Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория общ-го выбора.Концепция «экономического человека» Политика как обмен






Основоположником теории общественного выбора является американский ученый-экономист Джеймс Быокснсн (род. в 1919), получивший в 1986 г. премию памяти Нобеля по эконо­мике за исследования в этой области.

Теория общественного выбора изучает процесс принятия политических решений для выработки экономической полити­ки, основываясь на методологии экономической теории.

Ключевая поведенческая предпосылка теории общественно­го выбора: человек независимо от того, в какой роли он высту­пает — как избиратель, политик или бюрократ, — действует как рациональный эгоист, максимизирующий полезность.

Это означает, что поведение индивидов и на рынке, и в поли­тике подчиняется одним и тем же фундаментальным принципам:

• люди максимизируют полезность, так что, сравнивая воз­можные выгоды и издержки, пытаются добиться лучшего ре­зультата из всех возможных;

• устойчивы в своих базовых предпочтениях, касающихся их фундаментальных потребностей;

• стремятся к экономическому равновесию.

Таким образом, теория общественного выбора опирается на ба­зовую идею о том, что человек в любой области деятельности стре­мится максимизировать результат в своих личных интересах.

Второй постулат — подход к политике как взаимовыгодно­му обмену — основан на параллели между рынком частных благ и политическим рынком. В первом случае индивид — по­требитель материальных благ и услуг, выражающий свои инте­ресы в качестве покупателя; во втором случае индивид — пот­ребитель общественных благ, выражающий свои интересы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет предпочтения посредством платежеспособного спроса, а избиратель — с по­мощью механизма голосования.

Основные направления исследований теории общественного выбора: конституционная экономика; модель политической конкуренции; общественный выбор в условиях прямой и пред­ставительной демократии; теория бюрократии; теория полити­ческой ренты; теория о фиаско государства.

Несомненные преимущества рынка частных благ, с одной стороны, и недостатки политического рынка — с другой опре­деляют склонность представителей теории общественного вы­бора отдавать предпочтения частному рынку перед государ­ством везде, где это возможно. Однако как быть в ситуациях, когда частный рынок не работает или работает крайне неэффек­тивно и требуются коллективные решения?

Бьюкенен предложил решение этой проблемы, получившее позже название «конституционной экономики»: для того что­бы политический механизм стал с точки зрения эффективности подобием рынка совершенной конкуренции, все индивиды должны заключить один и тот же контракт, причем обязатель­но единогласно. Этот контракт (общественный договор) и есть конституция. Ученый обращает внимание на принципиальное различие двух стадий политического процесса: выработка пра­вил — это конституционная стадия; игра по этим правилам — постконституционная стадия. Соответственно этим стадиям разделяются и роли государства: «государство защищающее» обеспечивает игру по конституционным правилам, но не опре­деляет сами правила (действует как арбитр); «государство про­изводящее» поставляет обществу нерыночные блага, т.е. блага, которые частные рынки обеспечивают плохо или не обеспечи­вают вовсе.

В теории общественного выбора Бьюкенена много места от­водится угрозе неконтролируемого роста государства, которую в современной экономической литературе принято называть «угрозой Левиафана». Он показал, что «демократия без оков» ведет к расползанию государства. «Государство производящее» наращивает бюджеты, что создает кумулятивный эффект: боль­ше бюджеты — больше работников государственных органов — больше избирателей, голосующих за расширение правитель­ственных программ. «Государство защищающее» по идее долж­но лишь обеспечивать индивидуальные права, зафиксирован­ные в конституционном договоре, но оно берет на себя все боль­ше полномочий, включая и те, которые должны определяться исключительно на основе договора между индивидами, и без согласия на то граждан изменяет сами конституционные нор­мы, т.е. базовую структуру прав. Конституция, по Бьюкенену, должна эффективно ограничивать государство, ставить его в жесткие рамки, создавая своего рода «клетку для Левиафана», и тем самым гарантировать суверенитет каждого индивида.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал