Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешняя торговля и внешнеторговая политика
Основные тенденции развития мировой торговли таковы: · в современных условиях высокая динамика развития мировой торговли связана с повсеместным распространением международного разделения труда, которое приводит к определенному росту промышленного и сельскохозяйственного производства; · динамика мировой торговли постоянно колеблется: в кризисные годы темпы ее роста резко падают, а после кризиса сокращаются и абсолютные размеры торговли, в годы экономического подъема происходит обратный процесс; · происходит быстрое обновление товарной номенклатуры, связанное с появлением на рынках большого числа принципиально новых товаров – продукции наукоемких отраслей и сферы высоких технологий; · НТР дает новый толчок для международного разделения труда и специализации производства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами и компонентами, которые изготавливаются на предприятиях различных стран. Конечный продукт является результатом кооперации внешней торговли; · развитие мировой торговли на базе НТР привело к снижению энергоемкого и металлоемкого производства, к внедрению более прогрессивных методов обработки первичных материалов, появлению ресурсосберегающих технологий; · основное место в современной мировой торговле занимает торговля услугами, особенно распространен обмен технологиями; · возросла роль транснациональных корпораций. Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основные цели внешнеторговой политики: · изменение степени и способа включения данной страны в МРТ; · изменение объемов экспорта и импорта; · изменение структуры внешней торговли; · обеспечение страны необходимыми ресурсами; · изменение соотношения экспортных и импортных цен. Существует два основных направления внешнеторговой политики: · политика свободной торговли; · протекционизм. Политика свободной торговли предполагает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась. Протекционизм — государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли. Положительные стороны протекционизма: · ограничение иностранной конкуренции с целью не допустить формирования неэффективной для данной страны экономической структуры; · обеспечение развития определенных отраслей производства, когда в других странах они уже более развиты; · сокращение безработицы. Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, т. к. ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства. Крайняя форма протекционизма — экономическая автаркия — означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт. Выделяют несколько форм протекционизма: · селективный — против отдельных стран либо товаров; · коллективный — объединение стран против других государств, в них не входящих; · отраслевой — защита определенных отраслей; · скрытый — осуществляется методами внутренней экономической политики. Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенных тарифов. Нетарифные — все остальные. Сводный баланс сделок, заключенных в течение данного года отдельными лицами, фирмами и правительственными ведомствами одной страны с представителями других стран, называют платежным балансом. Главная задача государства в области внешней торговли — поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке. Международная торговая политика – это согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества. Главным субъектом либерализации является международная торговая организация ГАТТ/ВТО. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947 г. ГАТТ — международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли; по сути — это кодекс правил поведения в сфере международной торговли. ГАТТ/ВТО основывает свою деятельность на четырех основных принципах: 1. торговля должна быть не дискриминационная (применение РНБ – режим наибольшего благоприятствования); 2. национальная промышленность должна быть защищена только с помощью таможенных тарифов, использование количественных ограничений не допускается, все меры количественного ограничения должны трансформироваться в тарифные пошлины; 3. тарифы должны сокращаться посредством мировых переговоров и не могут быть впоследствии повышены; 4. страны-участницы при принятии решений должны проводить обязательные консультации между собой, обеспечивая тем самым недопустимость односторонних действий. С 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация ВТО. Высший руководящий орган ВТО — конференция министров. Всемирная торговая организация контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей. Страны, желающие вступить в ВТО, должны: · начать процесс сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток времени (необходимо несколько этапов); · пойти на торговые уступки; · выполнять уставы ВТО (особенно принцип недискриминации). В настоящее время активно проводится процесс создания условий для вступления России в ВТО.
|