Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория общ-го выбора.Концепция «экономического человека» Политика как обмен
Основоположником теории общественного выбора является американский ученый-экономист Джеймс Быокснсн (род. в 1919), получивший в 1986 г. премию памяти Нобеля по экономике за исследования в этой области. Теория общественного выбора изучает процесс принятия политических решений для выработки экономической политики, основываясь на методологии экономической теории. Ключевая поведенческая предпосылка теории общественного выбора: человек независимо от того, в какой роли он выступает — как избиратель, политик или бюрократ, — действует как рациональный эгоист, максимизирующий полезность. Это означает, что поведение индивидов и на рынке, и в политике подчиняется одним и тем же фундаментальным принципам: • люди максимизируют полезность, так что, сравнивая возможные выгоды и издержки, пытаются добиться лучшего результата из всех возможных; • устойчивы в своих базовых предпочтениях, касающихся их фундаментальных потребностей; • стремятся к экономическому равновесию. Таким образом, теория общественного выбора опирается на базовую идею о том, что человек в любой области деятельности стремится максимизировать результат в своих личных интересах. Второй постулат — подход к политике как взаимовыгодному обмену — основан на параллели между рынком частных благ и политическим рынком. В первом случае индивид — потребитель материальных благ и услуг, выражающий свои интересы в качестве покупателя; во втором случае индивид — потребитель общественных благ, выражающий свои интересы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет предпочтения посредством платежеспособного спроса, а избиратель — с помощью механизма голосования. Основные направления исследований теории общественного выбора: конституционная экономика; модель политической конкуренции; общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии; теория бюрократии; теория политической ренты; теория о фиаско государства. Несомненные преимущества рынка частных благ, с одной стороны, и недостатки политического рынка — с другой определяют склонность представителей теории общественного выбора отдавать предпочтения частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако как быть в ситуациях, когда частный рынок не работает или работает крайне неэффективно и требуются коллективные решения? Бьюкенен предложил решение этой проблемы, получившее позже название «конституционной экономики»: для того чтобы политический механизм стал с точки зрения эффективности подобием рынка совершенной конкуренции, все индивиды должны заключить один и тот же контракт, причем обязательно единогласно. Этот контракт (общественный договор) и есть конституция. Ученый обращает внимание на принципиальное различие двух стадий политического процесса: выработка правил — это конституционная стадия; игра по этим правилам — постконституционная стадия. Соответственно этим стадиям разделяются и роли государства: «государство защищающее» обеспечивает игру по конституционным правилам, но не определяет сами правила (действует как арбитр); «государство производящее» поставляет обществу нерыночные блага, т.е. блага, которые частные рынки обеспечивают плохо или не обеспечивают вовсе. В теории общественного выбора Бьюкенена много места отводится угрозе неконтролируемого роста государства, которую в современной экономической литературе принято называть «угрозой Левиафана». Он показал, что «демократия без оков» ведет к расползанию государства. «Государство производящее» наращивает бюджеты, что создает кумулятивный эффект: больше бюджеты — больше работников государственных органов — больше избирателей, голосующих за расширение правительственных программ. «Государство защищающее» по идее должно лишь обеспечивать индивидуальные права, зафиксированные в конституционном договоре, но оно берет на себя все больше полномочий, включая и те, которые должны определяться исключительно на основе договора между индивидами, и без согласия на то граждан изменяет сами конституционные нормы, т.е. базовую структуру прав. Конституция, по Бьюкенену, должна эффективно ограничивать государство, ставить его в жесткие рамки, создавая своего рода «клетку для Левиафана», и тем самым гарантировать суверенитет каждого индивида.
|