![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Резонаторы — это полости, которые увеличивают силу первичного звука и окрашивают его.
Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резнированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди получили свое название регистры голоса — головной и грудной. Головные резонаторы – это полости выше нёбного свода, в лицевой части головы (носовые полости, носоглотка, пазухи носа – все они не способны менять объём, только носоглотка, из-за подвижности мягкого нёба, может менять свой объем. Резонируют они тогда, когда выходя из гортани, содержат много высоких обертонов (ярко выраженная высокая певческая форманта – ВПФ(высокая позиция)). ВПФ (высокая певческая форманта) – важное качество певческого голоса, от которй зависит его звонкость. Она характеризуется группой высоких сильно выраженных обертонов с частотой 2500 – 3000 Гц (у взрослых певцов) придаточные При пении возникают довольно явственные вибрации как в области лицевой части головы — головное резонирование, иногда называемое " маской", так и в области грудной клетки. Эти ощущения бывают очень сильны. Отзвучивание голоса " в маске" один из показателей правильной организации певческого звука. Ощущение головного резонирования возникает у разных певцов в разных областях. У некоторых оно появляется в той области лица, которую привыкли называть- " маской"; у других — у передних зубов верхней челюсти, третьи чувствуют его в области лобных пазух, четвертые — в области темени или твердого нёба. Область наибольшей вибрации обычно не бывает постоянной на протяжении диапазона голоса. Чаще всего на более низких нотах она ощущается впереди — в области передних зубов или передней части нёбного свода (точка Морана). По мере повышения звука ощущения перемещаются кзади и на верхних нотах появляются в районе темени. Варьируют эти ощущения и в связи с техникой образования звука. Не все сразу чувствуют резонаторы, поэтому многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения. К ним относятся: приемы, связанные с пением на звонкие согласные (" мычание" и " нычание"), когда рот закрыт и звук идет через носовые ходы, что приводит к сильному сотрясению стенок. Эти приемы помогают ученику понять, какого ощущения следует добиваться при пении. Так же весьма полезно использование в пении гласного звука и. Форманты этого гласного составляют 400 и 3000 Гц, т. е. в чисто произнесенном звуке и всегда имеется группа усиленных обертонов и отвечает верхний резонатор. С помощью гласного и мы легче вызовем явления головного резонирования, если сравнивать этот звук с другими гласными, не имеющими высококачественных формант. Грудной резонатор находится в трахее, бронхах и лёгких, наполненных воздухом. Он добавляет голосу силу, полноту и объёмность звучания. Резонирование происходит на низкой частоте, близкой низкой певческой форманте (НФП). Низкая форманта придаёт голосу округлость, полноту и мягкость звучания. Грудное резонирование ощущается, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной. Грудное резонирование, т. е. ощущения ясно выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все голосообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского. Резонаторные ощущения в грудной клетке воспринимаются певцом, если он приложит руку к груди. Трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. При глубоком вдохе они несколько растягиваются в длину, а за счет сокращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах менять и величину просвета. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей совершенно стабильны. При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые складки колеблются по смешанному типу, что позволяет петь весь диапазон, не ощущая регистровой ломки. Для певца грудное и головное резонирование является следствием правильно организованного певческого звука. Поэтому, певцу необходимо научится пользоваться в пении одновременно двумя резонаторами. При увлечении только головным или грудным резонированием, голос может деградировать. Предпочтение головного резонирования, при всей важности его, постепенно может привести к зажатию голоса. Певец начинает петь, как говорят, " только верхушкой", звук становится неполноценным, и пение затрудняется. Злоупотребление грудным резонированием тяжелит голос, становятся заметными регистровые переходы, затрудняется движение кверху, голос начинает покачиваться, теряет подвижность, детонирует. При злоупотреблении грудным резонированием может начаться ранняя тремоляция (качание голоса).
6. Характеристика основных приемов звуковедения в хоре: стоккато и маркато. Методы работы над ними. В практике хорового исполнительства различают следующие приемы звуковедения: legato, non legato, staccato, marcato. STACCATO – прием звуковедения, характеризующийся пением короткими, отрывистыми длительностями с легкими цезурами между звуками. При пении на staccato звук должен быть легким, упругим. Важно следить за тем, чтобы максимально сокращалось продолжительность звуков и увеличивались паузы между ними без запаздывания ритмического движения во времени. Несоблюдение этого движения ведет к нарушению метроритмической пульсации. Атака здесь происходит посредствам острого толчка диафрагмы в сочетании с мягкой, но активной реакцией гортани. Работа над стаккато способствует воспитанию гибкости голоса, точной атаки, определенности интонации и активности певческого дыхания. Более жестким, чем нон легато, является штрих маркато, означающий подчеркнутое, отчетливое исполнение каждой ноты. Но подчеркивание достигается не с помощью коротких пауз, а по средствам акцента.
16.Тип, вид и состав хора. Привести примеры для разных типов и видов хоров. П. Г. Чесноков: под хором понимается «собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы»;
Каждый из типов хора имеет две основные партии – верхних и нижних голосов.
Смешанный хор состоит из соединения двух однородных – женского и мужского, и имеет в своем составе четыре хоровые партии – сопрано, альт, тенор, бас. Если же одна из них отсутствует, то хор называется неполносмешанным
В однородном детском хоре к партии верхнего голоса относятся дисканты, к партии нижнего голоса – альты.
|