Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнения для «сухого плавания». Упражнения с использованием житейских ситуаций
Предлагаем ряд ситуаций, которые можно использовать для отработки техник активного слушания в кругу (письменно или устно). Источник: Веселая россыпь (Татарский народный юмор), 1974. Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров Упражнение «Человек с хорошей памятью» Мужики одной деревни решили послать к царю ходока с просьбой уменьшить денежный налог. Грамотных в деревне не было, поэтому стали подбирать человека с хорошей памятью. Выбрали самого сообразительного, самого памятливого и направили к нему для испытания старика. Старик подошел к его окну и спросил: — Что можно съесть за один присест? Тот не задумываясь сказал: — Яйцо! Через год тот же старик пришел под окно и снова спросил: —А с чем? Будущий посланец ответил: — С солью! После этого все решили, что он самый сообразительный, самый памятливый человек в деревне, и отправили его к царю. Задание. Воспроизвести историю, используя технику перефразирования. Упражнение «Язык заставит и полюбить, и возненавидеть» Старик со старухой жили очень дружно, ни разу в жизни не ссорились, — Добрая моя подруга, — сказал старик, — мы с тобой прожили жизнь хорошо, в ладу и мире. А сейчас мне хочется съесть чего-нибудь вкусного. Старуха тут же поджарила для него говяжий язык. — Спасибо! — сказал старик. — Нет ничего на свете вкуснее языка. Через некоторое время старик снова решил испытать свою старуху. — Дай-ка мне самой невкусной еды, — попросил он. Старуха опять поджарила язык. — Спасибо, родная, — сказал старик, — ты самая умная на свете. Нет ничего лучше и хуже языка. Он может заставить и полюбить, и возненавидеть. Задание. Ответьте старику от лица старухи, используя технику вербализации в форме перефразирования. Попробуйте использовать интерпретацию в своем ответе старухе от лица старика. Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» Упражнение «Писать... ноги не дают» Неграмотный попросил грамотного написать письмо в соседнюю деревню. Но тот ответил: — Не могу, ноги болят. Проситель очень удивился. — Причем тут ноги? Ты же не ногами пишешь! — сказал он. Грамотный ответил: — Если я напишу письмо, то его никто, кроме меня, не прочтет. Придется самому идти в другую деревню. Задание. Продолжить диалог, ответить от лица просителя, используя технику вербализации в форме перефразирования. Упражнение «Безответственный гвоздь» — Ты зачем меня расщепил? — спросила Доска у Гвоздя. Об этом узнай у Молотка, — ответил Гвоздь. Задание. Ответьте от лица Доски, используя технику перефразирования слов Гвоздя. Упражнение «Зачем тащить» Сын возвратился с заработков. Отец спросил его: — Ну, сынок, а как насчет денег? Привез ли хоть немного? Я бы и привез, да ведь смысла нет, — сказал сын. — Как это нет? — Сколько тут рубль стоит? — Рубль и стоит рубль. — Если так, зачем же тамошний рубль тащить сюда? — ответил сын. Задание. Продолжите диалог, ответьте от лица отца сыну, используя технику вербализации в форме перефразирования. Теперь попробуйте ответить, используя интерпретацию слов сына. Упражнение «Огонь туши в искре» Через мельничную плотину стала просачиваться вода. Сказали об этом заведующему мельницей, но тот махнул рукой: — Пока только капает. Немного позже вода полилась ручьем. Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров — Пустяки, — сказал заведующий, — успеем починить. Вскоре вода полилась потоком, и мельница остановилась. В это время к плотине подошли куры. Заведующий мельницей набросился на них: — Бессовестные, последнюю воду выпить решили? Тут и без вас воды не напасешься! Задание. Ответить за кур, используя технику вербализации в виде обобщения или резюме. Упражнение «О козе» Нуретдин, услышав шум у соседа, заглянул к нему во двор. Тот брал клок сена, клал его на забор и, отойдя в сторону, ругал козу, которая, встав на задние ноги, тянулась за сеном. — Ах ты бесстыдница! Зачем воруешь? Когда это повторилось несколько раз, Нуретдин не выдержал и спросил, что происходит. Сосед, смеясь, ответил: — Коза — животное привередливое, то, что ей дают, не ест, а что запрещают, не успеешь оглянуться, — тут же съест. Задание. Продолжите диалог соседей, ответьте соседу с козой, используя технику перефразирования или резюме. Упражнение «Попался» Один писал письмо, а другой, стоя у него за спиной, читал. Писавший рассердился и приписал сбоку: «Если бы какой-то болван не стоял за спиной и не читал то, что я пишу, я написал бы тебе все, что у меня на душе». Стоящий за спиной сказал: — Что Вы, я совсем не читал Вашего письма! Задание. Ответьте стоявшему как бы за Вашей спиной человеку, используя технику обобщения или перефразирования. Упражнение «Вкусный хлеб» Муж вернулся с работы, сел за стол, взял в руки подгоревший кусок хлеба. — Кто пек? — недовольно спросил он. Свекрови хотелось, чтобы сын обругал невестку. Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» — Женушка твоя пекла, — сказала она и добавила: — Ведь она у тебя такая мастерица. Поняв, чего добивается мать, сын сказал: — То-то очень вкусный получился. Задание. Ответьте от лица матери сыну, используя технику развития мысли (интерпретацию). Упражнение «Откровенный совет» К знаменитому музыканту пришла девушка и сказала: — Мне бы хотелось сыграть вам что-нибудь, разрешите? Музыкант согласился, и девушка исполнила на рояле несколько несложных пьес. Закончив играть, она спросила: — Что бы вы могли мне посоветовать? — Знаете, о чем я подумал? Не лучше ли вам выйти замуж? Задание. Ответьте музыканту от лица девушки, используя технику развития мыслей. Упражнение «Лекарство от живота» Больной пожаловался врачу: — Живот болит, дай, пожалуйста, какое-нибудь лекарство. — А что ты ел? — спросил врач. — Заплесневелый хлеб. Врач стал капать больному лекарство... в глаза. — У меня ведь глаза не болят, — возразил тот. — Если бы у тебя глаза были здоровые, ты увидел бы, что хлеб заплесневелый, и не стал бы его есть. Задание. Ответьте врачу от лица больного, используя технику развития мыслей. Упражнение «Мудрость — в умении сказать» Хану приснилось, что у него выпали все зубы. Толкователь объяснил ему этот сон так: — Все твои дети, все твои родственники умрут раньше тебя. Хан очень рассердился и посадил толкователя в тюрьму. На другой день он вызвал из соседнего города другого толкователя, который сказал: Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров S — Ты проживешь дольше, чем все твои дети и родственники. Хан остался доволен ответом, щедро одарил второго толкователя и взял его к себе на службу. Задание. Подумайте и сформулируйте с помощью техники развития мыслей то, что мог бы сказать хану толкователь обо всей ситуации. Упражнение «Хотя и маленькое, но все же утешение» У девушки спросили: — Почему ты носишь короткие волосы? — Потому что мужчины часто смеются: у женщин волос долог, да ум короток. Про женщину с короткими волосами так не скажут, — ответила она. Задание. Продолжить диалог с девушкой и ответить ей, используя технику развития мыслей. Упражнение «Не хочешь, а поверишь» Одного муэдзина попросили: — Ты к молитве призывай погромче, а то мы тебя не слышим. — Не говорите чепухи, я свой голос за версту слышу, — ответил он. Задание. Ответьте муэдзину, используя технику развития мыслей. Упражнение «Вредная жена» Муж купил на базаре овцу. — Овца очень хорошая, жирная, — похвалился он жене, придя домой. Жена пошла в овчарню, чтобы покормить овцу, увидела, что это была не овца, а кастрированный баран, и сказала об этом мужу. — Вот вредная женщина! — рассердился муж. — Ты всегда видишь то, чего не видят другие! Задание. Ответьте от лица жены мужу, используя технику развития мыслей. Упражнение «Успокоили» Больной перед операцией сказал медсестре: — Знаете, я очень боюсь. Это первая операция в моей жизни. Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» Сестра решила его успокоить: — Не волнуйтесь, у нашего врача это тоже первая операция. Задание. Ответьте от лица больного медсестре, используя технику развития мыслей. Упражнение «Напугал» — Бабуся, ты знаешь, ученые говорят, что солнце через восемьдесят миллиардов лет погаснет. — Через сколько, говоришь? — Через восемьдесят миллиардов! — Ох, напугал! Мне послышалось через восемь миллиардов! Задание. Ответить бабусе, используя технику развития мыслей.
|