Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель конкуренции групп давления за полит-е влияние. Люббизм.
Более сильные мотивы влияния на решение экономических вопросов (строительство новых предприятий, предоставление налоговых льгот, изменение условий экспорта и импорта и др.) имеются у избирателей, преследующих собственные интересы в производстве, торговле, экспорте-импорте товаров и услуг. Благоприятное решение этих вопросов для них означает не только увеличение прибыли (а значит и личного благосостояния), но зачастую — экономическое выживание. Поэтому группы давления стараются максимально использовать имеющиеся ресурсы для проведения нужного им решения — от организации массовых компаний в СМИ, демонстраций и митингов, до прямого подкупа. Сравнение предельных выгод и издержек показывает, что первые для групп давления намного выше вторых, так как выгоды распределяются между членами самой группы, а издержки — между членами всего общества. В данном случае имеет место политический обмен: положительные политические решения обмениваются на крупные суммы взносов в избирательную компанию депутатов, разного рода «пожертвования» и др. В результате в демократическом обществе может осуществляться экономическая политика, противоречащая интересам основной массы избирателей, но выгодная для влиятельных групп давления. Рассмотренная выше ситуация получила в экономической и политической литературе название «лоббизм». Лоббизм — это влияние группы избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для этой группы решения. Одной из причин появления лоббизма является узкая специализация членов законодательных собраний. Политик, избранный, например, преимущественно жителями промышленного центра, безусловно будет отстаивать решение вопросов промышленной политики, а при голосовании по аграрным вопросам, от которых он далек, скорее всего поддастся влиянию лоббистов. В депутатской практике нередко применяется так называемый логроллинг — взаимная поддержка законодательных инициатив депутатов путем обмена голосами. Депутат, желающий положительно решить важные для своих избирателей вопросы, должен заручиться поддержкой коллег, и он «покупает» их голоса, обещая взамен отдать свой голос при решении их вопросов. Отметим, что логроллинг может давать положительный эффект, способствуя более оптимальному распределению ресурсов в соответствии с принципом Парето. Но возможен и противоположный результат. Проявлением логроллинга является так называемый бочонок с салом» — закон, сопровождаемый пакетом различных предложении. Чтобы обеспечить принятие закона, к нему прилагают все новые и новые предложения («сало»), удовлетворяющие интересы отдельных групп депутатов. И так до тех пор, пока не будет получено большинство голосов. Данная практика способна привести даже к ограничению демократических свобод в обмен на уступки локальным группам по налоговым и другим льготам. 47. Модель бюрократии. Поиск политической ренты. К субъектам политического рынка относятся работники государственного аппарата управления (чиновники), которым политики делегируют часть полномочий по принятию политических решений. В теории общественного выбора государственный аппарат и его служащие определяются как бюрократия (без того отрицательного смысла, который связан с~нёдостатка-ми в управлении). Отметим наиболее характерные черты бюрократии. Во-первых, это необходимый атрибут государственного управления, так как бюрократия не только обеспечивает устойчивость и преемственность последнего, но и создает выгоды от специализации управленческого труда. Во-вторых, обеспечивая интересы законодательных органов власти, она удовлетворяет и собственные интересы, не связанные с потребностями избирателей, а направленные на улучшение своего благосостояния. В-третьих, с разбуханием бюрократического аппарата снижаются качество принимаемых решений и скорость их претворения в жизнь. В-четвертых, хотя политики делегируют чиновникам часть своих полномочий, но они, так же как избиратели и законодательная власть, имеют ограниченные возможности для контроля деятельности бюрократии. Поэтому не случайно в Беларуси для уменьшения возможностей злоупотребления со стороны чиновников была восстановлена деятельность органов государственного контроля. В теории общественного выбора существует несколько моделей бюрократии. В мо дели бюрокр атии Нисканена деятельность бюрократических учреждений «бюро» исследуется с позиций «издержки—выгоды», как и при изучении деятельности фирм. Рассматривается ситуация двусторонней монополии: бюро — монопольный поставщик услуг; группа политических должностных лиц — монопольный покупатель. Между ними происходит обмен обещанной продукции на бюджет для обеспечения деятельности бюро. В модели бюрократии Таллока исследуется динамика роста бюро. Бюрократ в этой модели — монополист, и рост бюро приносит ему высокую полезность, поскольку позволяет расширить диапазон оплачиваемых услуг. К особенностям бюрократической деятельности относится эффект «вращающихся дверей»: служащие корпораций переходят на государственную службу, курируют соответствующую отрасль, а затем возвращаются на прежнее место работы со значительным повышением в должности. Целью участия в политической деятельности может быть получение специфических преимуществ в виде рентных (т.е. превышающих конкурентный уровень) доходов — политической ренты. Соответствующую деятельность характеризуют как поиск политической ренты. Типичными случаями поиска политической ренты являются борьба за получение монопольных прав, квот, тарифов; ограничение конкуренции на рынке; законодательное установление выгодной для производителя фиксированной цены. Такого рода деятельность связана с дополнительными издержками — на лоббирование, финансирование предвыборных компаний, взятки, подкуп и т.п. Классическая модель поиска ренты показана на рис. 14.2. Предположим, что в условиях свободной конкуренции цена блага установилась на уровне средних и предельных издержек: Рс = МС = const. Монополизация данной отрасли приведет к повышению цены до Рт и снижению объемов производства с Qc до Qm. Площадь фигуры МКС отражает общественные издержки, связанные с поиском ренты, а площадь фигуры РсРтМК — чистые трансферты от потребителей к производителям, т.е. величину политической ренты. Ситуация на политическом рынке усложняется, когда в борьбу за поиск политической ренты вступают разные группы давления с противоположными интересами. Например, введение пошлины на импортные фрукты и овощи повышает доходы национальных производителей, но снижает прибыли фирм-импортеров, поэтому последние предпринимают встречное лоббирование по отмене пошлин. В итоге увеличиваются общественные расходы на лоббирование. Анализ показывает, что первый уровень поиска политической ренты составляет борьба за получение доступа к специфическим привилегиям; второй уровень — конкуренция за занятие должностей, которые дают возможность принимать политические решения; третий уровень базируется на государственной политике по отношению к отдельным отраслям, обеспечивающей работающим в них компаниям положительную или отрицательную политическую ренту, что побуждает компании тратить ресурсы на проникновение в соответствующие отрасли или выход из них.
|