Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модель взаимодействия политиков и избирателей. Общ-й выбор при прямой демократии.
За всю историю развития человеческого общества сложились различные типы политических систем. На одном из полюсов находится абсолютная монархия, не предполагающая наличия какого-либо политического выбора у населения: во главе общества стоит монарх (царь, король, император, чья должность не является выборной, а передается по наследству), он осуществляет общественный выбор по своему усмотрению, и, следовательно, степень удовлетворения интересов общества целиком зависит от его желаний. На втором полюсе расположена прямая (абсолютная) демократия — политическое устройство общества, при котором решения принимаются путем голосования всех его членов. Данная политическая система создает наилучшие условия для общественного выбора, так как предполагает участие каждого человека в определении того, какие общественные блага производить, из каких источников финансировать их производство и т.д. На принципах прямой демократии строятся, например, работа клубов, проведение собраний трудовых коллективов, партийных собраний и съездов, а также (в масштабе страны) референдумов, выборов депутатов и президента. Между прямой демократией и абсолютной монархией находятся другие политические системы. Сегодня с известной долей условности их можно разделить на президентские (США, Венесуэла, Республика Беларусь), парламентские (Австрия, Великобритания, Германия) и смешанные (Франция, Польша, Финляндия). Существенным недостатком прямой демократии является необходимость голосовать по каждому принимаемому решению, что связано со значительными затратами времени и денег, к тому же нелепо проводить общенародное голосование по вопросу, например, об установлении еще одного фонаря на улице N). Уменьшить издержки, связанные с голосованием, позволяет представительная демократия. Представительная демократия — политическая система, при которой население выбирает только политических руководителей государства, а те осуществляют управление страной от имени избирателей. Поскольку руководители представляют интересы населения, такую политическую систему и называют представительной демократией. Рассмотрим в общих чертах, как осуществляется общественный выбор в условиях демократии. Волеизъявление населения реализуется путем голосования: каждый человек, обладающий правом голоса, говорит свое «за» или «против» по решаемому вопросу, в итоге принимается вариант, за который проголосовало большинство. Следовательно, в условиях демократии воля меньшинства остается неудовлетворенной. К примеру, если большинство населения выскажется за увеличение расходов на оборону, то соответствующая статья бюджета будет увеличена и меньшинство, которое не хотело этого, останется в проигрыше. Возникает так называемая дикт атура большин ства. Но поскольку ничего лучшего человечество не придумало, общественный выбор осуществляется в интересах большинства. Таким образом, только одна форма принятия решений соответствует оптимальности по Парето — правило единогласия, согласно которому решение принимается, только если за него проголосуют все участвующие в голосовании. В этом случае учит-ся предпочтения и мнения всех членов общ-ва. В условиях совершенной политической системы (полная информированность населения о происходящем, отсутствие затрат на проведение выборов) общественный выбор всегда будет осуществляться строго в интересах большинства, поскольку политиков, которые позволят себе отклониться в принятии решений от воли большинства, могут отозвать и заменить другими политиками. В условиях несовершенной политической системы (неполная информированность населения, значительные затраты на организацию выборов) находящиеся у власти политики получают возможность злоупотреблять своим положением: отклоняться от выполнения обещаний, данных избирателям, удовлетворять исключительно собственные потребности, всеми средствами сохранять за собой власть и т.д. Однако вернемся к модели прямой демократии, чтобы проанализировать взаимодействие политиков и избирателей в уеловиях полной информированности последних о собственных выгодах и издержках. Если затраты на общественные блага распределяются равномерно, а выгоды от них — нет, то имеет место недопроизводство общественных благ. Если же выгоды распределяются равномерно, а издержки — нет, то имеет место перепроизводство общественных благ. При этом возникает проблема медианного (усредненного) избирателя. Суть ее в том, что все принимаемые решения соответствуют интересам избирателей-центристов, находящимся в середине интересов данного сообщества. Такую ситуацию характеризует модель медианного избирателя. В условиях представительной демократии голосование осуществляется периодически, выбор ограничен относительно узким кругом политиков — депутатов с их наборами предвыборных программ. Поэтому, в отличие от прямой демократии, условия голосования ухудшаются, так как избиратель вынужден голосовать не непосредственно за свою позицию, а за пакет программ, который далеко не полностью совпадает с его предпочтениями. Существенным недостатком демократического голосования является зависимость принимаемых решений от процедуры этого процесса, в результате чего возникает так называемый парадокс голосования. Парадокс голосования — ситуация, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества. Парадокс голосования
Примечание: >, < — знаки предпочтения. Группа лиц из трех человек (1, 2 и 3) представляет собой некий законодательный орган. Предположим, есть три общественные цели, по которым нужно принять первоочередное решение: А — борьба с бедностью; Б — борьба с безработицей; В — укрепление обороноспособности страны. Предпочтения каждого из индивидов являются транзитивными, т.е. если он предпочитает первую цель второй, а вторую — третьей, то он предпочитает первую цель третьей. Исходя из правила большинства голосов выбор между целями А и Б будет решен в пользу А (за это проголосуют индивиды 1 и 2), а между целями Б и В — в пользу Б (такой выбор поддержат индивиды 1 и 3). Казалось бы, в соответствии с принципом транзитивности предпочтений цель А должна стать для группы предпочтительнее цели В. Однако практика не подтверждает этого вывода, так как большинством голосов (поданных индивидами 2 и 3) цель В будет предпочтена цели А. Так выявляется парадокс голосования. В такой ситуации коллективные предпочтения оказываются не транзитивными, а принятие решений большинством голосов ведет к «зацикливанию» голосования, когда оно может продолжаться бесконечно долго, не принося однозначного результата. Парадокс голосования объясняет, почему принимаются политические решения, не соответствующие интересам большинства населения, и каким образом результаты голосования поддаются манипулированию. Обратимся к нашему примеру. Для индивида 1 наибольшую ценность представляет цель А, и именно ей он отдает предпочтение. Если допустить, что индивид 1 обладает правом формулировать правила голосования, то можно предположить, что он применит норму, согласно которой отклоненные варианты исключаются из дальнейшего голосования. На первый тур голосования он вынесет вопрос о выборе между целями Б и В, которые он лично оценивает ниже, чем А. Во втором туре он предложит выбор между целью Б, победившей в первом туре, и целью А. Очевидно, что большинство голосов будет отдано цели А. Рассмотренная ситуация доказывает, что очень большое значение имеют правила (процедура, регламент) голосования. В условиях представительной демократии расширяется количество участников выработки политических решений. Субъектами на политических рынках здесь выступают избиратели, политики, группы давления, чиновники (рис. 14.1). Избиратели делегируют часть своих полномочий по принятию решений политикам (2), которые обязываются повышать благосостояние избирателей (2). Часть своих решений политики делегируют чиновникам (3), от решения которых тоже зависит благосостояние избирателей (4). Группы давления стремятся «продавить» нужные им решения через политиков (8) и чиновников (7), взамен оказывая им специфическую поддержку (например, в виде взносов в предвыборные фонды (5) или взяток (б)) и стараются повлиять на избирателей путем предоставления определенной информации (9).
|