Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личная аналогия
Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от рассмотрения проблемы так, как она раньше анализировалась.Химик делает проблему знакомой себе через уравнения, сочетающие молекулы и математику феноменологического порядка. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, может лично отождествить себя с молекулами в действии. Фарадей «заглянул...в самое сердце электролита, пытаясь представить игру его атома видимой для глаз. Творческий технический специалист может представить себя танцующей молекулой, отбрасывая отделенность эксперта и бросаясь в работу нужных элементов. Он становится одной из молекул. Он позволяет молекулярным силам толкать себя и тянуть. Он остается человеком, но действует так, как будто он молекула. На некоторое время жесткие формулы не работают, и он чувствует, что происходит с молекулой. Эйнштейн тоже признавал роль эмпатического персонализированного отождествления: «Физические сущности, которые, кажется, служат элементами мысли, являются определенными знаками и более или менее ясными образами, которые могут быть «произвольно» репродуцированы и соединены... эта комбинаторная игра кажется существенной чертой в продуктивной мысли... Вышеуказанные элементы в моем случае являются визуальными или мускульными». Здесь великий ученый, работая в самой абстрактной области, признает «мускульное» отождествление априори даже с элементами математики. Кекуле, отождествляя себя со змеей, глотающей свой хвост, высказывал мнение, что молекулы бензола, скорее всего, образуют круг, а не цепь карбола. Ките описывает в своей работе «Эндимион»: «Я бросился в море и так лучше познакомился со звуками, зыбучими песками и скалами, чем если бы я оставался на зеленом берегу и играл на глупой флейте, пил чай и следовал удобным советам». Итак, и в науке, и в искусстве наблюдения и анализ отбрасываются в пользу личной аналогии. Группа С решала проблему изобретения нового механизма, как крутить вал с постоянной скоростью, скорость которого меняется в диапазоне от 400 до 4000 об. в мин., так, чтобы скорость на конце вала, который отдает свою энергию, оставалась постоянной — 400. При анализе технических элементов группа нашла немедленные решения. Как можно себе представить, все эти решения приняли форму зубчатых колес, конусов, жидкостных зажимов... Механизмом для превращения известного в неизвестное послужила личная аналогия. На доске был нарисован ящик с валом, входящим в него и выходящим. На входящем стояли цифры «400 до 4000», на выходящем «400 постоянная». Один за другим все члены группы представили, что они влезают в этот ящик и пытаются без инструментов, а своим телом придать нужную скорость. Вот несколько отрывков из записей. А: Я нахожусь в проклятом ящике. Я берусь за входящий вал одной рукой, а за выходящий - другой. Я задерживаю входящий, когда мне кажется, что он вращается слишком быстро, так, чтобы скорость на выходящем оставалась постоянной. В: А откуда вы знаете, насколько быстро двигается выходящий? А: Я смотрю на часы и считаю. С: Как вы себя там чувствуете? А: Жарко рукам держать, по крайней мере одной руке, той, которая действует как зажимающее устройство. С: В, как насчет того, чтобы забраться в ящик. В: Я тут, но не знаю, что делать, так как не могу измерять скорость вращения или время. Мне кажется, что я там же, где и А. С: А вы, Д? Д:...Я в ящике и пытаюсь стать регулятором... системой обратной связи...Если я берусь за выходящий вал руками....И, предположим, на выходящем у меня под ногами есть подставка (подножка), так, что я могу опереться на нее. Я ставлю ноги на край подставки и...И мне бы хотелось, чтобы ноги у меня были поменьше, так как когда скорость входящего вала увеличивается, тогда уменьшается трение и мне придется держаться за выходящий вал так, чтобы сохранить свою дорогую жизнь, и скорость его останется постоянной...чем скорее вращается входящий, тем меньше у меня будут ноги, с тем, чтобы двигающая сила осталась постоянной. С: А как уменьшить ноги? А: Это не вопрос, лучше спросите: «Как поддерживать постоянное трение?» Е: Если по антиньютоновской причине ваши ноги стоят ближе на подставке при увеличении скорости входящего ваш рычаг уменьшается...Я имею в виду, что сила на выходящем остается постоянной в результате этого. С: Мне нужно что-то «антиныотоновское», здесь мы боремся с центробежной силой. с: А как насчет неньютоновской жидкости?...Жидкость, которая стремится к центру вращения вместо выплескивания. В: Вам нужна антигравитационная машина. Е: Прекрасно. А: Единственное, что приближается к оси вращения, это шнур (струна) с грузом на конце, прикрепленная к палочке. Вы крутите шнур, и он закручивается вокруг палки, пока не станет все короче, и вообще не останется шнура. Е: А что, если сделать жидкость из множества шнуров или даже лучше эластическую жидкость...Представьте себе жидкость, состоящую из миллиарда резиновых полосок. Чем больше скорость вращения оси, тем больше резинки закручиваются вокруг нее. С: Лучше, если они приклеиваются или отклеиваются все время, рвутся и не рвутся, не так ли? Е: Может быть, но это не мелкий уголь. В: Нужен встроенный регулятор... это беда с современными механизмами. Это механизмы с тахометрами и измерителями скорости лоно в окружении лающих собак, эта антиньютоновская жидкость сама за себя скажет, если обращаться с ней осторожно. Один из членов группы построил модель по этому принципу. Но она оказалась неэффективной. Скорее это бы подошло для сенсорного приспособления, а не как единица, передающая энергию. Он же изготовил механическую модель жидкостного приспособления постоянной скорости. Эта модель оказалась эффективной и экономичной. Механизм личной аналогии легко понятен после разъяснения техники синектики. Однако применение требует потери самого себя. Некоторые люди так обычно привязаны к жесткому внутреннему контролю и рациональному поведению, что любое альтернативное поведение служит поводом беспокойства. Чтобы вызвать этот механизм, «учитель» приводит пример личной аналогии (например, в вышеуказанном примере он первым входит в переносный ящик), так что новичок теряет страх потери контроля над собой. Новичку нужно увидеть, что происходит с кем-то другим сначала. Затем, колеблясь, и, наконец, с полным доверием новичок начнет сам пользоваться этим механизмом.
|