Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типичные ошибки беседы в целом
Если вы добились в беседе поставленной вами цели: выяснили скрытую причину конфликта, мотив, побудивший собеседника совершить тот или иной поступок, нашли оптимальное решение возникшей проблемы (у собеседника или у вас), считайте, что вы эффективно управляли ходом беседы. В противном случае вы совершили ошибку. Приведем основные типичные ошибки, заключающиеся в нарушении структуры беседы, вернее, в неправильном ее развитии. Первая заключается в том, что отсутствует фаза контакта. Иногда она есть, но в очень свернутом, формальном виде, так что действительный контакт между беседующими отсутствует. Вторая ошибка — отсутствие фазы ориентации в проблеме. Иногда она проявляется, но в очень недостаточной степени: нет полного сбора информации, часто этому мешают уже имеющиеся у собеседника (ов) готовые решения или предложения. Третья ошибка — выдвижение только одного решения и навязывание его собеседнику без учета его интересов. Часто отсутствует даже обсуждение этого единственного решения. Такое поведение характерно для авторитарных личностей. Им претит сама мысль о том, что решения можно обсуждать с коллегами, с подчиненными. Четвертая ошибка — направление собеседника на исполнение решения без его мотивирования. Это также характерно для авторитарного стиля руководства: указания на исполнение решения даются чуть ли не в приказном порядке. Часто этому предшествует отсутствие фазы контакта, ориентации в интересах, проблемах собеседника; выдвижения различных решений исходя из интересов как собеседника, так и дела. Вот пример такого типичного поведения: в кабинет начальника вызывается Иван Иванович. Его в лучшем случае усаживают на стул и в обязательном порядке отправляют с завтрашнего дня на курсы повышения квалификации. И Иван Иванович пойдет... Но с каким настроением, мыслями? «Я самый ненужный»? А может, у него Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать аргументацию» жена больна, он же уедет и будет все время обучения думать об этом, а возможно, ему очень нужно быть именно в это время на участке: идет сложная деталь и т. д. Разговор, правда, получился у такого начальника короткий, но сколько сил у него уйдет на контроль за исполнением решения! Качество исполнения также сильно ухудшится. Если же человек заинтересован в осуществлении решения, он сделает это значительно быстрее, значительно лучше, проявив при этом максимум активности, изобретательности, инициативы. В других случаях из-за неправильного ведения беседы может быть наказан невиновный: вы не вскроете и не ликвидируете конфликт, можете потерять специалиста, даже друга. В основе же вышеописанных четырех ошибок чаще всего лежит эгоцентрическая установка: когда на собеседника смотрят лишь как на орудие для достижения своих целей, когда в собеседнике не видят человека с его мыслями, интересами, потребностями. Учитывать «человеческий фактор» на производстве — по сути призыв увидеть в собеседнике, в подчиненном человека. А если увидите и будете уважать личность другого человека, то он станет работать качественно и производительно. Только таким образом можно решать проблему мотивации персонала.
|