Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Олигополия: понятие и сущность. Олигополистические модели.






Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует несколько продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным (сталь, цветные металлы, строительные материалы). Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Олигополист должен учитывать реакцию конкурентов на свои действия. Он должен считаться не только с реакцией покупателей, но и с противодействием своих конкурентов. Жесткая ценовая конкуренция среди олигополистов может привести к тому, что продавцы изменяют свое поведение и стремятся путем соглашения о ценах координировать свои действия, чтобы избежать разорительной ценовой борьбы. Модель ценовой войны (сознательное соперничество – модель Бертрана) (равновесие при P=AC). Ценовая война– это последовательное уменьшение цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Названная ситуация возникает, если появляется искушение у конкурента увеличить свои продажи, сокращая цены и захватывая тем самым рынок сбыта. В этот процесс втягиваются все фирмы отрасли. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек; экономическая прибыль в этом случае уже равна нулю.Ценовые войны хороши для покупателей, фирмы-олигополисты в конечном итоге теряют свои доходы (кроме, пожалуй, начинающей войну фирмы). Поэтому данная ситуация возникает не часто.

Модель, основанная на тайном сговоре (картель), имеет большее распространение. Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объема выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией. Основная проблема – установление системы ограничений(квот) для каждой фирмы.До осуществления картельного соглашения при цене Pс каждый производитель получает нормальную прибыль. При организации картеля и установлении картельной цены Рм фирме разрешен выпуск qm.Если фирмы полагают, что рын цена не снизится, если они буду продавать больше, например q`. При этом фирма может увеличить свою прибыль. Если все фирмы поступят подобным образом, отраслевой выпуск увеличится до Q`, и цена станет падать, вернувшись к уровню Pc. Равновесие при (MR=МС; Р> АС)

Ценовое лидерство (квазимонополия), при такой модели один из производителей-продавцов получает признанный другими статус ценового лидера. Он регулирует цену продукции, все другие фирмы следуют за ним. Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменяющимся условиям рынка, при этом придерживается следующей тактики: устанавливает цену с учетом правила максимизации прибыли MR=МС, чтобы помешать вступлению в отрасль других фирм и сохранить ее олигополистическую структуру; цену корректирует не часто (лишь при условии значительного изменения спроса или издержек).

Есть проблема, т.к фирмы-последователи будут сохранять свои постоянные доли рынка, т.е. фирма-лидер повышает цену на свою продукцию, а последователи захотят увеличить объем предолжения, потому что новая цена может оказаться значительно выше MC этих фирм.

Обычно различают два основных типа ценового лидерства– лидерство фирмы с существенно более низкими затратами, чем у конкурентов и лидерство фирмы, занимающей доминирующее положение на рынке, но не существенно отличающейся от последователей по уровню затрат.

Модель ломаной кривой спроса фирмы-олигополии объясняет, что в условиях олигополии, когда между фирмами нет сговора, могут происходить изменения q без изменения р. Неизменность Р можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за приростом их цен, а последуют только за снижением их цен. Рисунок для случая, когда все фирмы назначают одну цену. Начиная с точки К, если одна из фирм назначит более высокую цену, чем у других, он уступит им часть объема продаж, поэтому кривая спроса для нее отграничивается DHK. Если

Будет назначена более низкая чем у других цена она не сможет захватить у них часть рынка, так как остальные снизят цены в соответствии с кривой DD, то есть повышение и понижение цен самоустраняется. Этому излому соответствует разрыв кривой MR, т.е при сдвигах MC в пределах отрезка XY Р на уровне К –это цена, максимизирующая прибыль. Недостаток ломанной кривой спроса – не объясняет каким образом устанавливается исходный уровень цен в точке К.

Модель Курно. Впервые модель дуополии (две конкурирующих фирмы) была предложена французским математиком и экономистом Огюстеном Курно в 1838 году. Модель предполагает, что фирмы производят однородный товар. Каждая фирма должна решить, сколько производить, помнить, что ее конкурент тоже принимает решение по объему производства и что цена в итоге будет зависеть от совокупного объема производства обеих фирм. Суть модели в том, что, принимая решение, олигополист руководствуется стремлением к максимизации своей прибыли, полагая выпуск другого олигополиста заданным. В итоге процесс завершится уравниванием их выпусков, и тогда дуополия достигает состояния равновесия Курно, в условиях которого каждая фирма максимизирует свою прибыль.

Точка пересечения определяет рыночное равновесие, поскольку указывает на те объемы индивидуального предложения, в изменении которых не заинтересован ни один из конкурентов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал