресурс внешние эффекты не становятся источником неэффективности. Субъекты рынка предпочитают договориться между собой и обеспечить эффективный с точки зрения общества объем выпуска без вмешательства государства и независимо от того, кто первоначально был наделен правом собственности. Если производитель чугуна обладает правом собственности на загрязнение водоема, то рыбное хозяйство может купить у него право на минимум загрязнения. Две стороны заключают сделку, обязывающую за-нод не превышать объем производства Q2 (см. рис. 11.1) в обмен на определенную сумму денег. Пока эта сумма превышает издержки завода от недопроизводства, владелец завода не склонен производить дополнительную единицу продукции. Если правом собственности на чистую воду обладает предприятие рыбного хозяйства, то платеж должен осуществлять металлургический завод за разрешение загрязнять водоем. Пока эта сумма превышает предельный ущерб, наносимый рыбхозу, он будет мириться со сбросами. Проблема внешних эффектов, решаемая с применением теоремы Коуза, в некоторых случаях бывает неустранима. Если внешние эффекты затрагивают интересы большого количества людей, возможность вести эффективные переговоры снижается, так как их стоимость становится слишком высока. Одновременно возникает проблема «безбилетника» V желание уклониться от переговоров и переложить издержки на другую сторону. Владельцам ресурсов не всегда удается определить источник ущерба, но даже решив эту задачу, они не могут с уверенностью распределить ответственность за создание внешних эффектов. Неэффективность результатов переговоров может оказаться следствием ассиметричности информации (см. главу 12). В таких случаях бывает уместно государственное вмешательство. Главная идея реагирования государства на возникновение внешних эффектов — заставить людей, их создающих, принимать в расчет издержки или выгоды, порождаемые этими эффектами. Производителю внешних затрат придется оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это — путь к Парето-эффективности. Орган, обладающий властью, вправе назначить плату за ограниченный ресурс, не имеющий собственника. Это может быть корректирующий налог, или налог Пигу. Корректирующий налог — налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные издержки. Он заставляет фирму воспринимать внешние издержки как свои собственные и увеличивать предельные частные издержки производства (рис. 11.3). Внешние издержки приводят к перерасходу ресурсов. Для того чтобы его ликвидировать, вводят специальный налог Т, повышающий предельные издержки фирмы (кривая предложения смещается из положения S в положение St). Налог Пигу заставляет производителей принимать в расчет издержки, связанные с порождаемым ими внешним эффектом, и, следовательно, более эффективно осуществлять производство. Таким образом, отрицательный внешний эффект можно устранить при помощи налога Пигу, величина которого точно соответствует величине предельных издержек при эффективном уровне выпускаемой продукции. Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для установления эффективного уровня производства государство использует корректирующие субсидии — платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 11.4 показаны последствия введения корректирующей субсидии потребителям. Государство в состоянии минимизировать недовложение ресурсов в производство какого-то товара, субсидируя его потребителей, что вызовет увеличение рыночного спроса с D до Dt. В качестве примера можно привести практику прививок против вируса гриппа. Не всем семьям по средствам оплатить прививки, но если субсидии будут предоставлены хотя бы части населения (например, работникам, имеющим наибольшее количество контактов с посетителями или наименее защищенным — врачам, учителям, маленьким детям), то спрос на прививки в целом вырастет и приблизится к оптимальному. Субсидии могут предназначаться также производителям продукции. Эффект от их введения противоположен изображенному на рис. 11.3, потому что налоги требуют дополнительных расходов от производителей, а субсидии их уменьшают. То есть при субсидировании производителей кривая S сместится вправо вниз, увеличивая объем выпуска до оптимального значения. Субсидия, которую получат врачи и клиники на каждую прививку против гриппа, расширит количество этой предоставляемой услуги. В особых случаях внешние выгоды бывают особенно велики, и тогда государство берет на себя снабжение конкретным общественно значимым товаром. Например, во многих странах новорожденным делаются прививки против оспы и полиомиелита. В итоге опасность заболевания ими практически искореняется. Безусловно, применение корректирующих налогов и субсидий — весьма удобный механизм устранения внешних эффектов, однако следует знать препятствия к их использованию. ♦ Трудности определения величины налога, в точности соответствующей размеру внешнего эффекта. Если при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта варьирует (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить штрафы, размер которых непосредственно связан с величиной внешнего эффекта. ♦ Дополнительные технические трудности введения штрафов за производство внешних эффектов. Внешние эффекты необходимо измерять специально, что может потребовать значительных затрат. Если в качестве издержек или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в этом случае что-либо измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. Однако вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Гос-е меры в отношении этих внешних эффектов не могут применяться хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности. ♦ Определение размера штрафа при нескольких различных внешних эффектах. Каждый эффект необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних издержек. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от цены его величина не формируется рынком, а определяется расчетным путем. По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Для минимизации отрицательных внешних эффектов применяются административные методы, в частности, природоохранного регулирования, ограничивающие определенные виды деятельности. Сегодня во всех странах законодательно ограничивается количество вредных веществ, которыми предприятия загрязняют воздух, воду и землю. Законы регулируют сбросы и выбросы опасных загрязнителей (тяжелых металлов, моющих средств и др.), которые осуществляют предприятия. Законодательство о токсичных отходах устанавливает процедуры и определяет специальные территории для захоронения зараженной земли и растворителей. К предприятиям-нарушителям применяются большие штрафные санкции, а иногда и тюремное заключение ответственных лиц. Ввиду строгих административных мер природоохранного регулирования фирмы-нарушители идут на расходы, связанные с охраной окружающей среды. Следовательно, частные предельные издержки производства товара повышаются, увеличивая цену товара и уменьшая равновесный объем выпуска. Относительно недавно возник еще один подход к ликвидации внешних издержек. Суть его заключается в формировании рынка прав на загрязнение. Данная мера наиболее действенна в решении проблемы защиты окружающей среды. Поскольку неэффективность, порождаемая внешними эффектами, возникает из-за отсутствия рынка для соответствующего ресурса, целесообразно уполномочить природоохранное ведомство осуществлять контроль за загрязнением окружающей среды, определять количество вредных выбросов, приемлемое для конкретного региона, и продавать производителям разрешения на загрязнения. При этой схеме государство объявляет о продаже по конкурсу разрешений на выброс в атмосферу X загрязняющих веществ. Выигрывают конкурс те фирмы, которые предложат самую высокую плату за выбросы. Остальным предп-м придется либо снизить объем выпускаемой прод-и, либо освоить новую технологию. По сравнению с административными методами природоохранного регулирования рынок прав на загрязнение имеет ряд преимуществ, в частности: • сокращаются расходы для общества, поскольку права на загрязнение можно покупать и продавать; у предприятий появляется материальный стимул для охраны окружающей среды; • по мере увеличения спроса на права на загрязнение растут доходы от их продажи, и часть из них можно потратить на природоохранные мероприятия; • удорожание прав на загрязнение будет стимулировать поиск более совершенных методов контроля за загрязнением. Проблемы глобального потепления климата обсуждались в декабре 1997 г. в Киото на Третьей международной конференции стран — участниц рамочной Конвенции ООН об изменении климата. В итоге был принят Киотский протокол, согласно которому индустриально развитые и развивающиеся страны обязаны в период с 2008 до 2012 г. снизить выброс шести газов, вызывающих парниковый эффект. На сегодняшний день Киотский протокол ратифицировали 120 государств, в том числе страны ЕЭС, Япония, Канада, большинство государств Восточной Европы и СНГ. Этот документ послужил основой для создания международной системы торговли выбросами парниковых газов. Государствам (в основном промышленно развитым) предоставлено право осуществлять инвестиции в регионы, где имеются выгодные по затратам возможности избежать выбросов (в первую очередь в развивающиеся страны). Это позволяет государствам с высокими затратами на сокращение выбросов парниковых газов выполнять обязательства более дешевым способом. В настоящее время Киотский протокол рассматривается как одно из наиболее масштабных торговых соглашений XXI в., поскольку рынок прав на выбросы достаточно велик: по прогнозам экспертов, ежегодный объем продаж сокращений выбросов углерода к 2020 г. достигнет 150 млрд дол. США. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008—2012 годы предусматривает выполнение взятых республикой обязательств по сокращению или ограничению выбросов и получение выгоды от продажи части «излишков» квоты на углеродном рынке. Предполагается, что величина избытка разрешений на выбросы составит по меньшей мере 54 млн т СО2. При рыночной цене порядка 5 дол. США за тонну это должно принести стране около 300 млн дол. финансовых поступлений. Форвардная продажа небольшой части избыточных разрешений на выбросы уже сегодня может обеспечить Беларуси значительные средства, которые позволят аккумулировать капитал для модернизации национальной экономики путем сокращения удельного энергопотребления и получить ряд дополнительных выгод, например, уменьшить зависимость от импортируемого топлива и сократить расходы на лечение заболеваний, вызванных загрязнением атмосферного воздуха. Особенностью государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь является упор на использование административных методов регулирования (законов, штрафов) и недостаточное применение экономических рычагов. Это объясняют трудностями в части определения прав собственности на блага, без чего невозможно вести переговоры. Государство предпочитает брать на себя обеспечение граждан общественными товарами, наиболее важными для достижения определенных целей развития. В ситуации, когда можно рассчитать величину внешних эффектов, оно применяет корректирующие налоги или субсидии. Следует отметить активное участие Беларуси в международных природоохранных проектах, сулящих выгоду.
|