Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналогия фантазии
Для З. Фрейда творчество вообще и в искусстве, в частности, это выполнение желания, хотя он не говорит, за что его обвиняли. Это только лишь желание. Художник должен знать, как трансформировать, деперсонализировать, скрыть источник желания. Когда он делает это успешно и его работа принимается, то он достиг через воображение того, что мог бы выиграть другим путем. Теория исполнения желания обнаруживает связь между мотивами художника и выбранным методом удовлетворения их. Успех зависит от его способности перенесения желания в воображение и осуществить желание, воплощая его в произведение искусства. Пример Синектика принимает теорию выполнения желания Фрейда в искусстве, но в технике использует ее операционно. Возникла проблема придумать влагонепроницаемую застежку для космических костюмов. Как наша фантазия придумает такую застежку? А: Здесь нужно что-то совершенно необычное. Б. Давайте представим, что мы можем заставить костюм застегнуться так, как вам хочется (механизм аналогии фантазии). А: Одно желание сделает это. В. Детская мечта - невидимые микробы сплетают руки через пространство и туго стягивают его. Г: «Молния»- это тип механического жука (прямая аналогия). Но она не воздухонепроницаема и не так прочна. А: Как построить психологическую модель «пусть закроется»? Д: О чем это вы? Осталось всего два дня, чтобы сконструировать рабочую модель, а вы говорите о детских мечтах! Давайте составим список всех способов застегивания. В: Терпеть не могу списки. Это мне напоминает, как я в детстве ходил в магазин. Д: Так можно болтать, если времени хоть отбавляй, но, если мы в тупике, нечего говорить о каких-то желаниях. Б: Натренированные насекомые. А: Вы имеете в виду научить насекомых закрывать и открывать по приказу? В: Два ряда насекомых, один — по одну сторону, другой - по другую. По приказу берутся за лапки, за ноги или за челюсти. В: Я чувствую себя Насекомым (личная аналогия). Г: Надо, чтобы насекомое двигалось взад-вперед по застежке. Д: Паук мог бы сплести нить и сшить ее (прямая аналогия). А: Паук плетет нить и передает ее блохе, а она заскакивает в отверстия и выскакивает, закрывая их. Г: Насекомым придется тянуть стальной провод (символическая аналогия). В: Мне представляется это так: насекомое тянет нить через отверстия. Это можно сделать механически. Это же насекомое тянет и скручивает пружину. Но это слишком долго. А: Не сдавайтесь. Можно по-другому. В: Нужно взять две пружины. Этот провод мог бы соединить оба края, при этом пружины бы соединили проем. Пружины в резине -вот вам и стальные застежки. Когда предстает проблема, очень полезно представить самое лучшее из всех миров. Вселенную, дающую самый удовлетворяющий возможный вариант, ведущий к самому изящному решению из всех возможных общений Мир, где живут насекомые, это одна из таких вселенных. Здравый смысл ставит вне закона такую фабрикацию, которая выглядит «глупой» перед лицом установленного правила. Как бы изменилась наша проблема, если бы гравитация не удерживала? Что бы случилось с нашим решением, если бы была игнорирована энтропия? Терпеть эти наивные несостоятельные задания нерационально. Иррациональная, как и другое механизмы, аналогия воображения работает обычно в подсознательном, так как рациональность человека отрицает себя и видение той части себя, которая конкретна. Аналогия воображения особенно эффективна, если она используется в процессе превращения знакомого в неизвестное. Этот механизм является отличным мостиком между постановкой проблемы и решением ее. Например, в предыдущем примере «желание закрыться» и воображение себя насекомым были формами утверждения проблемы. Группа говорила: «Эта проблема закрывания описана путем воображения насекомых, которые выполняют эту работу». Еще причина использования аналогии фантазии заключается в том, что она ведет к использованию других механизмов. В последнем примере группа синектики идет от аналогии воображения к личной аналогии и т.д. Легче представить механизм аналогии воображения, работающей как сознательное воображение в области науки, чем в науке. Художник или писатель может изобразить мир так, как хочет, в то время как традиционное понятие ученого заключается в том, что он ограничен феноменологическими и теоретическими «данными» мирового порядка. Пока это традиционное понимание в силе, технологическое изобретение будет невозможно. Изобретатель техники заслуживает и должен дать себе такую же свободу, как изобретатель в искусстве. Он должен упражнять способность воображать лучшее решение проблемы, хотя бы временно пренебречь законами, которые ведут к решению. Только так он может сконструировать образ идеала. Выражение «сознательный самообман» используется для выражения факта, что решающий проблему должен знать законы, которые вступают в конфликт с его идеальным решением, — все же он должен сделать вид, что законы не существуют. Майкл Фарадей использовал самообман, как синектика использует это в процессе электромагнетических исследований. Он обнаружил, что он должен игнорировать электрические теории того времени, так как «они приносят большой вред науке тем, что ставят рамки взглядам тех, которые занимались ими». Не доверяя традиционной науке, Фарадей смог увидеть более последовательскую гипотезу, которая реализовалась. Тренированный эксперт стремится быть суперрациональным и чувствует угрозу со стороны мышления, которое атакует его логический мир. Такое отношение делает изобретение невозможным. «Было так, что Бог мог создать все, за исключением того, что было против законов логики. Истина в том, «что мы не можем сказать о «нелогичном» мире, как бы он выглядел». Следовательно, можно видеть проблему, делая вид, что законы физики не имеют силы. Так можно незаметно подойти к новому образу мышления, неизменные законы стоят стабильно, но, если вытолкнуть их с места на момент, можно проникнуть между ними. К тому времени, как законы встанут на свое место в мозгу, он сформулировал новую точку зрения и может открыть полезные ответвления законов, лежащих в основе новой точки зрения, таких существенных для основного решения. Такие абстракции, как интуиция, отсрочка, эмпатия, игра, отвлеченность, вовлеченность, отделенность, невозможно выучить, так как в них отсутствует конкретность, то есть они неоперациональны. Однако механизмы (прямой аналогии, личной аналогии, символической аналогии и аналогии воображения) — это психологические средства, которые каждый испытал сознательно в большей или меньшей степени. Поэтому можно их использовать, при этом человек даже не осознает, что это делается с целью. Он чувствует, что его природный потенциал растет, его сопротивление сокращается. Было бы абсурдно, имея дело с неподатливыми людьми, говорить: «давайте балансировать множеством отвлеченностей». С другой стороны, они не боятся, например, аналогий из другой науки, чтобы сравнить с технологией, заложенной в данной проблеме. Однако механизм аналогии воображения побуждает возникновение других механизмов, а не наоборот. Игра с аналогиями включает в себя бесконечное разнообразие уровней, начиная с тех, которые понятны непосвященному, и до тех, которые понятны лишь специалисту. На простом конце этой шкалы находятся аналогии, которые связаны с ассоциациями, представляющими довольно наивные сравнения, такие, как связь анального отверстия лошади с самозакрывающимся и самоочищающимся распылителем. Применение этого механизма не требует специального знания физиологии желудочно-кишечного тракта. Представления простых функций на уровне поверхностного восприятия вполне достаточно. На противоположном конце шкалы полезные механизмы возникают от глубоких научных знаний. Пример Группе С было поручено решить проблему - как сконструировать крышу, которая была совершенно новым типом крыши. Она должна быть белой летом и черной зимой. Белая отражает лучи солнца летом, поэтому стоимость кондиционирования воздуха будет меньше. Черная поглощает лучи, и стоимость отопления тоже будет ниже. Ниже приводится отрывок заседания на эту тему: А: Что в природе меняет цвет? Б: Ласка - белая зимой, коричневая - летом. Камуфляж. В: Да, но ласка теряет белую шерсть летом, чтобы выросла коричневая. Не будешь же сдирать крышу два раза в год. Г: Не то. Ласка меняет цвет только два раза в год, а крыша должна менять цвет с наступлением тепла. Жаркие и холодные дни бывают и летом, и зимой. Б: А как насчет хамелеона? Д: Это лучше. Хамелеон может менять окраску, не теряя ни кожи, ни шерсти. А: Камбала делает это так же. В: Что делает? А: Камбала становится белой, когда лежит на белом песке, черной - когда лежит на грязи. Д: Я наблюдал это, но как все это происходит? Б: Хроматофоры. Только я не уверен, произвольно это или непроизвольно... И то и другое понемногу. Д: И все-таки непонятно. В: У камбалы цвет меняется от светлого до темного и наоборот. Это происходит при адаптации. В нижних слоях кожи находятся хроматофоры с пигментом. Когда они выталкиваются на поверхность кожи, камбала становится черной, то есть покрывается черными пятнышками, как в импрессионизме, когда множество пятнышек производит впечатление полного покрытия. Их видно лишь при близком рассмотрении. Когда черный пигмент уходит на дно хроматофор, камбала становится светлой. В: А нельзя ли это использовать в крыше? Давайте сделаем материал для крыши черным, а внутри белым (белые пластмассовые шарики). Когда появляется солнце, крыша нагревается, белые шарики нагреваются, по закону Боиля, и они выступают на поверхность. Знание зоологии, которое показал В., не наивность. За 17 лет синектических исследований пронаблюдали, что богатый источник прямой аналогии дает биология, в которой нет никакой мистики, органический аспект биологии дает аналогии, которые вдыхают жизнь в проблемы, которые являются неподатливыми и чисто количественными. Хотя механизмы просты в понимании, их применение требует выхода большой энергии. Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, но эта техника позволяет людям работать плодотворнее.
САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ ЛЮДИ:
|