Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равновесие фирмы в условиях монополии. Ущерб, причиненный монополией. Монополия - рыночная структура, когда сущ-ет един






Монополия - рыночная структура, когда сущ-ет един. продавец товара, кот. не имеет близких заменителей, для других продавцов вход на данный рынок закрыт. Для попадания него сущ-ет админ. (гос. Лицензия на пр-во и реализацию конкр. продукции) и эк. (пр-во прод-и на моноп. Рынке явл-ся высококапиталоемким) преграды. Монополист сам устанавливает не только кол-во предлаг. продукции, но и ее цену. Т.к. моноп. Предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса пред-я совпадает с кривой спроса отрасли и монополист стоит перед выбором: ограничить объем продаж для поддержания выс. цены или снизить цену в целях увелич-я объема реализ-и. Чтобы не допустить превышения потерь от снижения цены над приростом дохода от реал-ции доп. продукции, монополист каждый раз должен сравнивать при расширении пр-ва общий доход от реализации " n" ед. продукции с общим доходом от реализации " n+1" ед. продукции, то есть он следует за величиной MR. Монополист макс-ет прибыль при MC=MR, при MR< P. Цена, максимизирующая долгоср. прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, макс-щая краткосроч. прибыль. Т.к. спрос на любой продукт более эластичен на долгоср. временных интервалах, чем на кратк. У монополии, макс-щей прибыль, отсутствует функция предложения. Взаимосвязь между предельным доходом монополиста, ценой на его продукцию и эластичностью спроса по цене можно выразить формулой: MR=P(1 +1/e). Ур-нь моноп. Власти опред-ся: (P-MC)/P. Потери общества, возникающие вследствие монополизации пр-ва, можно показать, используя понятия излишков потребителя и производителя. В условиях монополоии будет произв-ся Qm ед. продукции по цене Pm, в усл-х совер. конкуренции Qc по цене Pc. Излишки потр-ля опред-ся величиной площади, огранич. kинией спроса и рын. ценой. Т.о. покупая при монополии меньше продукции и по более выс. цене, потр-ли теряют часть излишка, обознач. площадью PmPcea+aec.Излишки произ-ля –площадь, огранич. линией MC и рын. ценой. Монополист получает доп. излишек – прямоуг-к PmPcea, продавая товар по более выс. цене, но теряет часть излишка, обознач. треуг-м ebc. Т.о., его доп. излишек составит PmPcea- ebc.Площадь, равная aec+ebc-полные чистые убытки от монопольной власти, т.е. ущерб, наносимый монополией общ-ву.

 

20.Последствия введения акцизов, дотаций и директивных цен на монополизированном рынке.

1. Директивные цены: Если установить верхний предел цены ниже ее рын. ур-ня для монополии, то может возрасти не только объем спроса, но и объем предложения, что исключит дефицит.Введение верхнего предела цены ставит монополию в положение сов. конкурента: любой выпуск ей приходится продавать по одной и той же цене. Линия директивной цены становится линией сред. и пред. Доходов, а макс-я принимает вид P=MC. Когда верхний предел цены установлен на уровне P 2, прибыль монополии будет максимальной при выпуске Q 2. Хотя сочетание P 2, Q 2 дает монополии меньшую прибыль, чем сочетание PM, QM, при цене P 2 наибольшей прибыли соответствует выпуск Q 2. Максимальный объем продукции монополия предложит при фиксированной цене P 1, равной предельным затратам. Дальнейшее снижение верхнего предела цены, например, до P 0 = A C, приведет к сокращению предложения, и на рынке образуется дефицит Гос-во также м. регул-ть цены монополии путем устан-я пред. норматива рент-ти затрат или пред. нормы доход-ти капитала, инвестированного в дан. пред-е.Регул-е прибыли монополии таким образм ведет к тому, что рост ее затрат приводит к росту и прибыли, а соот-но к росту ее цен.=> прямое рег-е прибыли монополиста путем устан-я нормативов неэффек-о.Для уменьш-я выгод моноп-в м. использ-ся налоги, сокращ. полож. эк. прибыль монополиста. Акциз, дотация: На рис. показаны результаты введения акциза на обоих рынках при предположении, что рыночный спрос задан прямой линией и график предельных затрат монополии совпадает с графиком отраслевого предложения на конкурентном рынке. В этом случае на монополизированном рынке на потребителя перекладывается меньшая доля налога, чем на рынке совершенной конкуренции. Введение акциза в размере Т сдвигает кривую предельных затрат вверх и увеличивает цену на конкурентном рынке с P C, 0 до P C, 1, а на монополизированном - с P М, 0 до P М, 1.=> На моноп. рынке объем пр-ва сокращ-ся, цена расте. Дан. метод регул-я неэф-н. Потреб-м будет меньше дост-ся и субсидий в усл-х монополии по сравн-ю с сов. конкуренцией. На монополизированном рынке прирост цены в некоторых случаях может превысить величину налога, взимаемого с единицы товара. Монополия устанавливает цену на участке кривой спроса, где eD > 1, и в целях упрощения примем, eD = const, т.е. на этом участке функции спроса имеет следующий вид: QD = a / Pn; n > 1.Моноп. цену после введения акциза можно представить следующим образом: Первое слагаемое представляет моноп.цену до введения акциза, а второе - приращение цены в результате введения акциза; при eD > 1 оно больше Т. Если при таком отраслевом спросе монополии предоставить дотацию, то размер снижения цены превысит величину дотации.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал