Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Операциональные механизмы
Синектика определяет творческий процесс как умственную деятельность в постановке и решении проблемных ситуаций, где результатом являются художественные или технические изобретения. Операциональные механизмы синектики - это конкретные психологические факторы, которые поддерживают и способствуют творческому процессу. Механизмы синектики предназначены побуждать соответствующие психологические состояния и, следовательно, способствуют творческой деятельности. Слова — интуиция, эмпатия и игра — это просто названия, которые называют сложную работу в надежде, что наименование деятельности фактически описывает ее. Опыт показал, что это очень трудно - перейти от постановки проблемы и решения проблемы обратно к этим номиналистическим абстракциям. Когда имеешь дело с индивидуальностью или группой, перед которой стоит проблема постановки и решения проблемы, нецелесообразно пытаться убеждать человека стал» интуитивным, чувствовать эмпатию, стать вовлеченным, отрешиться, играть или чувствовать то очевидное, которое является незначительным. Однако в нашем научном опыте механизмы синектики увеличивают вероятность успеха, когда необходимо творчество. Они увлекают человека в психологические состояния. Синектический процесс включает: 1) превращение неизвестного в известное; 2) превращение известного в неизвестное. Превращение неизвестного в известное. В любой ситуации постановки и решения проблемы главной обязанностью человека является понимание этой проблемы. Это аналитическая фаза, где разветвление и основные моменты проблемы должны быть измерены. Однако если принимать только этот аналитический шаг, невозможно никакое новое решение. Чтобы начать работу по проблеме, нужно сделать конкретные предположения, хотя в процессе постановки и решения проблема может измениться. Это способность мозга, когда перец ним возникает проблема, пытаться превратить неизвестное в известное путем анализа. Человеческий организм консервативен, и любой незнакомый предлог или понятие грозит ему. При встрече с незнакомым мозг пытается поглотить чуждость, втискивая ее в знакомый образец или изменяет порядок расположения понятий, чтобы освободить место для неизвестного. Мозг сравнивает данное неизвестное с ранее знакомым и превращает неизвестное в известное. Это, конечно, очевидная часть решения проблемы. Однако синектика — это попытка описать те сознательные, предсознательные и подсознательные психологические состояния, которые присутствуют в любом творческом акте. Поэтому было бы недостаточно не упомянуть аналитический механизм превращения неизвестного в известное. Главная опасность, типичная трудность при превращении неизвестного в известное заключается в том, что можно так погрузиться в анализ и детали, что они становятся сами целью, ведущей в никуда. Процесс превращения неизвестного в известное, если используется в чистом виде, может привести к поверхностным решениям, но новизна требует свежей точки зрения, нового подхода к проблеме. Превращение известного в неизвестное. Превратить известное в неизвестное - значит исказить, перевернул» или перенести будничное видение и ответную реакцию, которые переносят мир на знакомое безопасное место. Такая погоня за неизвестным - это не поиски эксцентричного или того, чего нет. Это сознательная попытка достичь новый взгляд на старый мир, людей, идеи, чувства и вещи. В знакомом мире предметы всегда стоят на ногах, ребенок, нагибаясь и смотря на мир между ног, экспериментирует, делая известное неизвестным. (Знакомое дерево становится соединением твердых тел в другом пустом пространстве. Скульптор сознательно может инвертировать свой мир и видеть дерево как серию пустот и отверстий, вынутых в твердом теле воздуха.) Оуэн Барфильд цитирует описание трехмачтового винтового парохода с двумя трубами словами туземцам островов южных морей на английском: «Три куска бамбука, два паф-паф, ходишь внутри, не можешь видеть». Выражаясь на нашем языке, понятия, которые составляют пароход, выражены понятиями знакомого. Здесь знакомое западное понятие парохода сопоставляется с неизвестной версией на неправильном английском. Барфильд говорит: «Когда я читаю слова «Три куска бамбука...», я на некоторое время переношусь в совершенно другой вид сознания. Я вижу пароход не своими глазами, а через глаза примитивного островитянина. Его опыт, его значение совершенно другие, чем мои, так как это продукт других понятий. Он обнаруживает это через выбор слов, и в результате этого я на момент отбрасываю западную цивилизацию как старую одежду и вижу пароход в новом и странном свете». Пароход в глазах западного ума в этом свете переконструируется и предстает воображению живым и четким Эти несколько механизмов превращения известного в неизвестное - не сочетание трюков для достижения поверхностной новизны. Они выработаны и используются в нескольких группах синектики как систематический способ решения актуальных изобретательских проблем. Следовательно, «новый взгляд» Барфильда на знакомый пароход мог бы быть точкой начала для толчка. В соединении с технической, компетентностью она может дать новую точку видения для развития нового изобретения. Попытка превратить знакомое в незнакомое включает несколько методов достижения намеренно наивного или очевидного «вне фокусного» взгляда на какой-то аспект известного мира. И этот взгляд может переместить и наше обычное восприятие, и наши обычные ожидания о том, как мы или мир будем вести себя. Опыт выдерживания этого условия может вызвать беспокойство и неуверенность. Но превращение известного в неизвестное является основным в упорядоченном творчестве. Все проблемы представляются мозгу как угроза поражения. Для того, кто стремится победить в отношении успешного решения, эта угроза вызывает ответ, в котором за самое немедленное поверхностное решение хватаются неистово как за бальзам против беспокойства. Это согласуется с естественным толчком овладеть превращением неизвестного в известное. Все же если мы хотим воспринять все подразумеваемое и возможности нового, мы должны рисковать по крайней мере временной двусмысленностью и беспорядком. Человеческие существа - это наследники наследства, состоящего из замороженных слов и способов восприятия, которые обволакивают их мир удобством известного. От этого защищающего наследства надо отказаться. Новое понимание зависит от способности рисковать и понимать механизмы, при помощи которых Мозг может переносить временную двусмысленность, содержащуюся в риске. Синектика выделяет четыре механизма для превращения известного в неизвестное, каждое имеет метаморфический характер: 1. Личная аналогия; 2. Прямая аналогия; 3 Символическая аналогия; 4. Аналогия воображения (фантазии). Согласно нашим наблюдениям, без наличия этих механизмов попытка постановки проблемы и решения не будет успешной. Механизмы нужно рассматривать как специфические и воспроизводимые умственные процессы, инструменты для ведения творческого процесса, поддержания и возобновления этого движения. Существуют романтические и популярные предрассудки против механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно стремится к этой самой механизации. Механизмы по определению допускают сознательное и преднамеренное использование как первоначальное средство. В дополнение, через практику они становятся привычными как способ видения и действия. Даже те индивидуумы, кто по привычке несознательно пользуются или были под наблюдением, чтобы усилить и повысить их творческую эффективность в результате сознательного усилия установить и расширить применение этих инструментов.
|