Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример символической аналогии
Перед группой синектики была поставлена проблема изобрести подъемное устройство, которое бы находилось в коробке размером не более 4 дюймов, но чтобы увеличивалось до 3 футов и держало 4 тонны. Применяться оно должно при передвижении таких объектов, как дом или большие грузы. До этого перемещение осуществлялось механическим или гидравлическим механизмом, который был достаточно велик, чтобы попасть в необходимое пространство. Подъем с движениями, ограниченный длиной подъемника, толкал груз на ту длину, какую был способен, затем рабочий заменял его все большим и большим приспособлением. Было очевидно, что необходимо еще одно приспособление, которое бы выполняло всю работу без серий работ. В этом случае группа воспользовалась символической аналогией, чтобы посмотреть на рычаг по-новому: А:...как насчет биологического рычага, где источником энергии будет вирусная культура. Бросаете «нишу» в эту культуру, она разрастается, занимает больше места и является источником энергии. В: Такие зоосообщества перестанут увеличиваться, когда давление их дойдет до нескольких фунтов на кв. дюйм. А: Да, вы правы. С: Что является ключом к этой проблеме: энергия или инструмент? Д: Не энергия. Ее всегда можно передать от мотора через вал. Туда ведь не поставишь мотор... Е: Можно использовать медленно горящий порошок, который даст энергию, если добавить кислород. В: Но как собрать механически передвигающийся элемент, который бы передавал энергию? А: Эта загадка типа трюка с индийской веревкой. Пусть клиент идет к факиру. С: Он входит мягкий и выходит твердый... Д: О чем вы, к черту, говорите!.. Выходит твердым. С: Веревка мягкая, когда факир начинает трюк. Он показывает ее всем. Волшебство состоит в том, чтобы сделать ее твердой, так, чтобы можно было по ней карабкаться вверх... Е:..делает это при помощи жидкости. С: Мне нравится идея с индийской веревкой. Как изготовить ее, чтобы она выдержала тонны? Е: Без шуток—Можно сделать это гидравлически. В: Как? Е: Возьмите резиновую трубку размером 4 дюйма, как требуется, накачайте воду или масло под большим давлением. В: Она будет качаться. А: Я бы чувствовал безопасней, если бы она была сделана из стали. В: Можно упрочнить резину... но ничего не останется от индийской веревки. Мы где-то потеряли ее. С: Как же может сталь входить мягко и выходить твердо? В: Такова стальная лента для измерения. Она выскакивает, выпрямляется» и можно держать ее перед собой, потом она сворачивается в ящичке. Е: Но на ней ничего не удержится. Она будет раскачиваться. В: Возьмите две, одна к другой, чтобы они выпрямляли друг друга. Пусть в ящичке они будут отдельно, и соединяйте их, когда они выходят, так, чтобы они были монолитом. А: Велосипедная цепь может считаться в одном направлении. Она выпрямляется в другом направлении. Если поместить две цепи в один ящичек и сконструировать так, что, когда они выходят оттуда, они соединяются и будут очень прочными, а до этого скручены. Е: Мне нравится это...Но как соединить две цепи? С: Если связать их сверху, они не разойдутся... так они сделаны. Была построена модель, основанная на символической аналогии трюка с индийской веревкой. Максвелл строил умственные образы так, чтобы представить элементы каждой проблемы — символ без слов. Это было типа живописи. Ф. Гальтон сказал: «...Я не могу прийти к убеждению, что проблема решена мною, пока я не освобожу ее от слов». И Максвелл, и Гальтон пользовались механизмом символической аналогии, чтобы отойти от сверхрационализма, забалтывания проблемы.
|