Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регулирование рынка совершенной конкуренции: последствия введения акцизов, дотаций и установления директивных цен.
Основными инструментами воздействия государства на процесс рыночного ценообразования являются система налогообложения и декретирование уровня цены. Акциз и дотация: На рис. 1 точка E0 представляет рыночное равновесие до введения налога. Вследствие установления налога (акциза) в размере Т денежных единиц с единицы проданной продукции линия предложения сдвигается вверх на величину налога (S0 S1), так как теперь каждая единица проданной продукции обходится производителям на Т денежных единиц дороже. Объемы спроса и предложения уравниваются при цене Р1, из которой производителю достается РS = P1 - Т. Таким образом, с введением налога повысилась цена для покупателей и снизилась для производителей. В результате уменьшились и объем спроса, и объем предложения, так что новое равновесное количество оказалось меньше первоначального. Обратим внимание на то, что цена для продавцов снизилась не на всю величину налога: P0 - РS < T. Из-за повышения рыночной цены часть его в размере (P1 - P0) оказалась переложенной на потребителя. В какой пропорции акциз распределяется между производителем и потребителем, зависит от наклонов линий спроса и предложения. На рис. 2 показаны предельные ситуации, в которых налог либо не может быть переложен на покупателя (а, б), либо полностью перекладывается на него (в, г). Чтобы установить, какое влияние налог оказал на благосостояние участников рыночных сделок, определим изменения излишков потребителей и производителей. До введения налога потребительский излишек соответствовал площади gE0P0, а после его введения - площади gE1P1, (см. рис. 1), т.е. потери потребителей соответствуют площади Р1E1E0P0. Излишки производителей сократились с величины, представленной площадью Р0E0m, до величины, соответствующей площади РSAm т.е. их потери отображаются площадью Р0Е0АРS. Величина собранных налогов TQ соответствует площади Р1Е1АРS, которая меньше суммарных потерь потребителей и производителей. Площадь треугольника E1E0A представляет чистые потери общества вследствие введения налога. Аналогичные потери возникают, когда государство дает производителю дотацию за каждую единицу проданной продукции. Последствия поштучной дотации в размере Н денежных единиц показаны на рис. 3. Без дотаций рыночное равновесие устанавливается в точке E0. Дотация для производителя равносильна тому, что часть производственных затрат государство берет на себя, поэтому линия предложения сдвигается вниз на величину дотаций (S0 S1). Равновесной становится комбинация P1, Q1. Так как для покупателей цена снизилась, то возрос объем спроса; для продавцов цена повысилась, поэтому увеличился объем предложения. В результате объем продаж на рынке возрос. Сумма выплаченной государством дотации отображается площадью РSВЕ1Р1. Выигрыш производителей в виде приращения их излишка соответствует площади Р0Е0ВРS, а выигрыш потребителей - площади P0E0E1Р1. Площадь треугольника E0BE1 отражает чистые потери общества, возникающие вследствие предоставления дотаций производителям. Таким образом, воздействие государства на процесс рыночного ценообразования посредством косвенного налогообложения или дотации производства снижает экономическую эффективность функционирования рыночного механизма. Однако использование этих инструментов может быть оправдано социальными соображениями. Посредством налогов и дотаций государство осуществляет перераспределение благосостояния между экономическими субъектами. Директивные цены: Кроме косвенного регулирования рыночных цен через налоги, дотации и пошлины, государство иногда прибегает к директивному установлению верхнего или нижнего предела цены. Задавая верхний предел цены, государство желает предоставить потребителю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рыночных цен. Если при ситуации на рынке, изображенной на рис. 4, сложилась равновесная цена Р 0, то установление верхнего предела цены на более низком уровне Рf приведет к дефициту в размере (QD - QS). Из-за того что в условиях дефицита цена спроса превышает верхний предел цены (PD > Рf), возникает «черный» рынок, на котором осуществляются нелегальные сделки, связанные с риском подвергнуться административным или уголовным санкциям. Затраты риска вместе с дополнительными затратами по организации «черного» рынка добавляются к производственным и кривая предложения после достижения QS смещается вверх. В результате цена, уравновешивающая спрос и предложение на «черном» рынке, превышает не только верхний предел цены, установленный государством, но и рыночную цену: (Р 1 > Р 0). Покупатели, которые не смогли купить («достать») необходимое им количество по директивной цене, вынуждены переплачивать на «черном» рынке. Но при этом общий объем сделок не достигает равновесного объема продаж на свободном рынке (Q 1 < Q 0). Другим последствием установления верхнего предела цены является снижение качества продукции. Чтобы увеличить объем предложения по директивной цене, производители снижают затраты на производство за счет ухудшения качества продукции, не опасаясь в условиях дефицита потерять покупателей. На рис. 5 это показано сдвигом линии предложения вправо (S 0 S 1). В результате объем продаж по фиксированной цене на некоторое время возрастает. Но после того, как потребители обнаружат снижение качества продукции, спрос уменьшится (D 0 D 1); рыночная цена совпадет с директивной при более низком качестве продукции. Установление нижнего предела цены выше рыночной обычно практикуется государством для экономической поддержки производителей отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства. Ситуация, возникающая на рынке при установлении нижнего предела цены, представлена на рис. 6, (рыночное равновесие устанавливается при P 0, Q 0). При директивной цене население снижает объем спроса до Q 1, а объем предложения фирм возрастает до Q 2. Чтобы образовавшийся на рынке избыток не породил «черного» рынка с ценой ниже директивной, государство должно либо закупить все избыточное предложение, что обойдется ему в (Q 2 - Q 1) денежных единиц; либо выплачивать дотацию за каждую проданную сверх минимального объема Q 1 единицу продукции, расходуя ( - Р ')(Q 2 - Q 1) денежных единиц; либо директивно ограничивать объем производства на уровне Q 1, соглашаясь на чистые потери Т.о., директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги и дотации, в условиях совершен. конкуренции сопровождается эк. потерями общ-ва.
|