Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие рекомендации. При проведении беседы на III фазе рекомендуем придерживаться следующих принципов:
При проведении беседы на III фазе рекомендуем придерживаться следующих принципов: 1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями, так как собеседник обычно понимает меньше, чем хочет показать; 2. Способ и темп аргументации должны соответствовать особенностям темперамента, характера собеседника: □ доводы, рассмотренные по отдельности, эффективнее достигают цели, □ 3—4 ярких аргумента достигают большего эффекта, Q аргументирование не должно быть декларированным или в форме монолога, □ точно расставленные паузы оказывают большое воздействие. 3. Вести обсуждение по отношению к собеседнику нужно корректно: □ открыто признавать правоту собеседника, если он прав, □ продолжать оперировать можно только теми доводами, которые приняты собеседником, □ избегать пустых, ничего не значащих фраз. 4. Приспособить аргументы к личности собеседника: □ нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника, О избегать простого перечисления фактов, лучше излагать преимущества или последствия, вытекающие из них, □ использовать понятную собеседнику терминологию, □ проверять воздействие аргументов дополнительными вопросами, □ не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника. 5. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих понимание; 6. Пытаться как можно нагляднее изложить свои доказательства, идеи и соображения: □ сравнение следует основывать на опыте собеседника, □ сравнения должны быть лишены преувеличения, вызывающего недоверие, их задача — усилить доводы, □ использовать ручку, бумагу для конспектирования хода беседы, рисования схем; 7. Избегать обострения отношений. Для этого критические вопросы лучше рассматривать либо в начале, либо в конце фазы, также полезен перерыв; 8. На человека с высоким интеллектом хорошо влияет двусторонняя аргументация: Вы указываете как на преимущества, так и на слабые стороны предлагаемого решения; 9. Рекомендуется сначала перечислять преимущества, а потом недостатки; 10. Полезно, первоначально выяснив позицию собеседника, включать ее в свою аргументацию; 11. Нужно своевременно делать обобщения и выводы по проведенному обсуждению аргументов; 12. На контраргументы можно отвечать до того, как они высказаны собеседником, сразу после его слов, позднее или никогда; 13. Стараться своевременно пресекать нежелательные направления разговора; Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать аргументацию» 14. Делать паузу, когда собеседник колеблется между положительными и отрицательными аргументами. До паузы можно дать информацию в пользу положительных аргументов или можно прервать контакт. На фазе выдвижения возможных решений, доказательства их оптимальности, совместного обсуждения каждого варианта можно столкнуться с нежеланием кого-то из собеседников принять доводы другого. Важно понять, что побуждает человека не соглашаться с вами. Приведем некоторые причины, толкающие собеседников на возражения. 1. Защитная реакция: собеседник не понял вашу аргументацию и доводы или он сопротивляется новому, изменению своего мнения. 2. Спортивная позиция: собеседник склонен к соперничеству в беседе и проверке наших способностей. Он хочет узнать, насколько мы опытны, с какими трудностями способны справиться, границы наших возможностей, насколько далеко он может зайти по отношению к нам, как мы выходим из неприятных положений. 3. Разыгрывание роли: собеседник ведет себя так, будто он хозяин положения. 4. Другой подход, у собеседника иное мнение. Он может опираться на устаревшие, «классические» идей и теории. 5. Несогласие: собеседник не согласен с предложенным методом решения. Несогласие возникает в случае, если мы не учли особенностей характера собеседника; 6. Тактическое обдумывание: собеседник хочет обеспечить себе преимущество, чтобы получить дополнительный материал для спора. Как себя лучше вести, если ваш собеседник склонен возражать? Во избежание этого рекомендуем придерживаться следующего: 1) ответьте для себя на вопрос «что за этим кроется?» (возможные причины мы перечислили выше, могут быть и другие); 2) избегайте открытых и грубых противоречий; 3) уважайте мнение собеседника; 4) чтобы подчеркнуть важность мнения собеседника, почаще признавайте его правоту; Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров 5) избегайте личных оценок («я лично думаю...»), особенно если собеседник не считает вас своим советчиком или признанным специалистом; 6) избегайте растянутых ответов, которые указывают на Вашу неуверенность; 7) наблюдайте за невербальной реакцией собеседника; 8) не допускайте превосходства: не следует парировать каждое возражение собеседника, покажите, что и вам не чужды человеческие слабости, иначе у собеседника сложится впечатление, что перед ним сидит человек, с которым нет никаких шансов бороться, и при первой же возможности попытается нанести контрудар. Итак, в процессе разработки решений, оценки и обсуждения каждого варианта, а также выбора наиболее оптимального решения рекомендуется: 1. Выдвигать решения в интересах дела с учетом интересов собеседника и своих собственных. 2. Открыто обсуждать положительные и отрицательные стороны каждого решения для обеих сторон. 3. Развивать мысли в сторону увеличения или уменьшения доводов, аргументов. 4. Доводить идеи, доводы собеседника до абсурда. 5. Ссылаться на авторитет для подтверждения какой-то точки зрения, мысли. 6. Прибегать к инверсии — изменять значения мысли, довода на прямо противоположные по смыслу. 7. Образовывать другое значение, стремиться к обнаружению нового дополнительного значения точки зрения, аргумента. 8. Устанавливать новые взаимосвязи между доводами, мыслями. 9. Выявлять противоречия в доводах и мыслях. 10. В процессе изложения доводов, прибегать к наглядности — изображению схем, графиков и т. д. 11. Разделять аргументы и доводы на точные, противоречивые и ошибочные. 12. Обращаться к формальной структуре: предписаниям, обязанностям, нормам, закону и т. д. 13. Достигать последовательных выводов: постепенно доказывать решения, точки зрения. Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать аргументацию» 14. Открыто сообщать факты и сведения, лежащие в основе вашего доказательства какого-то решения, точки зрения. 15. Находить обратную сторону любого аргумента, решения или точки зрения. 16. Временно откладывать вариант решения или аргумента, если нет доводов ни в пользу, ни против него. 17. Оперировать простыми, ясными, точными, убедительными понятиями. 18. Соблюдать способ и темпа доказательства в соответствии с особенностями темперамента, интеллекта собеседника. 19. Корректно проводить обсуждение вариантов решений с учетом личности собеседника: его мотивов, интересов, уровня информированности, компетентности. 20. Избегать открытых, грубых противоречий, личных оценок, ощущения превосходства на собеседником.
|